Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей развития ребенка

1. Изучение восприятия, мышления

1.1 Разбор и складывание пирамидки.

Цель: исследование восприятия величины, цвета, наглядно - действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).

1.2   Почтовый ящик

Цель: исследование восприятия формы, возможности осуществления операции сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

1.3 Вкладывание плоских фигур (доска Сегена и ее модификация)

Цель: оценка уровня развития наглядно - действенного мышления, зрительно -пространственной ориентировки,     сформированности     действий идентификации и моделирование.

1.4 Функциональные пробы для изучения восприятия цвета, формы, величины:

- «Спрячь мышку от кошки»;

- «Из каких фигур сделаны человечки?»;

- «Найди на рисунке предметы указанной формы»;

- «Раскрась большие предметы красным карандашом, маленькие зеленым».

1.5 Разрезные картинки

Цель: исследование наглядно - действенно - образного мышления,        возможности        перцептивного моделирования, оценка способностей смыслового и пространственного соотнесения частей и целого, их пространственной координации, т. е. исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

1.6 Кубики Кооса

Цель: исследование наглядно - образных форм мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

1.7    Функциональные пробы для изучения восприятия  пространственных отношений:

- раскрась флажки так, чтобы слева был синий флажок, справа-зеленый;

- какая рука?

- что где находится?

- что где нарисовано?

- в каком направлении едут машины?

1.8 Разложи картинки

Цель: изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению ее с геометрическими фигурами.

1.9 Методика исследования восприятия формы предметов Л.А. Венгера.

Цель:     оценка степени    овладенья действием соотнесения обшей формы конкретного предмета с формой заданного талона.

1.10 Методика изучения особенностей восприятия Т.Н. Головиной.

Цель: исследование способностей к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.

1.11  Назови предметы.

Цель: опенка состояния зрительного гнозиса, исследование способности к опознанию зрительных образов в условиях наращивания и уменьшения информативных признаков (силуэтные, контурные и зашумленные изображения)

2. Изучение внимания

1.1 Найди такую же картинку.

Цель: выявление умения ребенка длительно, концентрировать         внимание,         сохранять целенаправленность действия, изучение отвлекаемости внимания.

1.2    Перепутанные линии.

Цель: изучение особенностей внимания, его устойчивости и концентрации.

1.3 Кодирование (субтест из теста исследования интеллекта Векслера)

Цель: исследование свойств внимания, зрительно-моторной координации, произвольности скорости формирования новых навыков.

1.4 Корректурная проба

Цель: определение умственной работоспособности, особенностей внимания.

1.5 Лабиринты разной степени сложности.

1.6 Функциональные пробы:

«Делай как я»;

«Найди спрятанных зверей»;

«Найди различия в двух картинках»;

«Найди одинаковые предметы»;

 «Что изменилось?»

2.7 Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)

Цель: определение уровня развития произвольного внимания.

2.8 Методика Пьерона - Рузера.

Цель: изучение особенностей произвольного внимания, его объема, устойчивости, переключаемости.

3. Изучение памяти.

3.1 Запоминание картинок.

Цель: изучение особенностей образной памяти, соотношение непроизвольного запоминания наглядного материала, возможностей использования группировки в целях запоминания.

3.2 Опиши предметы (картинки).

Цель: изучение особенностей образной памяти, точности образов памяти.

3.3 Запоминание действий.

Цель: исследование способности ребёнка к запоминанию инструкций по выполнению ряда последовательных действий.

3.4 Методика «Заучивание десяти слов» (А.Ф. Лурия).

Цель: исследование особенностей словесной оперативной памяти: объёма памяти, скорость запоминания, точности воспроизведения; изучение индивидуальных качеств внимания (активность внимания, устойчивость, концентрация), состояния утомляемости.

3.5 Оперативное запоминание (А.Н. Леонтьев)

Цель: выявление способности к опосредствованному запоминанию, характера ассоциативной логической памяти, степени сформированности интеллектуальной деятельности (активный выбор значимых символов, критичность, осознание причинно - следственных отношений, умение обобщать и опосредовать).

3.6 Воспроизведение пиктограмм (Л.В. Замков)

Цель: исследовать особенности опосредованного запоминания, индивидуальные особенности ассоциаций, точность воспроизведения, степень осознанности ассоциаций.

3.7 Воспроизведение визуальных репродукций (Д. Векслер)

Цель: исследовать особенности зрительной памяти, способности к восприятию и точному воспроизведению зрительного образа.

3.8 Воспроизведение рассказов.

Цель: исследование особенностей словесно-логической памяти, понимание текста, развитие речи.

3.9 Методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная)

Цель: исследование особенностей оперативной и долговременной памяти, адекватности понимания изображенной ситуации.

3.10 Функциональные пробы:                                       

- «Назови картинки»;                                      

- «Узнай предметы»;                                      

- «Что изменилось?».                                          

4. Изучение воображения

4.1 Метод анализа продуктов деятельности ребенка (рисунков, построек, поделок).

4.2 Задания с речевыми замещениями в игре.

Цель: оценка возможности абстрагирования действий с предметами от самого предмета, понимание предметного значения слова и усвоение его символической функции.

4.3 Методика изучения воображения (Н.Н. Палагиной). Цель: изучить способность к моделированию словесных сюжетов игровыми средствами, умение составить игру по сюжетной схеме рассказа.

4.4 Методика О.М. Дьяченко.

Цель: выявление способности к творческому воображению, определение уровня развития воображения.

5. Изучение мыслительной деятельности.

5.1 Классификация невербальная

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации, выявление возможностей объединения наглядно - представленных объектов на основе выделение одного ведущего признака.     

5.2 Классификация невербальная

 Цель: выявление возможностей классификации по двум признакам на основе соотнесения цвета и формы.

5.3 Классификация невербальная

Цель: исследование возможностей классификации объектов по двум признакам на основе соотнесения формы и величины.

5.4 Классификация предметов

Цель: исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий. Методика даёт возможность исследовать особенности мыслительной деятельности: логику умозаключений, критичность, объём и устойчивость внимания, цветоразличение и зрительное восприятие в целом, умственную работоспособность.

5.5 Методика «Лабиринт» Л.А. Венгера.

Цель: выявление степени овладения действиями наглядно - образного мышления,

5.6   Лото В.М. Когана

Цель: оценка качества процессов сериации и классификации объектов на основе вычленение наглядно представленных признаков; исследование возможностей распределение и переключение внимания; оценка характеристик работоспособности (утомляемость,      пресыщаемость,      инертность деятельности)

5.7 Цветные матрицы Равена

Цель: определение уровня развития, невербальной составляющей интеллекта.

5.8 Исключение предметов (4-ый лишний)

Цель: исследование аналитико – синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщения.

5.9 Установление последовательности событий (последовательные картинки).

Цель: исследование особенностей мышления, способностей установления причинно - следственных и пространственно - временных связей, умение сопоставлять, делать сравнительную оценку нескольких данных, строить умозаключения.

5.10 Описание сюжетной картинки

Цель: исследование понимания детьми ситуации содержания картинки на основе аналитико-синтетической деятельности, возможности выделения существенного; изучение развитие речи ребенка.

5.11 Сравнение и различение понятий

Цель: выяснение возможностей выделения существенных признаков сходство и различие понятий и категориальных суждений.

5.12 Вербальные аналогии

Цель: выявление особенностей понятийного вербального мышления, характера логических связей и отношений между понятиями.

5.13 Понимание текста

Цель: выяснение возможностей осмысления ситуации на основе слухового восприятия, понимание явного и скрытого смысла, установление связи деталей в единое целое.

5.14 Методика Б.В. Зейгарник

Цель: изучение понимания скрытого смысла высказывания в метафорах,          пословицах,             фразах, дифференцированности и целенаправленности суждений,

степени их глубины.

5.15 Методика «Нелепицы»

(см. раздел» Изучение памяти»)

5.16 Выделение закономерностей

Цель: установление особенностей аналитико - синтетической деятельности, изучение способностей устанавливать закономерности на основе анализа наглядного материала

5.17 Функциональные пробы для изучения мыслительных операций анализа, сравнения

- Что изменилось?

- Что не нарисовано?

- Спрячь мышку?

6. Изучение развития речи

6.1 Экспрессивная     речь     (диалогическая и повествовательная)

Цель: исследование возможностей речевого общения, выявление объема активного словаря и воспроизведение слов различной звуковой и слоговой структуры; возможности комбинирования слов во фразы; уровня развития и качества связанной речи.

Задание:

- повторение изолированных звуков, слогов, простых и сложных слов, предложений;

- ответы на вопросы:

- название предметов и действий, изображенных на предметных и сюжетных картинках;

- составление фраз по сюжетным картинкам, допускающим однозначное толкование;

- составление рассказа по картинке.

6.2 Импрессивная речь

Цель: выявление возможностей декодирования речевого сообщения - контекстного и внеконтекстного понимания фразовой речи; понимание значение слов, обозначающих предметы и действия; понимание предложений инструкций; исследование фонематического слуха.

Задание:

- диалог;

- показ названной картинки;

- выполнение инструкций;

- выделение заданных речевых звуков.

Диагностический инструментарий для исследования личностных особенностей детей.

1. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных дня него жизненных ситуаций.

2. Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд)

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношения ребёнка в значимых для него людям.

3. Рисунок семьи

Цель: исследования восприятия ребёнком своего положения в семье, отношения к семье в целом и отдельным её членам.

4. Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина)

Цель: выявление особенностей взаимоотношения детей, оценка положения ребёнка в группе детского сада.

ИЛИ  Самооценка положения в группе (Я.Л. Коломинский)

Цель: определение оценки и самооценки положения дошкольника в системе межличностных отношений. (на выбор студента)

5. Методика изучения общения ребёнка со взрослым (Е.О. Смирнова)

Цель: определение формы общения ребёнка со взрослым.

6. «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

Цель: исследование особенностей самооценки ребёнка, воспитание отношения к нему и оценки значимых взрослых.

7. Методика изучения самооценки де Греефе

Цель: исследование обшей самооценки ребёнка в сравнение с оценкой им их других детей.

8. Методика «Цветик - семицветик»

Цель: изучение мотивационной сферы ребёнка.

9. Тест животных (Р. Заззо)

Цель: определение основных тенденций и ценностей ребёнка, его позиции и эмоциональной реактивности. 

10. Методика Дембо - Рубинштейн (модифицированный вариант Е.З. Басиной)

Цель: выявление особенностей Я - концепции ребёнка и самооценки по различным индивидуальным характеристикам.

11. Тест «Несуществующие животные»

Цель: исследование личностных качеств ребенка (самооценки, уровня притязаний, тревожности, агрессивности, и др.)

12. Детский апперцептивный тест (САТ)

Цель: исследование структуры личности ребёнка, выявление причин отклонений.

 

 

Приложение 7.

Рекомендуемая схема ведения протокола обследования.

Протокол №…

Дата и время проведения методики (фиксируется время начала и окончания выполнения ребенком заданий):

Испытуемый: ИМЯ, возраст

Исследователь:

Название методики

Цель методики:

Речь и действия исследователя Речь и действия ребенка Эмоциональные реакции ребенка Примечания
Инструкция:      

В протоколе фиксируются дословно все высказывания ребенка, ответы и действия исследователя, любые действия и эмоциональные реакции ребенка во время выполнения задания, даже если они кажутся вам неважными.

Анализ (качественный и количественный).

Вывод:

 

Приложение 8. Схема наблюдения за деятельностью ребенка    

 

1. Внешний вид. - особенности физического сложения ребенка; - состояние здоровья; - особенности мимики. 2. Установление контакта со взрослым и отношение ребенка к обследованию. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь вступать в контакт с незнакомыми взрослыми. Мимика: 6 типов эмоционального отношения со взрос­лыми. 1. Интимно-личностное отношение. 2. Активно-положительное отношение. 3. Спокойно-положительное отношение. 4. Пассивно-положительное отношение. 5. Конфликтное (амбивалентное). 6. Равнодушное. Отрицательное отношение ко взрослым у тревожных и заторможенных детей. Чувство дистанции ребенка. Понижение: фамильярное отношение к взрослым (ЗПР, психопатоподобное развитие, отсутствие воспитания). Повышение: робость, взрослый как стоящий на пьедестале (как тревожность, авторитарная среда). Проявление коммуникационной инициативы по отно­шению ко взрослым, задает вопрос по собственному жела­нию. Отсутствие тревожности или не сформированности полноценного общения, позитивного образа себя. Доминирующее содержание контакта. Что ребенка интересует в ситуации обследования. 3. Особенности внимания и организованности поведе­ния ребенка. - Устойчивость внимания. - Переключаемость внимания. - Организованность деятельности. - Самоконтроль. 4. Работоспособность. Общая продуктивность деятельности и то, что ей меша­ет (утомляемость: быстрое понижение результатов, особен­но в однотипичных заданиях). 5. Особенности мотивации. - Степень мотивации и ее содержание. - Степень вовлеченности ребенка в работу. Типы мотивов: · общение; · игровые; · познавательные; · мотивы достижения. 6. Оценка ребенком своих результатов. Выяснить, хорошо ли ребенок выполнил задание, дово­лен ли — выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оцен­ки? - Реакция на одобрение. - Реакция на замечание. - Реакция на трудности. - Реакция капитуляции. - Реакция мобилизации. 7. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон. - Отдельные эмоциональные реакции (от эйфории {не-мотивировано настроение}, дисфория.) - Эмоциональная лабильность (астения, инфантильность). - Тревожность (высокая, средняя, низкая.) 8. Динамические характеристики. - Общий темп работы. Срочная скорость выполнения задания — высокий темп (подвижный тип ЦНС). - Неравномерность. - Медлительность. Импульсивные реакции — стремление делать до выс­лушивания инструкции. 9. Обучаемость. - Принятие помощи ребенком. - Самостоятельное использование предложений по­мощи. 4 основных этапа помощи: оказание сначала минимальной помощи — в случае не­удачи — более развернутой. а) стимулирующая (эмоционально-регулирующая) помощь, поддержка ребенка, особенно для обидчивых и ранимых детей; б) направляющая помощь (организация выполнения задания) — для импульсивных, слабо пассивных детей; в) организующая помощь — четкая помощь в планировании выполнения задания, контроль за выполнением шагов — за психологом; г) развернутая - полный показ способа, совместное выполнение. 10. Особенности речевого развития. - Правильность (фонетич.) речи — фиксировать (звукопроизношение). - К началу школьного обучения все звуки должны быть поставлены. - Фиксировать правильность употребления, согласо­вания слов, наличие аграмматизмов. - Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка. - Фиксировать словарный запас (богат, беден, вы­чурность). - Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока. - Легкость и точность выражения мыслей или затруд­нения в речи (заикание). 11. Особенности развития моторики. - Тонкая моторика (по результатам рисования, конст­руктивных проб). - Макромоторика (устойчивость походки, координация, ловкость движений). 12. Другие особенности. - Могут быть клинические проявления - консультация с врачом. - Дурные привычки (кусание ногтей, сосание паль­цев, мастурбация).

Приложение 9.

                                Схема психологического заключения.

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Посещаемость на момент обследования образовательного учреждения. Адрес, состав семьи. Краткие сведения о родителях, их возраст, род занятий.

3. Причина обследования. Краткая запись жалоб или основание запроса.

4. Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным.

5. Краткое содержание обследования

6. Диагностическое заключение. Включает общую оценку психического развития с точки зрения соответствия возрастной норме и особенностей индивидуального развития.

7. Анализ причин установленных трудностей или нарушений.

8. Построение прогноза развития (условно-вариативный, ближайший).

9. Рекомендации. Советы по воспитанию, обучению. Предложения по коррекционной работе.

Дата написания заключения. Подпись психолога.                                                                    Данные, полученные при обследовании, не должны распространять­ся, чтобы не навредить ребенку. Это одно из основных требований профессиональной этики.

 

 

Приложение 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: