При установлении цены на новое изделие возможно применение следующих методов ценообразования:
- «средние издержки плюс прибыль»;
- анализ безубыточности производства и обеспечение целевой прибыли;
- на основе ощущаемой ценности (значимости) товара;
- на основе уровня текущих цен (на основе цен конкурентов).
Метод ценообразования «средние издержки плюс прибыль»
заключается в добавлении к себестоимости изделия прибыли в виде определенного фиксированного процента. Расчет следует свести в таблицу 5.
Таблица 5.-Расчет цены изделия по методу «средние издержки плюс прибыль»
| Статьи затрат | Сумма | Примечание | |
| на единицу, руб. | на весь объем (3160изделий), руб. | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 Полная себестоимость | 2281,82 | 7210553,2 | таблица 4 |
| 2 Норматив рентабельности (%) | 15 % | 15 % | 15 % |
| 3 Прибыль | 342,273 | 1081583 | ст. 1 * ст. 2 / 100 % |
| 4 Отпускная цена (без НДС) | 2624,093 | 8292136,2 | ст. 1 + ст.3 |
| 5 НДС | 472,337 | 1492584,5 | Д*ст.4 / 100% |
| 6 Отпускная цена (с НДС) | 3096,43 | 9784720,7 | ст. 4 + ст. 5 |
| Д* - ставка налога на добавленную стоимость, Д*=18% | |||
При расчете цены изделия на основе анализа безубыточности производства и обеспечения целевойприбылистроится график безубыточности производства (рисунок 2). Этот график показывает влияние на прибыль объемов производства, цены продаж и себестоимости продукции с разбивкой на условно-постоянные и переменные затраты. С его помощью определяется точка безубыточности, т.е. объем производства, при котором кривая изменения выручки от реализации (при заданном уровне цен) пересечется с кривой изменения себестоимости продукции. При данном объеме производства будет достигнута безубыточность производства, и дальнейшее увеличение объемов реализации приведет к появлению прибыли.

Рисунок 2
На рисунке 2 обозначены:
1 - условно-постоянные затраты при производстве продукции, тыс. руб.:
У1=Р, (7)
где Р - сумма статей 6, 7, 8, 9 калькуляции себестоимости продукции (таблица 4, графа 3), руб.;
Р =18609,24+155077+310154+71391,616=555231,86 (руб.).
2 - затраты на производство продукции (полная себестоимость продукции), тыс. руб.:
У2 = V*N + P, (8)
где V - переменные затраты на единицу продукции, включают в себя сумму статей 1 - 5 калькуляции себестоимости продукции (таблица 4, графа 2), руб.;
N- объем производства, ед.;
У2 = (1954+97,7+39,26+3,926+11,228)*3160+555231,86=7210552,1 (руб.);
3 - выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.:
Уз= Ц×N (9),
где Ц- цена единицы продукции (без НДС) (таблица 5, графа 2, статья 4), руб.;
Уз=2624,093*3160=8292133,9 руб.;
А - точка безубыточности, т.е. объем производства, при котором затраты на производство товара будут равны выручке от его реализации:
У2 = Уз или V*NA + P = Ц*NA,
NA = P / (Ц-V), (10)
NA = 555231,86/(2624,093-2106,114)=1072 изд.
Дальнейшее увеличение объемов реализации приведет к появлению прибыли П, руб.:
П=У3-У2 или П = Ц*N - (V*N + P), (11)
П=8292133,9-7210552,1=1081581,8 (руб.).
При установлении цены на основе ощущаемой ценности (значимости) товара основным фактором считают покупательское восприятие товара, которое в большей степени зависит от уровня торговой организации.
Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара используют неценовые приемы воздействия, так как сама атмосфера торговой организации сообщает товару дополнительную ценность.
Назначая цену с учетом уровня текущих цен, в основном, отталкиваются от цен конкурентов. Цена изделия может быть выше или ниже уровня цен основных конкурентов.
Цель всех методик - сузить диапазон цен, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара.
Установление окончательной цены осуществляется в ходе конкретных переговоров с покупателями (таблица 6). При этом также решаются вопросы создания собственной системы скидок для покупателей, разрабатывается механизм корректировки цен в настоящем и будущем с учетом стадий жизненного цикла товара.
Таблица 6 - Выбор окончательной цены изделия
| Наименование показателя | Величина цены изделия, руб. | Примечание | |
| 1 Цена продажи предприятия-изготовителя (отпускная цена с НДС) | 3096,43 | таблица 5 ст. 6 | |
| 2 Наценка торгующей организации | 619,286 | 20% п. 1 | |
| 3 Розничная цена | 3715,716 | п. 1 + п. 2 | |
При реализации продукции через разные торговые организации указываются соответствующие розничные цены на изделие.






