Тема 1: Предмет и метод микроэкономики. Базовые экономические понятия

МИКРОЭКОНОМИКА

Учебное пособие

 

 

Факультет:              Экономический

 

Направление: 38.03.01 – экономика

                       38.03.02 – менеджмент

 

 

Вологда

2015


УДК 330.101.542 (075)

ББК 65.012.1я73

 

Микроэкономика: Учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения / автор: Ю.В. Воропанова. – Вологда: ВоГУ, 2015. – 143 с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлениям подготовки 38.03.01 – экономика, 38.03.02 – менеджмент. В работе представлены основы микроэкономического анализа, которые дают представление об экономических процессах, явлениях и закономерностях, и показывают возможности его практического применения.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

 

Автор: Ю.В. Воропанова, кандидат экон. наук

 

Рецензенты:      доктор экон. наук, профессор П.М. Советов,

кандидат экон. наук, доцент М.А. Логунов.

                  

 


 

Содержание  
Введение 5
Тема 1.Предмет и метод микроэкономики. Базовые экономические понятия.  
1.1. Экономическая система и предмет микроэкономики. 6
1.2. Методы микроэкономики. 7
1.3. Базовые экономические понятия. 9
Тема 2. Основные принципы функционирования рыночной экономики.  
2.1. Типы экономических систем. 10
2.2. Основные функции рыночной системы. 11
Тема 3. Основные положения теории спроса и предложения.  
3.1. Спрос, предложение и установление рыночного равновесия. 13
3.2. Эластичность спроса и предложения. 16
3.3. Государственное регулирование рынка. 18
Тема 4. Теория поведения потребителя.  
4.1. Потребительский выбор. 19
4.2. Подходы к анализу поведения потребителя. 20
4.3. Бюджетное ограничение потребителя. 24
4.4. Равновесие потребителя. 27
Тема 5. Теория производства.  
5.1. Фирма как субъект экономики. 28
5.2. Производство и производственная функция. 31
5.3. Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. 32
5.4. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. 35
5.5. Оптимальный объем производства. Эффект масштаба. 39
Тема 6. Издержки производства.  
6.1. Концепции издержек, их структура и виды. 40
6.2. Динамика издержек производства в краткосрочном периоде. 42
6.3. Динамика издержек производства в долгосрочном периоде. 47
Тема 7. Прибыль предприятия.  
7.1. Бухгалтерская и экономическая прибыль. 49
7.2. Общий, средний и предельный доход. 51
7.3. Принцип максимизации прибыли. 52
Тема 8. Модели организации рыночных структур.  
8.1. Характеристики рыночных структур. 54
8.2. Модель совершенной конкуренции. 55
8.3. Деятельность совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. 56
8.4. Кривая предложения конкурентной фирмы. 59
8.5. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. 60
Тема 9. Монополия.  
9.1. Монополия: экономическая природа и виды. 62
9.2. Формирование предложения на рынке монополии. 64
9.3. Экономические последствия монополии. 67
9.4. Регулирование монополий. 71
Тема 10.Монополистическая конкуренция.  
10.1. Общие характеристики рынка монополистической конкуренции. 73
10.2. Производственный выбор в условиях ограниченной монопольной власти. 75
10.3. Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции. 76
10.4. Неценовая конкуренция и общеэкономическое значение рекламы. 78
Тема 11.Олигополия.  
11.1. Общие характеристики рынка олигополии. 79
11.2. Модели кооперативного поведения фирм. 80
11.3. Модели некооперативного поведения фирм. 84
11.4. Проблемы эффективности олигополии. 87
Тема 12.Рынки производственных ресурсов.  
12.1. Рынки ресурсов и факторные доходы. 88
12.2. Спрос на факторы производства. 90
12.3. Предложение производственных ресурсов. 95
12.4. Рыночное равновесие на рынке факторов производства. 96
Тема 13.Рынок труда.  
13.1. Общая характеристика рынка труда. 97
13.2. Заработная плата: виды, формы. 100
13.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 102
13.4. Действия профсоюзов на рынке труда. 105
Тема 14.Рынок капитала.  
14.1. Капитал как фактор производства. 107
14.2. Равновесие на рынке капитала. 110
Тема 15.Рынок природных ресурсов.  
15.1. Земля как фактор производства. 112
15.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов. 116
15.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов. 117
Тема 16.Теория общего равновесия и экономика благосостояния.  
16.1. Анализ частичного и общего равновесия в экономике. 119
16.2. Общее равновесие и экономическая эффективность. 121
16.3. Общее равновесие и экономика благосостояния. 126
Тема 17.Несовершенства рынка.  
17.1. Неопределенность и риск. 127
17.2. Асимметрия информации и эффективность рынка. 129
17.3. Внешние эффекты. 130
Список рекомендуемой литературы 135




Введение

Экономика – одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, обладающая своей структурой, системой  взаимоотношений и связей, поэтому она изучается многими науками, но с разных углов зрения.

Отличительной особенностью микроэкономики, также исследующей экономику как сферу жизнедеятельности общества, является рассмотрение закономерностей поведения основных субъектов рынка: потребителей и фирм. Изучение экономической деятельности с позиции микроэкономического анализа позволяет ответить на многие значимые вопросы, например: как участники рынка принимают решения о покупке и продаже товаров? какие факторы оказывают влияние на их решения? как структура рынка влияет на поведение его участников?

Данное учебное пособие имеет своей целью помочь студентам в освоении курса «Микроэкономика».

Изучение «Микроэкономики» позволит студенту:

- освоить знания и навыки экономического мышления;

- понять логику поведения субъектов рынка;

- знать методы оценки экономических ситуаций и самостоятельно принимать правильные управленческие решения.

Задачей данного учебного пособия является последовательное представление основных тем курса «Микроэкономика» в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом. В пособии рассмотрены ключевые понятия и законы экономического поведения потребителей и фирм, представлены основные типы рыночных структур и их особенности; изложены особенности рынков факторов производства: земли, труда и капитала, а также уделено внимание случаям неэффективной работы рынка. Учебное пособие включает в себя большое количество графиков, рисунков и таблиц, призванных облегчить восприятие теоретического материала.

В заключении приводится список рекомендуемой литературы, необходимой для более полного и развернутого изучения разделов пособия, для более качественной подготовки к практическим занятиям и итоговому дисциплинарному экзамену.

 

 

 



Тема 1: Предмет и метод микроэкономики. Базовые экономические понятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: