Учет расчетов с Фондами обязательного медицинского страхования

В соответствии с Российским законодательством ООО «Согласие» зарегистрировано в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования и в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

Отчисления в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования входят в состав Единого социального налога и соответственно налогооблагаемой базой для исчисления взносов по обязательному медицинскому страхованию признается налогооблагаемая база по Единому социальному налогу [35]. Соответственно исчисление взносов на обязательное медицинское страхование производится только с выплат и вознаграждений работников в части вида деятельности облагаемой по общему режиму налогообложения.

Нами рассмотрен расчет налогооблагаемой базы по взносам на обязательное медицинское страхование за ноябрь 2005года в таблице 11 «Расчет налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонды ОМС», которая используется на предприятии, так как налогооблагаемая база рассчитывается каждый месяц на каждого работника.

Таблица 11 - Расчет налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонды ОМС

  Ф.И.О. Общая сумма дохода руб. Не облагаемые ЕСН суммы дохода, руб. Не облагаемые суммы дохода, в связи с ЕНВД, руб. 53,4% Облагаем дохода по ЕСН, руб. 46,6% Сумма страх. взносов в ФФОМС, руб. 0,8% * Сумма страх. взносов в ТОМС, руб. 2%
Кураев К.К. 10500 2000 4539 3961 31,69 79,22
Сомина С.С. 10000 1000 4806 4194 33,55 83,88
Трошин Т.Т 10500 1000 5073 4427 35,42 88,54
Ярина А.А. 11000 1000 5340 4660 37,28 93,20
Итого: 42000 5000 19758 17242 137,94 344,84

    

* с 01.01.2006 г. ставка 1,1% [39].

Учет расчетов по взносам на обязательное медицинское страхование ведется на пассивном счете «Расчеты по социальному страхо­ванию и обеспечению». По кредиту данного счета отражаются суммы начисленных взносов на обязательное медицинское страхование, при этом суммы, начисленные за счет предприятия, подлежат включению в издержки производства, расходов на продажу - дебетуются соответствующие счета (20,26,44 и др.) [24, 34].

По дебету счета 69 проводятся суммы, перечисленные с расчетного счета в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета». На предприятии для учета расчетов с Фондом социального страхования по счету 69 «Расчеты по социальному страхо­ванию и обеспечению» открыт субсчет:

69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому обеспечению».

После начисления средств персоналу по расчетно-платежной ведомо­сти, расчета налогооблагаемой базы и исчисления взносов по медицинскому обеспечению делаются следующие проводки:

Д-т сч. 26/1 К-т сч. 69/3 – начислены суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование по начисленной оплате труда работников в части деятельности налогооблагаемой ЕСН

Синтетический учет расчетов с Фондом социального страхования ведется в журнале-ордере по счету 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» (приложение В). Затем обороты по дебету и кредиту, а так же сальдовые остатки на начало и конец месяца по счетам 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» из журнала – ордера переносятся в главную книгу (приложение Д).

В ООО «Согласие» начислена заработная плата работникам за ноябрь 2005 года. Фонд оплаты труда составил – 42000 рублей. Налогооблагаемая база для исчисления сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование согласно таблице 11 - Расчет налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонды ОМС составила – 17242 рубля. Был произведен расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование за ноябрь 2005 года:

в ФФОМС - 17242 руб. х 0,8% = 137 руб. 94 коп.

в ТФОМС – 17242 руб. х 2% = 344 руб. 84 коп.

Данная сумма была отнесена на затраты производства в части деятельности,

облагаемой ЕСН и сделана следующая проводка:

Дебет сч. 26/1 Кредит сч. 69/3 – 482 руб. 78 коп.

Согласно данной проводки была сделана запись в журнале-ордере по счету 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» (приложение В).

Ежемесячно предприятие обязано вносить авансовые платежи по страховым взносам на обязательное медицинское страхование не позднее 15-го числа следующего месяца, а если сумма налога, рассчитанная по итогам 1-го квартала, полугодия или девяти месяцев, превысит авансовые платежи, разницу надо заплатить до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Что касается разницы, выявленной по итогам календарного года, то эта сумма должна быть уплачена не позднее 15-ти дней со дня установленного для подачи налоговой декларации. То есть заплатить налог надо до 15-го апреля следующего года (включительно) [25].

После оплаты авансовых платежей делаются следующие проводки:

Д-т сч. 69/3 К-т сч. 51/1 – перечислены с расчетного счета взносы в Фонды обязательного медицинского обеспечения»

После расчета сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование за ноябрь 2005 года были перечислены с расчетного счета взносы в Фонд обязательного медицинского страхования платежным поручением № 248 от 06.12.2005 года в сумме 483 рубля и сделана следующая проводка:

Дебет сч. 69/3 Кредит сч. 51/1 – 483 руб. 00 коп.,

Согласно данной проводки была сделана запись в журнале-ордере по счету 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» [Приложение 3].

Отчетность по взносам в Территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования предоставляются предприятием в ИФНС до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом в составе Расчета по Единому социальному налогу.

В расчете отражаются данные о суммах исчисленных и уплачен­ных авансовых платежей, о сумме налогового вычета, налоговых льгот, расходов произведенные на цели социального страхования, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за отчетный период.

 

 

         

 3.2 Пути совершенствования организации и учета расчетов с

      органам социального страхования и обеспечения

Часто в бизнесе информация и деньги — сино­нимы. В крупных компаниях накоплены огромные объе­мы данных о заказчиках, рынках сбыта, финансах, кон­курентах. Если раньше эти сведения хранились на бумаге, то теперь они хранятся в электронной форме— в виде баз данных. Но ценностью любой информации оп­ределяется не только ее количеством, но и возможно­стью ее правильного представления. Ведение бухгал­терского учета в таких компаниях осуществляет большое количество работников, часто выполняющих лишние операции, которые может выполнять компью­тер. С другой стороны, в маленьких фирмах, таких как ООО «Согласие», где штат работников небольшой, на бухгалтерию ложатся зада­чи как бухгалтерского учета, так и финансового анали­за. Все это приводит к широкому распространению компьютерных технологий в области бухгалтерского учета [29].

Разумеется, для раскрытия всех дополнительных возможностей, которые несет в себе использование компьютеров, необходимо применять в работе на них ком­плекс программных и аппаратных средств, максимально соответствующий поставленным задачам. Поэтому в на­стоящее время велика потребность предприятий в компьютерных программах, поддерживающих работу управленческого звена компании, а также в ин­формации о способах оптимального использования имеющегося у компании компьютерного оборудования.

В неавтоматизированной системе ведения бухгал­терского учета обработка данных о хозяйственных опе­рациях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации — распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами.

Основные учетные документы в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой фай­лы данных, прочитать или изменить которые без компью­тера невозможно.

Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оцен­ке условий и процедур контроля [32].

Отличия компьютерной обработки данных от не­автоматизированной:

1) единообразное выполнение операций. Компью­терная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появление случайных ошибок, обыкно­венно присущих ручной обработке;

2) разделение функций. Компьютерная система мо­жет осуществить множество процедур внутренне­го контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Компьютерные системы позволяют ввести допол­нительные меры для поддержания контроля за ис­пользованием конфиденциальной информации на необходимом уровне. К подобным мерам может от­носиться система паролей, которые предотвраща­ют действия, не допустимые со стороны специа­листов, имеющих доступ к информации об активах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме; потенциальные возможности уменьшения появления ошибок и неточностей в бухгалтерских до­кументах;

3) возможности усиления контроля со стороны адми­нистрации. Компьютерные системы дают админист­рации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятель­ность фирмы. Наличие дополнительного инстру­ментария обеспечивает укрепление системы внут­реннего контроля в целом и обеспечивают, таким образом, снижение риска его неэффективности;

4) инициирование выполнения операций в компью­тере. Компьютерная система может выполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательно документиру­ется, как это делается в неавтоматизированных системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатацию адми­нистрацией предполагает в неявном виде на­личие соответствующих санкций [29].

Использование персональных компьютеров для автоматизации бухгалтерского и налогового учета является важной составной частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия. Безусловно, компьютерная программа не может заменить грамотного бухгалтера, но она позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности.

Наиболее известным программным продуктом в области бухгалтерского учета является: 1С: Предприятие. Данная программа представляет собой готовое решение для автоматизации практически всех участков бухгалтерского учета. Нас больше всего интересует кадровый учет и учет расчетов с сотрудниками по заработной плате, в части формирования сведений о стаже и заработке для целей персонифицированного учета в ПФ РФ, начисления Единого социального налога, а так же учет расчетов с внебюджетными фондами. При проведении документов производится отражение хозяйственных операций одновременно в бухгалтерском и налоговом учете. В программе существует возможность автоматического выявления возможных ошибок данных налогового учета методом сопоставления данных налогового и бухгалтерского учета. Программа позволяет формировать отчеты в ИФНС РФ и Пенсионный фонд.

В ООО «Согласие» бухгалтерский и налоговый учет ведется без применения программы «1С: Предприятие», что существенно осложняет ведение бухгалтерского и налогового учета, затрачивается гораздо больше времени на расчет страховых взносов в ФСС, ТФОМС, ФФОМС, ПФ РФ, а так же на составление налоговой отчетности и учета расчетов с внебюджетными фондами.

Существуют и другие программы, призванные облегчить труд бухгалтера.

Программа “Налогоплательщик ЮЛ” предназначена для автоматизации процесса ввода налоговой и бухгалтерской отчётности, печати документов на бумажных носителях, формирования введенной информации бухгалтерской и налоговой отчётности на магнитных носителях налогоплательщиком и передача отчетности в налоговые органы в электронном виде на магнитных носителях.

При составлении в программе «Налогоплательщик ЮЛ» налоговой отчетности, в частности, Расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования РФ, налоговой декларации по единому социальному налогу, декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование программа автоматически заполняет реквизиты предприятия и переносит остатки предыдущих отчетных периодов, автоматически рассчитывает суммы авансовых платежей и страховых взносов за определенный налоговый период, что конечно же экономит время и силы бухгалтера. Кроме того перед выгрузкой отчетности на магнитный носитель можно произвести проверку заполнения отчетности, что дает возможность сдачи отчетности в ИФНС, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд без ошибок.

Программа “Налогоплательщик ЮЛ” применяется в ООО «Согласие», что обеспечивает точность и достоверность предоставляемых в ИФНС данных.

Так же существует программа «Подготовки данных Персонифицированного учета», которая предназначена для ввода и формирования в выходные текстовые файлы для передачи в ПФР, следующих данных:

• Анкет Застрахованного лица (форма АДВ-1).

• Заявлений об обмене Застрахованного лица (форма АДВ-2).

• Заявлений о выдаче дубликата Страхового свидетельства (форма АДВ-3).

• Индивидуальных сведений о Стаже и Заработке Застрахованного лица (формы   СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2).

• Справок о смерти (форма АДВ-8).

• Запросов выписки из Лицевого счета Застрахованного лица (форма СЗВ-26)

• Сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (форма СЗВ-К).

Программа CHECKPSN.EXE является программой проверки сведений о застрахованных лицах на машинном носителе, представляемых в ПФР для системы персонифицированного учета, подготовленных в формате 04.00. Проверяемая информация должна быть представлена в виде одного текстового файла в соответствии с "Правилами подготовки Анкетных данных и Индивидуальных сведений о Застрахованных лицах, предоставляемых в Пенсионный фонд для системы персонифицированного учета". Только проверка, осуществленная данной программой и окончившаяся успехом, является критерием правильности данных в файле.

Хотя файл, соответствующий пачке документов, должен быть представлен на дискете, программа позволяет проверять файлы и на жестком диске. Сообщения об ошибках и предупреждениях заносятся в файл-журнал.

Программа предоставляет также удобный способ просмотра файла-журнала одновременно с проверенным файлом. Имеется также возможность редактирования проверенного файла. Предусмотрена возможность автоматической коррекции файлов в режиме просмотра журнала.

Данные программы применяются в ООО «Согласие», что обеспечивает точность и достоверность предоставляемых в Пенсионный фонд данных.

Российское законодательство постоянно изменяется. Ежегодно новые нормативные акты корректируют, уточняют и дополняют существующий порядок регулирова­ния различных отраслей права.

На практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда крайне важно знать точ­ную дату вступления в силу документа, либо внесенных в него изменений. От этого зависит применение той или иной меры ответственности, решение о выплате определенных сумм, предоставление форм бухгалтерской и налоговой отчетности применительно к конкретному налоговому периоду.

Для того, что бы быть всегда в курсе всех изменений в налоговом законодательстве бухгалтеру крайне необходимо оперативно получать интересующую его информацию. Именно для таких целей существуют различные справочно-правовые системы. Одной из таких систем является справочно-правовая система «Гарант». Справочно-правовая система «Гарант» включает в себя нормативные документы, разъяснения, комментарии, схемы, консультации, формы документов, словари. Справочно-правовая система «Гарант» постоянно обновляется, что обеспечивает оперативность получения бухгалтером необходимой ему информации. Кроме того в справочно-правовой системе «Гарант» представлены электронные версии бераторов. Бератор – это постоянно обновляющиеся издание – энциклопедия, которая включает в себя огромный энциклопедический объем информации по бухгалтерским и налоговым проблемам: описание ситуаций из каждодневной бухгалтерской практики, типовые решения, конкретные примеры, практические рекомендации о том, как грамотно отстаивать интересы предприятия.

Федеральный закон от 10.01.2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» разрешил организациям не предоставлять налоговую и бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях, пересылая эту информацию через Интернет.

К сожалению в ООО «Согласие» система «Налоговая отчетность через Интернет» не применяется, хотя ее применение сэкономило бы огромное количество времени, затрачиваемого для того, чтобы бухгалтеру лично предоставить отчетность в ИФНС РФ, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. 

 

Заключение

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Таким образом, государственные внебюджетные фонды социального назначения представляют собой многофункциональную финансовую систему.

Среди них ведущую роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое наззначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения Национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

С целью объединения и упрощения отчислений во внебюджетные фонды с 1.01.2001г. был введен Единый социальный налог, который заменил взносы в социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пока сохраняются в неизменном виде, и переход к единому социальному налогу никак не затрагивает этот вид платежей. Они позволяют государству получать дополнительные финансовые ресурсы, что в свою очередь делает возможным выплату пенсий, пособий и других социальных льгот гражданам РФ.

ООО «Согласие», осуществляющее отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения гарантируют своим работникам потерявшим трудоспособность защиту в виде социальных выплат.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государственные органы социального страхования и обеспечения играют важную роль в развитии социальной сферы.

ООО Согласие», являясь плательщиком отчислений на социальное страхование и обеспечение, регулярно производит отчисления в государственные внебюджетные фонды. Необходимо отметить, что ООО «Согласие» уплачивает взносы в срок. Оперативный, бухгалтерский и налоговый учет ведется в ООО «Согласие» в соответствии с действующим законодательством. Порядок, форма, система оплаты труда, другие виды доходов работников, которые включаются в налогооблагаемую базу по страховым взносам на обязательное социальное страхование и обеспечение определяется предприятием с учетом правил, предусмотренных действующим законодательством.

Однако необходимо постоянно совершенствовать учет, организацию и анализ расчетов с органами обязательного социального страхования и обеспечения:                                

- реформирование бухгалтерского учета должно быть максимально направлено на то, чтобы учесть все особенности построения системы страховых взносов на обязательное социальное страхование и обеспечение;

- использовать новейшие программные продукты и компьютерные технологии для организации учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения;

- не менее важно формировать у налогоплательщика сознательного отношения к его обязательствам перед государством и это достигается не только продуманным законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов, компетентностью их сотрудников, работой средств массовой информации.

 

 

  Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации с изм. и доп. от 23 декабря 2003г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ с изм. и доп. от 09 мая 2004г.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации с изм. и доп. от31 декабря 2005 г.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ в редакции Федерального закона от 27 апреля 2004г. № 32-ФЗ

5. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с последующими изм. и доп.

6. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с последующими изм. и доп.

7. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с последующими изм. и доп.

8. Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с последующими изм. и доп.

9. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с последующими изм. и доп.

10. Федеральный закон от 31 декабря 2002г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», с последующими изм. и доп.

11. Федеральный закон от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»,  с последующими изм. и доп.

12. Федеральный закон от 22 декабря 2005г. № 180 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях в 2006 году».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: