Культура проявления чувств или их демонстрация

Люблю, – но реже говорю об этом,

Люблю нежней, – но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Все чувства выставляет напоказ.

У. Шекспир

С чего начинается беспокойство родителей, заметивших первое чувство, увлеченность сына или дочки? Если разобраться, то тревогу вызывает не сам факт, что он или она влюбились, а культура, манера проявления этого чувства.

Как человек любит, во многом зависит от уровня его личностного развития, от развития его эмоциональной и духовной культуры. Это не напрямую зависит от возраста, но с возрастом приходит душевная мудрость.

Приведем отрывок из конспекта урока В.И. Чередниченко:

 

«Однажды учитель французского языка из нашей школы Александр Юрьевич рассказал, как, готовя на кухне ужин, увидел за окном знакомых восьмиклассников – мальчишку и девчонку в школьной форме. Побросав на асфальт портфели, они упали на скамейку, обхватили друг друга и слились в затяжном поцелуе. Прохожие останавливались и показывали на влюбленных пальцами. С балкона по соседству послышался ироничный, едкий смешок. Александр Юрьевич не выдержал, бросил ужин и вышел на улицу. Присел на скамейку рядом с парочкой. Он убеждал школьников, что истинное чувство не должно демонстрировать себя и становиться объектом для смеха. С ним вежливо согласились, и все же влюбленный подросток остался при своем мнении.

– Всегда найдется дурак, который будет смеяться над чем угодно, над самым святым даже, – сказал он.

Рассказывая об этом на уроке, я стараюсь подчеркнуть, что во все времена любовь возвышала людей, но истинное чувство никогда не выставлялось и не должно выставляться на всеобщее обозрение. Бывают, конечно, исключения. Исключения, которые можно понять, которые вызывают не смех, а скорее уважение. Никогда не забуду случай, произошедший на уроке в десятом классе. Мы говорили об облике современного юноши, спорили. Потом одна из девушек долго ругала ребят за их чрезмерную стеснительность:

– Посмотришь на него – настоящий супермен! А в любви все девушке признаться не решается. Ждет, пока она сама откроется.

После ее слов вдруг решительно поднялся юноша с первой парты и повернулся лицом к говорившей.

– Не решается, говоришь? Ждет?.. А я вот возьму и решусь! При всех говорю: я люблю тебя. Слышишь? Я люблю тебя!!!

На лбу у десятиклассника выступила испарина. Он хотел еще что-то добавить, но, ничего не сказав, сел, уронил лицо в ладони. Удивительно, каким уважением была встречена одноклассниками эта тайна, какой теплой доброжелательностью окружена…

Не было сомнения, что я стал свидетелем не демонстрации влюбленности и самовлюбленности, а одного из неожиданных проявлений истинной любви. В такое проявление можно поверить, но в демонстрацию любви на скамейке под чужими окнами – не верю» (Чередниченко В. Игры в любовь).

 

Если, возвращаясь с первых свиданий, молодые люди не становятся добрее, мягче, великодушнее, а, напротив, делаются более развязными, циничными, значит, случилась беда, это не любовь пришла, а возобладало желание, влечение.

 

Целомудрие

Целомудрие – есть уважение человека к своему полу,

бережное отношение к нему, как к нерушимому и святому в себе.

В.В. Розанов

Во все времена молодым до брака предписывалось целомудрие. Целомудрие – прочная нравственная основа благополучного брака.

Согласно этимологии «целомудрие» означает, во-первых, целостность, во-вторых, мудрость, т.е. полнота мудрости. Ошибочно отождествлять это слово с безбрачием; целомудрием характеризуется не столько физиологическое, сколько нравственное состояние. Можно быть целомудренным в браке, если он основан на любви и верности, но можно быть душевно развращенным, несмотря на физиологическую девственность.

В былые времена свобода и легкость знакомств до свадьбы отнюдь не означали сексуальной свободы и легкомысленного поведения. Можно ходить, гулять, знакомиться, но… девичья честь – прежде всего.

Раньше была очень строга общественная мораль, допускавшая интимные ласки (поцелуи, объятия) лишь между супругами или теми, кто собирался ими стать. С величайшей строгостью обычай относился к девственности невесты, что отражено в специфике свадебного наряда. Ну, а если о «нечестности» девушки узнавали до брака, то вымазанные дегтем ворота – самая мягкая санкция общественного мнения.

На Востоке женщина должна избегать даже показываться чужим мужчинам. Китайская и японская литература упоминает ширмы, за которыми сидят женщины. У горских народов Кавказа мужчина, случайно дотронувшийся до чужой жены, изгонялся из селения на год, а женщина считалась опозоренной. Народная мудрость подсказывала, что, переступив черту, остановиться трудно. Сначала верхом счастья кажется возможность дотронуться до руки любимого, потом прижаться к нему, поцеловать… Но человек быстро привыкает к дозволенному, и вот уже новый «запретный плод» манит.

Минули те времена. Но и сегодня тот, кто считает, что целоваться можно с кем угодно и сколько угодно, обкрадывает и себя и своего возлюбленного. Правда, общественное мнение обычно легче прощало юношу, строже спрашивало с девушки целомудрие. Именно женщина несет биологическую ответственность за интимную связь. Право очертить границы дозволенного принадлежит женщине.

«Женщина должна иметь права отказа. Я утверждаю, я верю, что надо или любить всем своим существом, или жить, сохраняя целомудрие», – писал Андре Моруа.

Именно женщина задает тон любовных отношений, делает их высоко духовными, поистине красивыми. Но закономерна равная требовательность и к юноше, и к девушке. Недаром мерилом мужского достоинства всегда считалось отношение к женщине. Тот, кто настаивает на ранней близости, эгоистически идет на поводу своих желаний. Известно, что природа пробуждает в юноше мужчину раньше, чем в девушке женщину, и он раньше нее познает настоятельный зов природы. Настоящий мужчина, в том-то и есть его сила и мужественность, если поведет он себя сдержанно и корректно. Ведь в его руках судьба не только любимой, но и будущих ее детей.

«Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними» (Д. Дидро).

Сексуальное влечение возникает у человека в период полового созревания - задолго до готовности вступить в брак. Опасность добрачных половых отношений состоит в следующем: непредусмотренная беременность, аборты с угрозой бесплодия, заболевания половой сферы, психические травмы, внебрачные дети, моральная деградация.

У женщин добрачная связь в первую очередь – выражение привязанности, признательности, своего расположения и только потом – удовлетворение потребности в физической близости. У мужчин же добрачные связи выступают как самоцель, с более ярко выраженной чувственной окрашенностью.

Вступление в интимную связь только ради полового удовлетворения всегда влечет за собой впоследствии неприятные переживания. У юноши складывается определенная психологическая установка: объект влечения может быть и не любим. Так появляются люди, любовь которых живет до первого интимного сближения, а потом немедленно погибает под влиянием накопленного отрицательного опыта, оторванного от любви.

У людей с обширным добрачным сексуальным опытом обычно бывают также многочисленные внебрачные связи. Партнеры, неразборчивые в интимных контактах до брака, плохо адаптируются в семье, считают партнера орудием наслаждения, предметом, которым можно владеть, ничего не давая взамен. Конфликты в такой семье неизбежны.

Контролируемое половое влечение – мощный источник жизненной энергии, которую можно и нужно направить на то, что обеспечит успешное будущее - на самосовершенствование: обучение, повышение культурного уровня, занятия спортом, помощь близким, общение с друзьями, познавательные поездки.

Если, любя взаимно, вы сумеете сохранить чистоту до брака, это возвысит вас в глазах друг друга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: