Направления совершенствования расчетов по ЕСН

В настоящее время единый социальный налог платят с фонда заработной платы работодатели, что приводит к стремлению уменьшить всеми способами этот самый фонд со стороны работодателей, снизив тем самым легальную зарплату работников.

Работодатель имеет обширные возможности для такого снижения, в том числе штат квалифицированных юристов и бухгалтеров, финансовые возможности и способность, в конечном счете, определять окончательное содержание трудового договора, а следовательно, и указываемую в нем заработную плату. Это породило в коммерческой сфере массовый переход к "конвертным" схемам выплаты заработной платы, без уплаты ЕСН. Заниженные сборы ЕСН порождают, в свою очередь, недофинансирование социальных функций государства, с одной стороны, и лишают возможности работника отстаивать свои права и строить равноправные отношения с работодателем, с другой стороны.

В настоящее время государственные внебюджетные фонды (ФФОМС, ТФОМС и ПФ) испытывают острую нехватку денежных средств, и, соответственно, свернуты многие программы, обеспечивающие финансирование социальных функций государства. Суммы, идущие в настоящее время в обход бюджета и не попадающие в соответствующие внебюджетные фонды, достаточны не только для наполнения таких фондов, но и позволят увеличить в несколько раз финансирование социальных функций государства.

Работник понимает свою беззащитность перед работодателем, ему приходится терпеть и смиряться с увеличением рабочего дня до 10 - 12 часов без соответствующего повышения зарплаты; оплатой отпуска исходя из "белой" зарплаты; предоставление отпуска не в размере 28 календарных дней, а в значительно меньшем; принудительное разделение отпуска на 2 или 3 части; выплата всех компенсаций и пособий, в том числе по беременности и родам, исходя из "белой" зарплаты;

Благодарны ли граждане России государству, которое твердо стоит на защите их прав? Ответ очевиден, как и очевидна необходимость принимать меры.

Изменение всей системы налогообложения и администрирования ЕСН, финансирования Пенсионного фонда и других государственных внебюджетных фондов давно назрело.

Причиной всех потерь для РФ и ее граждан является несовершенство законодательства в сфере единого социального налога, в том числе следующие положения главы 24 НК РФ. В соответствии со статьей 235 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Главная проблема настоящей статьи - неправильный выбор налогоплательщиков. Избранные законодателем налогоплательщики абсолютно не заинтересованы в уплате ЕСН, но имеют следующие возможности для существенного занижения, а иногда и уклонения от уплаты ЕСН:

1) возможность диктовать условия заключаемых трудовых договоров;

2) полный контроль над налоговой и бухгалтерской отчетностью;

     3) возможность привлекать лучших юристов к анализу прорех в законодательстве и защите своих интересов;

4) значительно большие финансовые возможности у организаций по сравнению с обычными физическими лицами.

В то же время лица, действительно заинтересованные в уплате такого налога, - государство и работник, в соответствии с существующим законодательством не имеют реальных возможностей влиять на величину уплачиваемого ЕСН [25,c.38].

Работник - в связи с боязнью потерять работу. Государство - в связи с отсутствием возможности приставить по налоговому инспектору к каждому окошечку, в котором выдают зарплату. В результате государство теряет возможность финансировать социальные функции, а работник теряет право на достойную пенсию, эффективную медицину и другие социальные гарантии.

Многообразие налоговых ставок ЕСН, сложный порядок их исчисления и распределения между бюджетом и фондами делают проблематичной уплату ЕСН даже для добросовестного налогоплательщика. Удачный опыт по введению единой, плоской налоговой ставки НДФЛ можно с успехом применить и к ЕСН.

Уплата суммы налога отдельно в бюджет и отдельно в каждый из внебюджетных фондов приводит к значительным трудностям с уплатой ЕСН даже добросовестными налогоплательщиками.

Ошибка с указанием одной цифры КБК приводит к ситуации, когда деньги реально поступили в распоряжение государства, но уплаченными не считаются. Идет нагрузка на налоговые органы, вынужденные решать вопросы по возврату перечисленных платежей. Проблемы возникают у налогоплательщиков, которые честно пытаются платить налоги. Получается, что, если налоги не платить, проблем значительно меньше. Есть ли вообще необходимость перегружать Налоговый кодекс распределением сумм платежей между бюджетом и внебюджетными фондами, или такое распределение можно сделать в другом законе - тоже вопрос для обсуждения. Распределять сумму уплаченного налога между получателями средств могут и должны налоговые органы. Главная задача - максимально упростить расчет и уплату налога добросовестным налогоплательщикам.

Принципы, которые необходимо положить в основу совершенствования ЕСН, для устранения всех вышеперечисленных проблем:

1) налоги надо взимать с тех лиц, которые обладают меньшими возможностями по уходу от налогообложения;

2) лучше всего, когда у плательщика налога есть личная заинтересованность в уплате такого налога (например, если размер пенсии прямо связан с размером уплаченного ЕСН);

3) порядок взимания должен быть максимально простым;

4) ставка налога должна по возможности быть одинаковой для всех налогоплательщиков;

5) ставка налога должна по возможности быть низкой;

6) налог должен уплачиваться единым платежом и одним платежным поручением для исключения ошибок налогоплательщиков;

7) если есть необходимость в распределении платежей по уровням бюджетной системы, лучше, если такое распределение будет производить государственный орган, контролирующий сбор такого налога.

Пока концепция, положенная в основу взимания ЕСН, не будет выгодна как государству, так и работодателям, достичь полного решения проблемы нелегальных зарплат нереально.

Достижение такого результата возможно при следующем подходе:

- плательщиками ЕСН должны быть работники;

- удерживать ЕСН в качестве налоговых агентов будут работодатели;

- выплаченная зарплата, безусловно, должна уменьшать налогооблагаемую прибыль работодателя.

Такой подход подталкивает работодателя показывать в расходах зарплату полностью. Одновременно государство получает возможность собирать ЕСН в полном объеме и финансировать ФОМС, ФСС и ПФР совершенно на другом уровне. Работник получит пенсионные отчисления с реальной зарплаты и сможет увереннее отстаивать свои права в спорах с работодателем.

 

 

Заключение С введением единого социального налога большинство задач решено на уровне законодательного обеспечения, хотя следует признать, что снижение налоговой нагрузки на этом этапе будет мало заметным для большинства организаций и само по себе не слишком повлияет на их политику в отношении заработной платы.Введенная регрессивная шкала налогообложения является важным шагом, создающим предпосылки для пересмотра отношений между работникам и работодателем. Но организация может заработать право на применение регрессивной шкалы в текущем году, только при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы в предыдущем году и сохранении ее на минимально допустимом уровне в текущем году. Поэтому большинству предприятий применение регрессивной шкалы не реально.Сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями.Средств, поступающих в распоряжение этих фондов, основанных на допущении о том, что быстрых изменений в размерах официально выплачиваемой заработной платы не произойдет - на сегодняшний день не достаточно для финансирования всех основных социальных программ, осуществляемых этими фондами.Правильность организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН в организации должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий по государственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую помощь.Поэтому, целью дипломной работы являлось как можно, детальнее и правильнее описать организацию учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения.В первой главе рассмотрены теоретические основы налогов, правовые основы государственных внебюджетных фондов, освещены сущность и значение ЕСН.     Рассматриваются основы налогообложения и отчетность по ЕСН и пенсионному обеспечению. Объектом налогообложения для налогоплательщиков производящих выплаты физическим лицам признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц. Дается описание предоставления льгот применяемых при исчислении ЕСН, регрессивные ставки налога и порядок предоставления налоговой отчетности по ЕСН и пенсионному обеспечению. Во второй главе дана краткая экономическая характеристика деятельности Управления культуры и организации досуга населения мэрии г. Ульяновска и проведен анализ расчетов с органами социального страхования и обеспечения по каждому внебюджетному фонду. В третьей главе рассмотрена организация бухгалтерского учета в Управление культуры мэрии, учет расчетов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и фондами обязательного медицинского страхования. Кратко описываются результаты налоговой проверки, участка работы по организации учета и налогообложения расчетов по единому социальному налогу.В четвертой главе раскрыты проблемные вопросы по социальному страхованию и обеспечению, а также рассмотрены основные направления совершенствование расчетов с органами социального страхования и обеспечения. Социальное страхование не может рассматриваться в отрыве от состояния экономики, уровня и дифференциации доходов работников. Дальнейшее реформирование и совершенствование созданной системы социального страхования, повышения ее эффективности, необходимо путем становления на прочную подлинно страховую основу.

Несомненно, что ЕСН является – правильным и обоснованным шагом в организации налогового законодательства, но требуются доработки. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: