Формирование предложения на рынке монополии

Отличительной чертой модели чистой монополии является то, что одна фирма олицетворяет собой отрасль. Кривая рыночного спроса является кривой спроса на продукт фирмы-монополиста, т.е. фирма сталкивается с наклонной кривой спроса.

Наклонная кривая спроса свидетельствует о том, что фирма обладает рыночной властью, а спрос на продукт не является совершенно эластичным, как это происходит на рынке совершенной конкуренции (рис. 38).

У фирмы, имеющей наклонную кривую спроса, кривые средней выручки и спроса совпадают, и при этом . Кривая предельного дохода монополиста () располагается ниже кривой среднего дохода (рыночных цен), что указывает на тот факт, что в условиях монополии предельный доход не равен цене, за исключением исходной точки.

 

                   

 


                                                  

                                           

                                                                  

 

                                                                                

                                                            

                     

 

                                                            

Рис. 38 Выручка и прибыль в условиях монополии

 

Поскольку прибыль – это разность между общей выручкой и общими издержками, то фирма стремящаяся максимизировать прибыль будет предлагать на рынке такое количество продукта, которое будет увеличивать общую выручку. Изменение общей выручки зависит как от изменения рыночных цен, так и от количества предлагаемого продукта, поэтому максимальное значение выручки достигается при таком объеме спроса, при котором его ценовая эластичность становится единичной. Фирма-монополист будет предлагать такое количество товара на рынке, чтобы всегда оставаться на неэластичном участке кривой спроса (выше т.  на рис. 38).

Если посмотреть динамику предельного дохода, то именно этот отрезок (до т. ), характеризуется его положительным значением, которое становится нулевым в точке пересечения с кривой предельных издержек, что будет свидетельствовать о максимизации прибыли.

Таким образом, с целью максимизации прибыли фирма-монополист будет увеличивать предложение до тех пор, пока предельный доход будет превышать предельные издержки (), и наоборот, сокращать в случае . В целом для монополистического рынка будет складываться ситуация недопроизводства товара и установление рыночной власти продавца.

Рыночная власть отражает способность участника рынка определять условия сделки купли-продажи товара, не учитывая ответную реакцию других субъектов рынка. В условиях монополии таким участником выступает производитель товара.

Основными источниками рыночной власти продавца являются:

1) Доля фирмы в отраслевом предложении;

2) Дифференциация продукта;

3) Особые права располагаемые фирмой (патент, лицензия и др.);

4) Стратегическое взаимодействие фирм;

5) Высокие барьеры входа в отрасль;

6) Низкая эластичность спроса на продукт фирмы.

Степень рыночной власти определяется коэффициентом Лернера, который характеризует степень отклонения цены продукта от предельных издержек его производства:

 ,                           (34)

 или

 ,                        (35)

где - эластичность спроса по цене.

Значение коэффициента выражается в абсолютных величинах и может варьироваться от 0 в случае совершенной конкуренции, до 1 – для монополии. Чем выше значение коэффициента, тем большей рыночной властью обладает фирма.

Степень рыночной власти находится в обратной зависимости от эластичности спроса на продукт фирмы, а сама фирма будет назначать такую цену, которая превысит величину предельных издержек, что полностью характеризует поведение монополиста на рынке.

Однако, наличие рыночной власти не означает, что монополист может ее произвольно назначать. Свобода действий фирмы на монопольном рынке ограничена кривой спроса на продукт, которая задает уровень цен при каждом конкретном объеме предложения. Таким образом, суть реализации монопольной власти на рынке заключается в возможности выбора подходящей цены путем регулирования объема предложения.

Кроме того, наличие рыночной власти у монополиста не означает, что он получает сверхприбыли. Монополист может оказаться в условиях убыточности производства, если кривая спроса на его продукт будет располагаться ниже кривой его средних переменных издержек.

Объем предложения, который будет формировать фирма-монополист, зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса на продукт и его ценовой эластичности. При смещении кривой спроса, эластичность спроса на продукт монополии может как увеличиться, так и уменьшится, поэтому однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует, как и самой кривой предложения фирмы-монополиста.

Действуя в долгосрочном периоде, фирма-монополист будет изменять масштаб производства, ориентируясь только на объем рыночного спроса и уровень долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынка совершенной конкуренции, монополист может выбирать любой объем предложения, максимизирующий его прибыль.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: