Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Тема 12. Экологические преступления

Занятие 1.

1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК РФ, ВК, ЗК РФ, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК. При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства.

Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора. В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды.

В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

 Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях. Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21). О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь. По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности. При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.). Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия. Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

 

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Основной непосредственный объект преступления — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране жизни и здоровья человека.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы — это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней. В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности исходя из критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование охраны окружающей среды. Установлено пять классов опасности: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически не опасные отходы.

Правовые основы обращения с отходами определены названным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 25.06.2012) <1> и рядом постановлений Правительства РФ

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций. Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком). Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

 Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.

Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

 Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить

Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее: — загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою; — отравление окружающей среды — разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации; — заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения); — причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246); — массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза. Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах. Пункт 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций установлена Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2012) <1>, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

 При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей. Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248).

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного — в целом все преступление является неосторожным.

Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП. Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи).

Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов.

В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

Комментируемая статья в части захоронения радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов с нарушением установленных правил имеет сходство со ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП в отношении захоронения вредных веществ в водных объектах. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде.

Для квалификации содеянного по ч. 2 этой статьи также требуется наступление преступных последствий или чтобы захоронение осуществлялось в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной экологической ситуации, а для квалификации по ч. 3 данной статьи — смерти человека или массового заболевания людей. Проступки, предусмотренные ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП, окончены с момента совершения предусмотренных в них действий (бездействия). Последствия не являются обязательным признаком состава проступка.

Различие между преступлением и проступком следует проводить также по видам захораниваемых отходов и веществ. Преступление образует захоронение запрещенных к производству опасных отходов, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, т.е. веществ, представляющих повышенную опасность. В ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП имеются в виду иные отходы и материалы. Их захоронение на шельфе в принципе допускается, но с соблюдением установленных правил и в особом порядке.

 

 3. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами

Непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее элементов.

С объективной стороны преступление характеризуется нарушением (действие или бездействие) правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

Специального нормативного акта о правилах безопасности при обращении с биологическими агентами и токсинами не существует. Эти правила «растворены» в нормах международного права, природоохранительного, санитарного законодательства, законодательства по ветеринарии, сельскому хозяйству, медицине и в иных правовых актах: Законе об охране окружающей среды (ст. 50), Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральном законе от 05.07.1996 N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (в ред. от 19.07.2011) <1>; Указе Президента РФ от 20.08.2007 N 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» (в ред. от 16.06.2010), Положении о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 31 (в ред. от 24.09.2010) <3>, ведомственных нормативных правовых актах (см., например, Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (в ред. от 16.08.2007) <4>).

Ряд рекомендаций по применению комментируемой статьи дан в Постановлении Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21. Под микробиологическими агентом понимается микроорганизм, вирус, бактериальное вещество.

К иным биологическим агентам могут быть отнесены, например, любое инфекционное вещество либо его носитель, способные вызвать смерть, болезнь или другую биологическую дисфункцию в человеческом организме, животном, растении и другом живом организме, а равно порчу пищи, воды, оборудования, какого-либо материала или вредные изменения окружающей среды. Термин «токсин» обозначает любое ядовитое вещество, выделяемое живым организмом, независимо от происхождения или способа изготовления.

Токсины угнетают функции живого организма. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Наиболее распространены и изучены бактериальные токсины, которые подразделяются на экзотоксины (выделяются бактериями в процессе их жизнедеятельности) и эндотоксины (высвобождаются после гибели бактерий, являются продуктами их метаболизма). Правила безопасности касаются обращения с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

 Под обращением по смыслу рассматриваемой нормы понимаются любые виды деятельности, связанной с образованием, хранением, использованием, транспортировкой, утилизацией указанных биологических агентов или токсинов.

В качестве последствий преступления закон называет причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий и эпизоотий либо иные тяжкие последствия. Вред здоровью выражается в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одному лицу (п. 6 Постановлении Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21) (см. коммент. к ст. ст. 246, 247).

Эпидемия — распространение заразной болезни, значительно превышающее уровень заболевания ею, регистрируемый обычно в данной местности. Под эпизоотиями понимаются случаи массовых заражений и заболеваний среди животных. Понятие «иные тяжкие последствия» идентично рассмотренному в ст. 246 УК. Между нарушением правил и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

Субъект преступления — специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в обладании которого находятся биологические агенты или токсины, обязанное соблюдать правила обращения с ними. Обычно это лица, оперирующие указанными материалами в силу своих профессиональных обязанностей или имеющие доступ к ним по роду работы.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Оно может быть совершено с прямым умыслом (лицо осознает общественную опасность нарушения соответствующих правил безопасности, предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в ч. 1 комментируемой статьи последствий и желает их наступления) либо с косвенным умыслом (когда лицо сознает общественную опасность нарушения указанных правил, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но допускает их наступление или относится к ним безразлично).

Мотивы и цели преступления находятся за рамками состава и на квалификацию преступления не влияют.

 В ч. 2 комментируемой статьи назван квалифицирующий признак — смерть человека. Отношение к смерти может быть только неосторожным (преступная небрежность либо преступное легкомыслие). Причинение смерти полностью охватывается ч. 2 этой статьи, и дополнительной квалификации по ст. 109 УК РФ не требуется. 6. Преступление имеет некоторое сходство с проступком, предусмотренным ст. 6.3 КоАП РФ. Различаются они по признакам объективной стороны: по характеру деяния (в комментируемой статье — это нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, а в ст. 6.3 КоАП — нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения) и по последствиям (в комментируемой статье они названы и являются обязательным признаком состава, а в ст. 6.3 КоАП — не предусмотрены).

 

 4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

Комментируемая статья содержит два самостоятельных состава преступления: нарушение ветеринарных правил (ч. 1) и нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2).

Непосредственный объект преступления, предусмотренный в ч. 1 комментируемой статьи, — отношения по охране животных и обеспечению экологической безопасности населения. Хотя закон не обозначает предмет преступления, такой в данном составе имеется — это дикие и домашние животные. Ветеринарное законодательство РФ состоит из Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» (в ред. от 18.07.2011) <1>; Постановления Правительства РФ от 11.05.1993 N 437 «О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2004) <2>, других нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении ветеринарных правил, которое может быть совершено как путем действия (продажа больного скота, выгон его в общее стадо и т.п.), так и путем бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, невоспрепятствование сбыту зараженной инфекционными болезнями продукции, непринятие мер по уничтожению больных животных и др.).

Обязательным условием наступления уголовной ответственности является наличие последствий в виде эпизоотии (см. коммент. к ст. 248) или иных тяжких последствий (см. коммент. к ст. 246). В частности, иные тяжкие последствия могут заключаться в относительно массовом падеже диких или домашних животных, не имеющем характера эпизоотии, но причинившем значительные убытки либо значительный вред природной среде или охотничьему хозяйству. Между нарушением правил и преступными последствиями должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный. Преступление окончено, когда наступили названные в законе последствия. Поскольку комментируемая статья не предусматривает в качестве последствий причинение вреда здоровью человека, наступление такового в этом случае образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и ст. 109 либо 118 УК.

Субъект нарушения ветеринарных правил — вменяемое физическое лицо 16-летнего возраста. Им могут быть как должностные, так и иные лица, обязанные соблюдать эти правила: работники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ; владельцы животных; водители транспортных средств, следующие через карантинную территорию; перегонщики скота и др.

С субъективной стороны преступление в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины. Лицо, нарушая ветеринарные правила, не предвидит возможности распространения эпизоотии либо наступления иных тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления названных в законе последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 комментируемой статьи), имеет непосредственным объектом общественные отношения в сфере охраны флоры и обеспечения экологической безопасности.

Предмет преступления — растения, т.е. лесные насаждения, посевы, деревья в садах, огородная растительность, травы, кустарники и т.д. Правовую базу борьбы с болезнями и вредителями растений составляют международные конвенции, ратифицированные в свое время СССР, к которым присоединилась Россия (например, Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г. <1>); Закон об охране окружающей среды, Федеральный закон от 15.07.2000 N 99-ФЗ «О карантине растений» (в ред. от 18.07.2011) <2>; соответствующие положения ЛК; указанное выше Постановление Правительства РФ «О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации» и др.

С объективной стороны нарушение указанных правил выражается как в совершении действий, запрещенных правилами (например, использование для посева семян, зараженных болезнями), так и в бездействии (например, непринятие мер по истреблению вредителей леса — дубового или сибирского шелкопряда). Нарушением правил будет и несоблюдение условий, порядка и допустимых пределов применения специальных средств (ядохимикатов, специальной техники).

Обязательный признак состава преступления — последствия в виде причинения по неосторожности тяжких последствий. К ним по смыслу закона относятся: массовое распространение болезней растений на значительных площадях (эпифитоотия); полное или частичное вынужденное уничтожение либо гибель большого количества сельскохозяйственных культур (например, виноградника, пораженного филлоксерой); гибель или порча семенного или элитного фонда, значительных площадей посевов; уничтожение или повреждение до степени прекращения роста леса; гибель животных, птиц, других элементов природы. Между нарушением правил и этими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента наступления последствий. При причинении вреда здоровью человека вопрос решается так же, как при применении ч. 1 комментируемой статьи.

Субъект преступления — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо. Им могут быть как должностные лица федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, так и иные лица, обязанные соблюдать указанные правила.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Содержание ее аналогично содержанию вины при нарушении ветеринарных правил.

Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 комментируемой статьи), имеет сходство с деяниями, предусмотренными ст. ст. 10.1, 10.2, 10.3, 10.6, 10.8 КоАП. Во всех названных административных правонарушениях отсутствуют последствия либо они не относятся к тяжким. Для квалификации по комментируемой статье установление тяжких последствий обязательно.

 

 5. Загрязнение вод

Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — общественные отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования вод. Дополнительным, непосредственным объектом выступают отношения по охране жизни и здоровья человека (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи).

 Предмет преступления — поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения. Сравнительный анализ комментируемой статьи и ст. 252 УК позволяет сделать вывод, что воды внутренних морей и территориальные воды РФ не являются предметом рассматриваемого преступления. Воды хранилищ, не имеющих экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.д.), также не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их загрязнение, отравление, истощение в зависимости от характера деяния могут быть квалифицированы по ст. ст. 143, 236, 281 и статьям гл. 16 УК. Отношения по охране вод регулируются Законом об охране окружающей среды, Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, ВК; иными федеральными законами; законами субъектов РФ; нормативными правовыми актами, которые должны применяться в соответствии с ВК. Например, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (в ред. от 25.06.2012) <1>; Гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод; Санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.1.5.980-00), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 <2>; Санитарными правилами и нормами охраны подземных вод от загрязнения (СанПиН 2.1.5.1059-01), утвержденными Главным санитарным врачом РФ 16.07.2001 <3>; Санитарно-эпидемиологическими правилами (СП 3.4.2318-08), утвержденными Главным санитарным врачом РФ 22.01.2008 N 3 (в ред. от 25.04.2008) <4>, СанПин 2.1.4.2580-10 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству вод централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.02.2010 N

Конкретные нормативы предельно допустимых концентраций выбросов и сбросов загрязняющих веществ в водоемы утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора. За пределами допустимых уровней загрязнение становится опасным и влечет уголовную либо административную ответственность (ст. ст. 8.13 — 8.16 КоАП).

Объективную сторону преступления образует загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств. Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают их использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих питьевое использование водных объектов. Истощение вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 ВК).

 Под иным изменением природных свойств вод понимается любое другое изменение их физических, химических или биологических свойств. Источники загрязнения водоема и вид загрязнения значения не имеют: промышленное, коммунальное, бытовое, сельскохозяйственное, диффузное, т.е. через поверхность земли и воздух. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250 УК) может быть результатом нарушения не только правил водопользования (например, эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств), но и иных правил в области охраны окружающей среды и природопользования (в частности, транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов). Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 250 УК только в случае, когда содеянным причинен существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

 При определении степени загрязнения, засорения или истощения водного источника необходима ссылка на соответствующие нормативные акты. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 <1>, а также Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. от 15.09.2005)

Указанный Порядок утратил силу в части, касающейся разработки и утверждения лимитов на размещение отходов. См. также: Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (в ред. от 22.12.2010)

Вид загрязняющего вещества значения не имеет: сточные воды, отбросы, отходы, горюче-смазочные материалы, химические вещества, мусор, смеси и т.п. Радиоактивные вещества также могут служить средством загрязнения воды. При этом если в действиях виновного имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 236 УК, содеянное образует совокупность преступлений и подлежит квалификации по комментируемой статье и ст. 236 УК.

Вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. В частности, следует учитывать: количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы); экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект и т.п.); стоимость утраченного или поврежденного в денежном выражении по соответствующим таксам; площадь распространения загрязняющих веществ.

Так, существенный вред сельскому хозяйству означает гибель посевов на значительных площадях, падеж скота, усыхание лесов, повреждение береговых насаждений, мест выпаса для скота. Последствия преступления охватывают и вред, причиненный диким или домашним водоплавающим, пушным зверям, гибель кормовых запасов, мест обитания животных, нерестилищ, зимовальных ям, нагульных площадей, существенное изменение вкусовых качеств рыбы и утрата ею значения продукта питания. Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления преступных последствий.

Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие указанные функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление (рядовые работники, граждане).

 С субъективной стороны преступление может быть как умышленным, так и неосторожным. Лицо осознает общественную опасность совершаемого действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в законе последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общественную опасность совершаемого действия (бездействия), предвидит возможность наступления таких последствий, не желает, но сознательно допускает их либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность), либо предвидит эти последствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

Квалифицирующими признаками к ч. 2 комментируемой статьи названы: причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных, совершение указанных в ч. 1 этой статьи деяний на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под вредом здоровью понимается расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности, причинение одному либо нескольким лицам легкого, средней тяжести или тяжкого вреда. О понятии массовой гибели животных и зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. коммент. к ст. 247. Понятия заповедника и заказника изложены при рассмотрении ст. 262 УК. Говоря в ч. 2 комментируемой статьи о «тех же деяниях», законодатель, на наш взгляд, имеет в виду действия (бездействие), а не весь состав преступления, предусмотренный ч. 1 этой статьи. Исходя из этого загрязнение, засорение, истощение, иное изменение природных свойств вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, имеет материальный состав и окончено с момента наступления такого вреда. Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав. Преступление окончено с момента их совершения.

С субъективной стороны эти преступления также могут быть умышленными и неосторожными.

Особо квалифицирующий признак ч. 3 комментируемой статьи: причинение по неосторожности смерти человека (одного или нескольких) в результате деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 этой статьи.

Комментируемая статья конкурирует со ст. ст. 8.13, 8.14 КоАП.
Составы административных проступков, состоящих в загрязнении вод, по признакам объективной стороны сходны с формулировками, используемыми в комментируемой статье. Однако все они сконструированы как формальные и предусматривают ответственность за деяния, которые могут повлечь последствия в виде загрязнения, засорения или истощения вод. В ч. 5 ст. 8.13 КоАП предусматривается ответственность за загрязнение ледников, снежников, ледяного покрова водных объектов и т.д. Причем само загрязнение здесь — деяние, оконченное с момента его совершения, тогда как в комментируемой статье — это деяние, влекущее указанные выше последствия. Норма ч. 2 комментируемой статьи отличается от проступка местом совершения правонарушения: она предусматривает ответственность за загрязнение вод в заповеднике, заказнике, зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, тогда как в ст. ст. 8.13 и 8.14 КоАП место совершения проступка не названо.

 

 6. Загрязнение атмосферы

 Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — общественные отношения в сфере экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферы. Дополнительный непосредственный объект (ч. ч. 2 и 3 этой статьи) — отношения по охране жизни и здоровья человека.

Предмет преступления — атмосфера. Отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Законом об охране окружающей среды, Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012) <1> и другими нормативными правовыми актами.

С объективной стороны преступление характеризуется нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушением эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ — это выход, утечка в атмосферу загрязняющих веществ от источника загрязнения в нарушение действующих правил.

 Под нарушением правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов понимается неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры, предназначенной для очистки и контроля выбросов в атмосферу, либо эксплуатация таких неисправных объектов, когда они не обеспечивают соблюдение нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

 Типичными нарушениями правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов являются превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов физических воздействий; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; вредное физическое воздействие на атмосферу без разрешения такого органа, когда получение его необходимо в соответствии с законодательством РФ.

Последствия преступления — загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Загрязнение — это поступление в воздух или образование в нем загрязняющих веществ (сажи, пыли, газов, кислот, иных химических веществ) в концентрациях, превышающих установленные санитарным и экологическим законодательством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Иное изменение природных свойств воздуха — это порожденное физическим, химическим, биологическим, радиационным воздействием на него изменение качества атмосферного воздуха в результате совершения указанных в законе действий, также превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду, т.е. превышение допустимых воздействий шума, вибрации, ионизирующего излучения, изменение электромагнитных, тепловых свойств воздуха. Между нарушением и преступным последствием должна быть установлена причинная связь

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

Субъект преступления — специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов или допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Содержание вины при этом аналогично ее содержанию в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 250 УК. 6. Квалифицирующий признак (ч. 2 комментируемой статьи) — причинение по неосторожности вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. ст. 246, 247, 250). 7. В ч. 3 комментируемой статьи назван особо квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти человеку. Между нарушением правил и наступившими последствиями, указанными в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, необходимо установить причинную связь. Вина в преступлениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, по отношению к причинению вреда здоровью или смерти человека может быть только неосторожной.

Содержание ее аналогично содержанию вины в преступлении, предусмотренном ч. 3 этой статьи.

Комментируемая статья конкурирует со ст. ст. 8.21, 8.22, 8.23 КоАП. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, считается оконченным, если произошло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Аналогичные последствия предусмотрены и в названных статьях КоАП. Исключением является ч. 3 ст. 8.21 КоАП, где говорится о нарушениях, которые могут привести к загрязнению воздуха. Таким образом, буквальное толкование комментируемой статьи и названных статей КоАП не позволяет разграничить преступление и проступок. Кроме того, в комментируемой статье имеет место тавтология: нарушение правил выброса загрязняющих веществ, если эти деяния повлекли загрязнение воздуха (т.е. загрязнение с нарушением правил влечет загрязнение). Такой же недостаток был свойствен и ст. 223 УК РСФСР.

Чтобы разграничить каким-то образом проступок и преступление, Пленум ВС СССР в п. 4 Постановления от 07.07.1983 N 4 <1> указывал, что уголовная ответственность за загрязнение воздуха наступает лишь в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в атмосфере, а также уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух превышают установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей. Иными словами, преступным могло быть не само загрязнение или иное изменение свойств воздуха, а лишь такое, которое создавало реальную угрозу причинения вреда здоровью людей либо привело к таким последствиям. На наш взгляд, расширительное толкование следовало бы применять и при толковании комментируемой статьи.

 

 7. Загрязнение морской среды

Непосредственный объект преступления — отношения по обеспечению глобальной экологической безопасности и в сфере охраны вод и живых ресурсов моря.

Предмет преступления — морская среда. Не могут быть предметом рассматриваемого преступления воды рек, озер, водохранилищ и иные воды, указанные в ст. 250 УК. Воды прилежащей зоны в качестве предмета преступления вряд ли стоит выделять отдельно, как это делают некоторые авторы <1>, поскольку они являются частью исключительной экономической зоны (ст. 22 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации

Место совершения преступления — территориальное море, открытое море, внутренние моря, морская исключительная зона, континентальный шельф. Определения морской среды как предмета преступления перечислены в названных федеральных законах, а также в ВК.

Объективная сторона преступления выражается в загрязнении морской среды. Преступление может совершаться действиями (например, путем сброса загрязняющих веществ) или бездействием (например, непринятие мер по предотвращению загрязнения). Загрязнение — это сброс или поступление иным способом в море, а также образование в его водах вредных веществ, которые ухудшают качество вод моря, ограничивают использование или негативно влияют на состояние его обитателей, растительности, дна и берегов.

 В качестве средств загрязнения в законе названы вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря либо способные воспрепятствовать правомерному использованию морской среды вещества и материалы. В качестве загрязняющих веществ следует рассматривать и радиоактивные материалы в твердом или жидком состоянии. В случае если они были незаконно приобретены, хранились, использовались, кому-либо передавались или разрушались, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 252 и 220 УК.

 В качестве источников загрязнения комментируемая статья называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения. Береговые источники — это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше.

Под транспортными средствами понимается любое морское транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное); другие плавучие средства — технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов морских и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные суда (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами либо совершающие на них посадку). Искусственно возведенные в море сооружения — это стационарные технические сооружения, предназначенные для работ в море (платформы, буровые установки), а также причалы, маяки и т.п. По международным правилам разрешается удаление отходов и материалов, являющихся следствием нормальной эксплуатации технических объектов либо непосредственно получаемых или возникающих в связи с исследованием или переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.

Нарушение правил сброса указанных в комментируемой статье веществ и материалов считается оконченным, если в море утапливаются вещества и материалы, сброс которых недопустим ни при каких обстоятельствах, либо иные вещества в количестве, превышающем допустимые нормы, либо на расстоянии от берега менее установленного предела, либо в местах, запрещенных для сброса, либо без соответствующей защиты.

Нарушение правил захоронения, в отличие от сброса, предполагает погружение в воду вредных веществ и материалов, предварительно помещенных в какую-либо емкость (контейнер, бочку, затапливаемое судно), либо закапывание их в недрах морского дна, либо помещение в складки рельефа дна — щели, впадины, каньоны и т.п.

Под воспрепятствованием загрязнением правомерному использованию природной среды понимается, например, загрязнение зон отдыха и пляжей нефтью; уничтожение, повреждение мест выращивания моллюсков, уничтожение рыбных запасов; порча вкусовых качеств рыбы, препятствующая использованию ее в пищу; повреждение или уничтожение плантаций морских промысловых водорослей и т.п. деяния, делающие невозможным либо затрудняющие пользование морской средой.

Преступление считается оконченным с момента загрязнения морской среды.

Субъект преступления — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо: капитан, другой член российского или находящегося в водах РФ иностранного судна или иного плавучего средства либо работник платформы или иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входит недопущение сбросов в море вредных веществ, командир воздушного судна, а также работник береговых предприятий и сооружений независимо от формы собственности и иное лицо, по чьей вине произошло загрязнение морской среды.

Содержание субъективной стороны преступления аналогично рассмотренному при анализе ст. 250 УК.

 В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи квалифицирующим признаком является причинение существенного вреда охраняемым законом интересам. О понятии «вред здоровью» см. коммент. к ст. ст. 246, 248, 250, 254, а «существенный вред здоровью» — см. коммент. к ч. 1 ст. 247, ч. 2 ст. 252. Постановление Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 под существенным вредом здоровью понимает причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного лица. О понятии «водные биологические ресурсы» см. коммент. к ст. ст. 253 и 256. Понятие существенного вреда другим охраняемым законом интересам раскрывалось при анализе ст. ст. 246, 247 УК. Представляется, что, оценивая размеры вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации загрязнения, и т.п.

Преступление считается оконченным, когда названным в законе интересам причинен существенный вред. Между деянием и наступившими последствиями необходимо установить наличие причинной связи.

Состав преступления материальный.

Особо квалифицирующим признаком преступления названа смерть человека по неосторожности (ч. 3 комментируемой статьи). Состав преступления в этом случае также материальный, а содержание неосторожной вины идентично изложенному в ст. ст. 250 и 251 УК.

Отличие преступления от правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП, видится в следующем. В комментируемой статье речь идет о загрязнении морской среды вследствие нарушения правил захоронения или сброса в море вредных веществ и материалов, тогда как в ст. 8.19 КоАП — только о самовольном либо с нарушением правил захоронения. На наш взгляд, ст. 8.19 КоАП подразумевает захоронение, не повлекшее загрязнения морской среды, но произведенное в нарушение установленных правил.

Кроме того, предметом преступления является морская среда в виде составляющих ее перечисленных выше компонентов. Предмет проступка несколько уже — только воды внутренних морей, воды территориального моря, воды исключительной экономической зоны, континентальный шельф; источником загрязнения при совершении преступления являются транспортные средства, возведенные в море искусственные сооружения, находящиеся на суше источники. В ст. 8.19 КоАП находящиеся на суше источники не фигурируют.

 

 

Задачи

В результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей главным инженером предприятия «Азот» Кетовым произошло загрязнение производственных помещений и близлежащей территории вредным для здоровья веществом выше предельно допустимой концентрации в 50 раз, что привело к заболеванию 17 человек, работавших в вечернюю смену, и 9 человек, проживавших рядом с предприятием.

Дайте уголовно-правовую характеристику совершенного.

 

Руководитель частного предприятия, выпускающего мясную продукцию, Чикин решил использовать ставшую ему известной новую технологию по обработке

субпродуктов без согласования с органами санитарно-эпидемиологической службы. В результате в изготовленной продукции были обнаружены биологические токсины (стафилококковый энтеротоксин). Продукция на момент обнаружения токсинов в продажу не поступала, но два работника предприятия, отведавшие ее, были госпитализированы и пробыли в больнице более месяца.

Дайте уголовно-правовую характеристику совершенного.

 

Вследствие нарушения правил безопасности движения железнодорожного транспорта машинистом товарного поезда, перевозившего нефтепродукты в цистернах, произошло крушение, в результате чего цистерны опрокинулись, и их содержимым были залиты посевы близлежащего сельхозпредприятия.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: