Производственный выбор в условиях ограниченной монопольной власти

На рынке монополистической конкуренции фирма самостоятельно принимает решение о цене товара и объемах выпуска. Однако, она сталкивается со следующими ограничениями в своей деятельности: линией спроса на свой продукт и возможностью его замещения аналогичными товарами фирм-конкурентов.

Убывающая кривая спроса на продукт приводит к тому, что фирма будет реализовывать имеющуюся монопольную власть путем установления цены, обеспечивающей максимальную прибыль. Другими словами, фирма будет осуществлять свой производственный выбор согласно правилу:  (рис. 43).

                  

                    

 

                                                        

                                                     

                           

                                                                       

                                                    

 

                                                                

Рис. 43 Производственный выбор фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

 

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции, а именно, спрос не является абсолютно эластичным, поэтому имеет отрицательный наклон. Причиной этого является дифференциация продукта (кривая , рис. 43).

Фирма, действующая на рынке монополистической конкуренции, не совпадает с отраслью, но, за счет дифференциации товара на своем сегменте, она - монополист. Фирма будет наращивать объемы выпуска до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с производством еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Точка пересечения кривых  и  задает размер выпуска , продавая который по цене  фирма максимизирует свою прибыль. На графике видно, что , и это говорит о том, что если бы эта цена установилась на рынке совершенной конкуренции, то объем производства был бы больше и составил .

Таким образом, на рынке монополистической конкуренции в условиях краткосрочного периода проявляются черты, как совершенной конкуренции, так и монополии. С одной стороны, фирма имеет не абсолютно эластичный спрос на свой продукт, что позволяет ей устанавливать цену выше предельных издержек производства, что свойственно монополии. С другой стороны, цена формируется под действием конкурентных сил. Это указывает на то, что фирма не контролирует цену, что свойственно совершенной конкуренции. Наличие дифференциации продукта не позволяет выявить четкую зависимость между ценой и объемом предложения фирмы, а значит, построить кривую предложения.

Анализ поведения монополистической конкуренции в долгосрочном периоде исходит из предпосылки отсутствия барьеров входа в отрасль и выхода из нее. Если в краткосрочном периоде фирма получает экономическую прибыль, то в долгосрочном будет происходить увеличение предложения. Действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремясь расширить свою долю рынка и увеличить прибыль за счет экономии от масштаба. Также в отрасль придут фирмы-новички, привлекаемые возможностью получения экономической прибыли.

Если спрос в отрасли останется неизменным, то появление новых фирм вызовет сокращение рыночной доли отдельной фирмы и повышение эластичности спроса на ее продукт. Это значит, что линия спроса на продукт, при прочих равных условиях, будет смещаться влево к началу координат. Поскольку в долгосрочном периоде фирма осуществляет предложение по цене не ниже средних долгосрочных издержек, то такое смещение, в итоге, приведет к равенству цены и данных издержек, следовательно, экономическая прибыль станет равной нулю и вход в отрасль новых фирм закончится, а отрасль окажется в состоянии долгосрочного равновесия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: