Госстандарт России в 1988 г. осуществил прямое внедрение «методом обложки» трех международных стандартов на системы качества- ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 - в виде соответственно ГОСТ 40.9001, ГОСТ 40.9002 и ГОСТ 40.9003. В настоящее время вместо этих стандартов действуют три государственных стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002 и ГОСТ Р ИСО 9003, представляющих аутентичный текст новых редакций международных стандартов ИСО 9001 — ИСО 9003. По существу, принятие этих государственных стандартов явилось первым шагом в формировании в нашей стране нормативной, методической и организационной базы создания и сертификации систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.
Как результат международной и государственной политики РФ в области стандартизации систем качества в 90-е годы в России достаточно активно осуществляется не только сертификация систем качества по данным стандартам, но развивается самооценка организации своей деятельности в области качества в том числе на основе требований стандартов ИСО серии 9000. По мнению ряда специалистов, самооценка является весьма перспективным направлением совершенствования внутрифирменных систем качества.
|
|
Стандарты ИСО 9000 предназначены для добровольного применения. Однако, как показывают исследования, в России для многих руководителей становится «делом чести» внедрить их любой ценой и побыстрее, и, получив сертификат, приблизиться к западному образу работы. В погоне за имиджем тратятся немалые средства и достаточно много времени на получение сертификата на систему качества. Действительно, имея данный документ, фирма более органично вписывается в конкурентную среду отечественного и зарубежных рынков, может эффектно продемонстрировать потребителю или инвестору предпосылки выпускать качественную продукцию, своё внимание и усилия решению этой проблемы, подчеркнуть использование в обиходе современного международного управленческого инструментария.
Сертификат соответствия системы качества стандартам ИСО 9000:2000 позволяет рассчитывать на доверие потребителя, однако оправдать и укрепить его может только надлежащее качество продукции. Поэтому фактически важно не только получить сертификат соответствия системы качества стандартам ИСО и поддерживать его, но и наладить на фирме действенный механизм обеспечения качества, обратить формальный подход к сертификации в единое стремление руководства и коллектива улучшить качество продукции, в общее дело при заинтересованности в успешных результатах каждого работника.
Наряду с тем, что роль стандартов ИСО серии 9000 в решении проблем качества весьма значительна, некоторые исследователи высказывают по отношению к ним критические замечания. Так, один из основоположников управления качеством доктор Дж. Джуран подчёркивает, что соблюдение требований стандартов ИСО или сертификация на соответствие им не гарантирует фирме занятия лидирующих позиций в области качества: «Фирмы, не двигающиеся дальше требований ИСО, почти гарантированно не станут лидерами по качеству». В то же время не удалось доказать, что фирмы, не сертифицированные по ИСО серии 9000, но прилагающие системные меры к повышению качества, производят продукцию более низкого уровня качества, чем имеющие указанный сертификат.
|
|
Опыт компаний-лидеров по качеству позволяет утверждать необходи-мость синтезирования современных концепций при построении эффективной системы качества. Стандарты ИСО серии 9000 устанавливают лишь минимальный набор требований к системам качества, это только «средняя школа» в управлении качеством. Отечественным организациям необходимо овладеть не только ими, но и TQM для расширения используемого арсенала способов борьбы с проблемами качества.