Учет денежных средств на расчетном счете ООО «Контур»

Форма расчетов платежными поручениями является выгодной для ООО «Контур», т.к. оплата производится за уже поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные ему услуги. Для поставщика с точки зрения надежности и быстроты получение денег выгодна 100%-ная предоплата платежным поручением, для пла­тельщика предоплата означает замораживание денежных средств, поэтому соглашаться на нее нужно только в случае крайней необходимости.

ООО «Контур» ежедневно получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций (приложение Ж). К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком и, таким образом, является основным документом, согласно которому бухгалтер ООО «Контур» составляет корреспонденцию счетов о движении денежных средств. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы бухгалтером изучаемого предприятия принимаются на счет 63 ”Расчеты по сомнительным долгам”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления, что на предприятии ООО «Контур» не всегда выполняется.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятие ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются, остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит Журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2а. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в Журнал-ордер и в ведомость итогами (приложение И).

Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк Журнала-ордера №2 и ведомости № 2а за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в Журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.

Таблица 6 - Учет денежных средств на расчетном счете

Дебет   Кредит Хозяйственная операция Сумма (руб.)
51 57.1   Поступление инкассированной выручки     15000
51 50.1 Внесены наличные денежные средства из кассы на расчетный счет     25000
       

Продолжение таблицы 6

Дебет Кредит Хозяйственная операция Сумма (руб.)
70 51 Перечислена с расчетного счета заработная плата работникам   26300
68 51   Перечислены налоги и сборы в бюджет   5300
60 51 Перечислено поставщикам за поставленные товарно-материальные ценности   19500

 

Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем – перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк.

 Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой ООО «Контур» был открыт один расчетный счет в банке по его выбору.

Для открытия счета в банк были предоставлены следующие документы:

- заявление на открытие счета;

- копия решения о создании организации или учредительные и иные     документы, необходимые при государственной регистрации, подтверждаются в соответствии с законодательством РФ создание организации;

- свидетельство о регистрации;

- копия устава (положения);

- карточка с образцами подписей и оттиска печати;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем;

- карточка с образцами подписей и оттиска печати, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия.

После предоставления таких документов банк открыл расчетный счет и присвоил ему двадцатизначный шифр.

У ООО «Контур» открыт расчетный счет в отделение Ульяновского филиала ОАО «АК БАРС» Банк. Через этот счет, предприятие осуществляет безналичные расчеты, прежде всего, с поставщиками по товарным и нетоварным операциям, а также с покупателями за поставленную продукцию [8].

Работа с банком ведется автоматизированным способом, используя программу «Клиент- Банк».

С расчетного счета ООО «Контур» осуществляет основную часть своих платежей, а именно: оплата поставщикам за поставленную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, погашение задолженности бюджету и внебюджетным фондам, а также могут быть произведены платежи по кредитам, займам, процентам, уплате штрафных санкций и т.п.

Для того чтобы банк принял, выдал или осуществил операцию с безналичными денежными средствами, бухгалтер должен представить в банк специально оформленные документы, подписанные руководителем и главным бухгалтером предприятия, т.е. лицами, чьи образцы подписей представлены в банк. В отдельных случаях право первой подписи может принадлежать заместителю директора, а вторая и вовсе отсутствовать, но, тем не менее, образцы подписей должны быть согласованы руководителями предприятия и банка.

 Первичными документами, на основании которых осуществляются операции на расчетном счёте, являются:

- при наличных расчётах– это денежные чеки и объявление на взнос наличными;

- в случае безналичных перечислений– платёжные поручения, платёжные требования-поручения, расчётные чеки.

В ООО «Контур» наиболее часто применяют форму безналичных расчетов платежными поручениями (приложение К). Так как платежи за поставленную продукцию, в бюджет и внебюджетные фонды осуществляется, как правило, только в безналичном порядке, основной поток выплат денежных средств должен осуществляться с расчетного счета.

Прием и выдача денег, то есть наличные перечисления банком производится по следующим документам:

Объявление на взнос наличными – выписывается в одном экземпляре лицом, который вносит деньги на расчетный счет предприятия. Чаще всего это бухгалтер-кассир, материально-ответственное лицо. О приеме денег банк выдает квитанцию, которая прикладывается к расходному кассовому ордеру, как оправдательный документ.

Чек (денежный) предназначен для того, чтобы получать денежные средства с расчетного счета в кассу предприятия. Для этого необходимо получить в учреждении обслуживающего банка чековую книжку, в связи с этим заполняется заявление на получение чековой книжки. В заявлении говорится о том, что руководитель доверяет своему работнику получение денег с расчетного счета и заверяет его подпись. Чек выписывается в одном экземпляре от руки. Исправления в чеке не допускаются, банк не принимает такие чеки. На обратной стороне чека указываются суммы и цели, на которые будут получены деньги с расчетного счета в кассу.

Платежное поручение – приказ банку о перечислении денег с расчетного счета предприятия на счет получателя. Платежные поручения нумеруются с начала года до конца отчетного года и регистрируются в журнале регистрации платежных поручений. Как и в случае с нумерацией приходно-расходных документов кассы программа 1:С «Предприятие» позволяет отказаться от ведения журнала регистрации платежных поручений. А программа системы «Клиент-Банк», используемая на предприятии ООО «Контур», дублирует реестр отправленных и полученных документов, который может быть сформирован за любой отчетный период. В платежном поручении указываются реквизиты получателя: ИНН, наименование организации, № расчетного счета, корреспондирующий счет и БИК банка, в котором открыт счет, а также наименование платежа – за что и согласно какого документа делается перечисление. Платежное поручение должно быть напечатано в нескольких экземплярах, один из которых остается в банке, другой служит оправдательным документом к получаемым выпискам банка и находится в организации, которая делает перечисление. Платежное поручение подписывается руководителем предприятия (или лицом, имеющим право подписи финансовых документов, например заместителем руководителя) и главным бухгалтером и заверяется печатью. Банк сверяет печать и подписи с образцами, находящимися на карточке и после этого делает перечисление.

Платежное требование-поручение – выписывается поставщиком и направляется покупателю, чтобы с расчетного счета получателя были списаны деньги. Часто это регулярные ежемесячные платежи за коммунальные услуги (электроэнергию, водоснабжение) или услуги связи. Банк может списать деньги с расчетного счета только по поручению владельца счета или с его согласия. Платежное требование, как правило, бывает с акцептом, то есть деньги с расчетного счета списываются через несколько дней, с момента поступления такого документа. Банк обязан уведомить клиента о получении такого требования заранее. Если организация не согласна, то она может отказаться от этого платежа. Для этого предоставляется в банк документ – отказ от акцепта. Например, если организация уже оплатила этот счет наличным путем. В бесспорном порядке (то есть без согласия клиента) банк может списывать денежные средства только в исключительных случаях: по решению суда, по требованию налоговой инспекции об уплате налоговых недоимок и пеней, начисленных по результатам проверки.

Выписка банка – копия лицевого счета предприятия. Храня денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, то есть на эту сумму имеется кредиторская задолженность, поэтому остаток и поступление денег на расчетный счет банк записывает по кредиту, а уменьшение своего долга по дебету. Бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать поступление по дебету, а списание по кредиту счета. Полученные выписки бухгалтер обрабатывает, то есть к каждой сумме в выписке подбирает оправдательные документы (платежные поручения, мемориальные ордера, квитанции, требования-поручения и.т.д.), затем складывает их в календарном порядке, сшивает их и напротив каждой суммы ставит корреспондирующий счет.

Синтетический учет ведется на счете 51 “Расчетный счет”. Счет активный. По дебету счета учитываются поступления денежных средств.

Таблица 7 - Поступление денежных средств на расчетный счет

Дебет Кредит Хозяйственная операция Сумма (руб.)
51 50 Поступили деньги на расчетный счет из кассы предприятия 17000
51 66 Зачислен краткосрочный кредит банка 10000
51 76/2 Поступили денежные средства по признанной претензии 2500

 

Расход денежных средств предприятия с расчетного счета учитывается по Кт счета 51 на основании расходных документов.

Таблица 8 - Выбытие денежных средств с расчетного счета

Дебет Кредит         Хозяйственная операция Сумма (руб.)
60 51 Оплачены услуги или товар поставщикам   6200
69 51 Перечислен ЕСН с заработной платы   4700
68 51 Перечислены налоги в бюджет     3500
58 51 Перечислены денежные средства за ценные бумаги   5200

 

    Учетным регистром является журнал-ордер № 2, который ведется по кредиту счета 51 и ведомость № 2, которая ведется по дебету счета. Записи производятся на основании выписок банка. После окончания месяца подсчитываются итоги и выводится остаток, который определяет наличие денежных средств на расчетном счете.

Ежеквартально или один раз в год делается подтверждение остатка на расчетном счете и это подтверждение сдается в банк. Между банком и предприятием заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании, в котором фиксируется перечень услуг банка и тарифы комиссионных вознаграждений. Суммы, которые организация платит банку за расчетно-кассовое обслуживание, за выдачу или пересчет наличных денег учитываются как операционные расходы: Дт91/соответствующий субсчет Кт 51.

Некоторые банки выплачивают организациям вознаграждение за использование средств, которые остаются на расчетных счетах этих организаций. Сумма поступившего вознаграждения учитывается как операционные доходы и отражается: Дт 51 Кт 91/ соответствующий субсчет, в соответствии с утвержденным планом счетов.

Платежными поручениями в ООО «Контур» чаще всего производятся:

- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюд­жетные фонды;

- перечисления денежных средств в целях возврата - размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;

- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения по­мещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, ус­тановленной законодательством.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены гла­вой 25 части I Гражданского кодекса РФ.

Поручение оплачивается с соблюдением установленной законодательством оче­редности платежей (ст. 855 ч. II ГК РФ) [1]. Платежное поручение в ООО «Контур» составляется на бланке формы 0401060 в соответствии с приложением 1 к Положению Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 № 2.

Форма расчетов платежными поручениями является выгодной для плательщика, когда оплата производится за уже поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные ему услуги. Для поставщика с точки зрения надежности и быстроты получение денег выгодна 100%-ная предоплата платежным поручением, для пла­тельщика предоплата означает замораживание денежных средств, поэтому соглашаться на нее нужно только в случае крайней необходимости.

При внесении денег на счет банку представляется объявление на взнос наличными (ОВН). Оправдательным документом при этом является квитанция, заполняемая вместе с ОВН, отмеченная банком.

Предприятие ежедневно получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. Схема расчетов показана на рисунке 1.

К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

 

  Материальные ценности, работы, услуги

 

Рисунок 1 - Схема расчетов платежными поручениями

 

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия ООО «Контур», открытого ему банком и является, таким образом, основным документом, согласно которому бухгалтер составляет корреспонденцию счетов о движении денежных средств.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.

Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Синтетический учет операций по расчетному счету в ООО «Контур» бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются, остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды.

По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит Журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2.

Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в Журнал-ордер и в ведомость итогами.

Учет движение денежных средств на расчетном счете показан на рисунке 2.

Первичный учет

  Первичные документы

 

 

  Выписка банка из расчетного счета

 

Аналитический            

   учет

 


Дт   Кт

                                                      

                                                  Дт 51                 Кт 51

 

  Журнал ордер № 2

Синтетический учет

 

                                                           

Главная книга

 

                                                             Баланс

 

Рисунок 2 Схема учета денежных средств на расчетном счете

Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк Журнала-ордера и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в Журнале ордере, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.

 

Таблица 9 - Учет денежных средств на расчетном счете

Дебет Кредит Хозяйственная операция Сумма (руб.)
51 50.1 Внесены наличные денежные средства из кассы на расчетный счет   7400
51 62 Поступила выручка от реализации продукции   23000
68 51 Перечислен налог на доходы физических лиц   4700
60 51 Перечислено поставщикам за поставленные товарно-материальные ценности   10000

 

    Для любой сферы деятельности денежные потоки отражают как поступление денежных средств (денежные притоки), так и их расходование (денежные оттоки).

В связи с применением на предприятии ООО «Контур» автоматизированной системы учета в программе 1:С «Предприятие» данные Журнала-ордера и ведомости № 2 автоматически попадают в главную книгу. Данный вид учета имеет следующие преимущества: при «разноске» банка данные о поступлениях денежных средств одновременно отражаются не только по дебету счета 51, но и по кредиту счета 62 в разрезе субсчетов и контрагентов.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: