Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования

Организация исследования

 

Эмпирической базой исследования послужило изучение влияния особенностей родительского отношения к ребенку на его психологическую готовность к школе в группе младших школьников, обучающихся средней школе № ….., города ….. В исследовании приняли участие 60 человек. Из них 30 учащихся (15 девочек и 15 мальчиков). В возрасте 8-10 лет. 30 матерй младших школьников.

Исследование проводилось в индивидуальной форме с детьми и фронтально с матерями.

На первой встрече с испытуемыми было проведено интервью и выдан комплект методик для ответа на дому.

На второй встрече они возвращали комплект методик.

На третьей встрече было проведено обсуждение результатов опросника и тестов совместно с матерями по их просьбе, в атмосфере доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.

Все участники исследования с нетерпением ждали результатов исследования и, познакомившись с ним многие были удивлены их правдивости и достоверности.

Принять участие в исследовании было предложено более 40 женщинам, однако последовало 10 отказов. Свои отказы женщины объясняли схожими причинами - нехваткой свободного времени для ответов на данные методики.

В исследовании приняли участие 21 женщин, состоящих в официальном браке и 9 женщин в одиночку воспитывающих ребенка, проживающие во …… административном районе ….., разного возраста, с разным стажем брака, уровнем образования и материального обеспечения. И их дети - 30 человек, в возрасте от 8 до 10 лет, посещающие второй-третий класс (15 девочек и 15 мальчиков).

 

Особенности выборки исследования.

Среди 30 женщин имеют возраст от 27лет до 37лет-18 чел. от 37лет до 44 лет- 12 чел.
Стаж брака В разводе От 5 до 20 лет. От 3 до 9 лет.
Имеют среднее образование 4 чел.
Специальное 6 чел.
Незаконченное высшее 3 чел.
Высшее 10 чел.
Работают 16 чел.
Находятся дома по уходу за Ребенком 14 чел.
Материально обеспечены выше прожиточного минимума на человека 11 чел.
Малообеспечены и нуждаются в социальной поддержке 19 чел.
Нуждаются в улучшении жилищных условий 19 чел.

 

Методы исследования

 

Рассмотрим более подробно описание используемых нами психодиагностических методик.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае.

Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных методик, не только делают ее более легкой для испытуемого - ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

А. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

) отношение к матери;

) отношение к отцу;

) отношение к матери и к отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

) отношение к братьям и сестрам;

) отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

) отношение к другу (подруге);

) отношение к учителю (воспитателю).

Б. Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

) любознательность;

) стремление к общению в больших группах детей;

) стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

) конфликтность, агрессивность;

) реакция на фрустрацию;

) стремление к уединению и как общее заключение степень социально  адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: