Модели кооперативного поведения фирм.
Модели некооперативного поведения фирм.
Проблемы эффективности олигополии.
Общие характеристики рынка олигополии.
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике и представляет собой структуру рынка, на котором происходит стратегическое взаимодействие ограниченного количества фирм.
К основным признакам олигополии относят следующие:
1) Немногочисленность и крупные размеры фирм, что проявляется в существовании на рынке ведущих компаний, которым принадлежит наибольшая часть суммарного объема продаж на данном рынке.
2) Высокие барьеры для входа на рынок вызваны тем, что сами компании имеют крупный размер, обеспечивающий им экономию на масштабах.
3) Однородность или разнородность продукта. В реальной экономике есть олигополистические отрасли, в которых продукт однороден (цементная, нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии), или дифференцирован (автомобилестроение, сотовая связь, бытовая техника).
4) Несовершенная информация.
Таким образом, рынок олигополии накладывает на фирму дополнительные ограничения. А именно, при принятии решений об объеме выпуска и ценах, фирма должна учитывать не только реакцию потребителей, но и конкурентов. Любые действия в условиях олигополии будут вызывать ответную реакцию со стороны фирм-конкурентов.
Фирма может расширить свое предложение за счет наращивания объемов выпуска и снижения цен, но это произойдет за счет сокращения рыночной доли конкурента. Стремление сохранить свое положение, заставит фирму-конкурента ответить понижением цен на свой продукт. В результате таких ценовых войн выигрывает потребитель, а такое поведение фирм приводит к движению рынка в равновесное состояние, и сокращению размеров прибыли фирм.
Фирмы, действующие на рынке олигополии, осознают свое положение, поэтому могут выбрать следующие модели поведения:
- модель кооперативного взаимодействия;
- модель некооперативного взаимодействия.






