Реакция покупателей и производителей товаров на изменение рыночных цен и конъюнктуры рынка различна по степени интенсивности. Для характеристики и измерения степени влияния цен на поведение покупателей и производителей в экономике используется показатель эластичности.
В общем виде показатель эластичности рассчитывается как отношение изменения функции, выраженной в процентах к изменению независимой переменной, также выраженной в процентах:
, (1)
где
- значение функции;
- значение независимой переменной.
Эластичность спроса (
) – это чувствительность спроса по отношению к одной из его детерминант (факторов), которая рассчитывается как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению независимой переменной.
В зависимости от того, какая из детерминант спроса изменяется, различают:
1) Эластичность спроса по цене (прямая ценовая эластичность);
2) Перекрестная эластичность спроса;
3) Эластичность спроса по доходу.
Основные характеристики эластичности спроса приведены в табл. 2.
Характеристики показателей эластичности спроса
Таблица 2
| Показатель | Формула | Характеристика |
| 1. Эластичность спроса по цене |
где - изменение величины спроса;
- изменение цены.
| Различают:
1. При спрос эластичен: снижение цены приводит к существенному росту количества продаж, а общая выручка увеличивается;
2. При спрос неэластичен: снижение цены практически не меняет объемов продаж, а общая выручка снижается;
3. При единичная эластичность спроса: снижение цены вызывает пропорциональный рост продаж, выручка остается неизменной.
|
| 2. Перекрестная эластичность спроса |
где - изменение величины спроса на товар Х;
- изменение цены на товар Y.
| Различают:
1. - товары являются взаимозаменяющими друг друга;
2. - товары являются взаимодополняющими друг друга;
3. - товары являются независимыми в потреблении.
|
| 3. Эластичность спроса по доходу |
где - изменение дохода.
| Различают:
1. - спрос по доходу неэластичен, встречается для относительно худших товаров;
2. - спрос совершенно неэластичен, для товаров первой необходимости;
3. - спрос по доходу эластичен и характеризует нормальные, стандартные и высшие товары;
4. - спрос по доходу эластичен и характеризует предметы роскоши.
|
Эластичность предложения по цене отражает степень чувствительности производителей по отношению к факторам рыночной конъюнктуры:
, (2)
где
- изменение объема предложения,
- изменение цены товара.
Различают следующие основные виды эластичности предложения:
1)
- совершенно неэластичное предложение, характерно для кратчайшего периода времени, когда все факторы производства остаются постоянными, а предприятие не в силах изменить объем производства;
2)
- неэластичное предложение, характерно для краткосрочного периода, когда часть факторов производства может быть изменена, а предприятие может изменить объем производства, но незначительно;
3)
- эластичное предложение, характерно для долгосрочного периода, когда предприятие может изменить величину всех факторов производства.
На эластичность предложения оказывают влияние следующие факторы:
- фактор времени;
- наличие свободных производственных мощностей;
- наличие ресурсной базы;
- применяемые технологии;
- конъюнктура рынка;
- возможность длительного хранения продукции и т.д.
где
- изменение величины спроса;
- изменение цены.
спрос эластичен: снижение цены приводит к существенному росту количества продаж, а общая выручка увеличивается;
2. При
спрос неэластичен: снижение цены практически не меняет объемов продаж, а общая выручка снижается;
3. При
единичная эластичность спроса: снижение цены вызывает пропорциональный рост продаж, выручка остается неизменной.
где
- изменение величины спроса на товар Х;
- изменение цены на товар Y.
- товары являются взаимозаменяющими друг друга;
2.
- товары являются взаимодополняющими друг друга;
3.
- товары являются независимыми в потреблении.
где
- изменение дохода.
- спрос по доходу неэластичен, встречается для относительно худших товаров;
2.
- спрос совершенно неэластичен, для товаров первой необходимости;
3.
- спрос по доходу эластичен и характеризует нормальные, стандартные и высшие товары;
4.
- спрос по доходу эластичен и характеризует предметы роскоши.






