Экономические последствия монополии

Как рассматривалось ранее, оценка эффективности рыночной структуры складывается из двух составляющих: эффективное распределение ресурсов () и осуществление производства продукта с наименьшими издержками ().  Условия эффективности рыночной структуры и их выполнение, приводят к тому, что суммарная величина излишков потребителя и производителя (общественное благосостояние) будет максимальной.

В модели монополии фирмы руководствуются тем же принципом функционирования, что и в модели совершенной конкуренции: . Однако, при аналогичных функциях производства и спроса результат долгосрочного поведения фирм будет различным (рис. 39).

Во-первых, цена монополиста () выше, чем цена совершенно конкурентной фирмы (), что является результатом проявления рыночной власти.

Во-вторых, объем предложения монополиста () несколько ниже, чем совершенно конкурентной фирмы (), что говорит о недоиспользовании положительного эффекта масштаба.

Таким образом, монополист производит мало продукта, а продает его дороже.

A
В  
                

 

 

                                                      

 

                       

                                                              С

                                                                

                                      

                                                             

 

Рис. 39 Экономические последствия монополии

 

Превышение монопольной цены над предельными издержками отражает неэффективность в распределении  ресурсов (рис. 39). Меньший объем выпуска монополиста, по сравнению с равновесным объемом, указывает также на низкую эффективность использования ресурсов. При этом производство осуществляется с издержками выше минимального уровня.

Таким образом, монопольный рынок является экономически неэффективным, продукт производится в меньшем объеме, а продается по завышенным ценам, что приводит к снижению уровня общественного благосостояния.

Эффективным считается такое распределение ресурсов, при котором не существует способа повысить чье-либо благосостояние, не понизив его для других. Данное условие выполняется в случае установления рыночного равновесия при . На рис. 39 общественное благосостояние выражено площадью треугольника, ограниченного по сторонам осью ординат и кривыми спроса и предложения. При этом часть треугольника, расположенная выше равновесной цены, отражает излишек потребителя, а ниже равновесной – излишек производителя.

Превышение цены фирмы-монополиста над равновесной рыночной ценой означает, что часть излишка перераспределяется в его пользу (прямоугольник А), и присваивается им в виде монопольной прибыли. Поскольку речь идет о перераспределении излишков, то общественного благосостояния данный процесс не затрагивает.  

Важным моментом в поведении монополиста является тот факт, что меньший объем производства приводит к потере части потребительского излишка (треугольник В) и излишка производителя (треугольник С). Поэтому проблема монопольного рынка сводиться не к перераспределению благосостояния в его пользу, а к появлению чистых потерь общественного благосостояния  (треугольники В и С), которые известны также как потери «мертвого груза».

Потери «мертвого груза» представляют собой социально-экономическую цену монополии и выражаются в виде омертвленных производственных ресурсов, затраты по которым не приносят выгоды. На рынке складывается парадоксальная ситуация одновременного нарушения интересов производителя и потребителя. Фирма-монополист не производит продукцию, которая может принести ему прибыль, а платежеспособные покупатели не могут приобрести нужный им товар.

Монополист был бы не против реализовать дополнительную единицу товара, но для этого ему пришлось бы реализовывать весь объем выпущенной продукции, что привело бы к снижению общего уровня цен с  до , и в конечном итоге, сократило бы прибыль монополиста.

Для извлечения большей прибыли фирма-монополист может применять дискриминацию цен, наличие которой на рынке предполагает, что один и тот же товар продается разным покупателям по разным ценам.

 Различают несколько степеней ценовой дискриминации:

1) Дискриминация цен 1-ой степени предполагает, что каждая единица товара продается по ее цене спроса. Если данный вид дискриминации удастся осуществить фирме-монополисту, то кривые предельного дохода и спроса совпадут (). В силу действия правила , выпуск продукции монополиста сравняется с равновесным объемом. Прибыль же увеличиться многократно, поскольку:

- каждый покупатель будет платить максимальную цену;

- вырастет число покупателей, т.к. будут задействованы все покупатели способные покрыть предельные издержки и принести продавцу хоть минимальную прибыль на каждой проданной единице товара.

Осуществление ценовой дискриминации 1-ой степени в настоящее время затруднительно, т.к. монополист должен знать цены спроса всех возможных покупателей. Некоторое приближение к данному виду дискриминации имеет оплата услуг юриста, адвоката, портного, парикмахера и т.д.

2) Дискриминация цен 2-ой степени предполагает, что назначение цен производится в зависимости от объема покупки, поэтому связь между объемом продаж и общим доходом фирмы-монополиста имеет нелинейный характер. В настоящее время данный вид дискриминации цен принял форму ценового дисконта:

- скидка за объем поставок, т.е. чем больше объем поставки или заказа, тем ниже цена;

- кумулятивные скидки также предполагают, чем больше объем покупки, тем ниже цена (например, разовый проезд в транспорте и стоимость проезда по проездному билету);

- ценовая дискриминация во времени (например, стоимость утренних и вечерних сеансов в кинотеатре, разные наценки в ресторанах в утреннее и вечернее время, праздничные дни, и т.д.).

3) Дискриминация 3-ей степени предполагает, что фирма проводит сегментацию рынка и для каждого сегмента покупателей назначает свою цену. Например, стоимость авиабилетов эконом- и бизнес-класса, стоимость билетов в театры, музеи, кинотеатры студентам, пенсионерам, военнослужащим, и т.д.

Характерно, что для групп покупателей с относительно низкой эластичностью спроса цена назначается на более высоком уровне, а покупатели с высокой ценовой эластичностью получают скидки.

Для фирмы-монополиста возможность назначать цену и производить объем продукции, меньше чем оптимальный появляется в силу отсутствия конкуренции на рынке. И это является еще одним негативным проявлением рынка монополии, помимо потерь «мертвого груза».

Отсутствие конкурентного давления снижает стимулы фирмы-монополиста к эффективному хозяйствованию и приводит к тому, что его фактические издержки производства выше возможного минимального уровня. Данное явление в экономике получило название Х-неэффективность (рис. 40).

Х-неэффек- тивность
          

                                                 

 

 

                                                           

                                                                  

                                                       

                                                           

                                                                                   

                                   

                                                                      

 

Рис. 40  Х-неэффективность и величина, вызванных потерь

Х-неэффективность – это потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимального размера фирмы. Данный вид неэффективности проявляется как в избытке производственных мощностей, управленческого и рабочего персонала, завышенных расходов на рекламу. Х-неэффективность может возникать и как следствие множественности преследуемых фирмой целей. Это могут быть производственные параметры (совершенствование производства, расширение доли рынка), так и организационные (цели собственника, цели управляющих).

Все перечисленных выше факторы приводят к превышению фактических издержек фирмы-монополиста тех издержек, которые могли бы быть достигнуты при оптимизации производства.

Таким образом, причиной Х-неэффективности является недостаточность конкурентного давления, поэтому она возрастает с ростом концентрации рынка и снижается при увеличении количества продавцов и усилении конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: