Теоретические подходы к проблеме влияния семьи на развитие ребенка

Введение

 

Современная русская семья находится в достаточно трудном положении, обусловленном нестабильностью в обществе, изменениями в социальной сфере, кризисом экономики. К основным её характеристикам можно отнести следующие: 1) переход от неразделенной к нуклеарной семье; 2) снижение рождаемости; 3) малодетность (на одну семью приходится чуть более одного ребенка); 4) неполнота (более десяти процентов семей неполные); 5) рост количества «матерей-кукушек» и «отцов-невидимок»; 6) увеличение числа детей, рождающихся у девочек, не достигших совершенннолетия; 7) увеличение числа разводов; 8) ухудшение отношений между родителями и детьми на почве идеологических воззрений; 9) рост числа супругов, неудовлетворенных отношениями, сложившимися в браке; 10) низкий уровень педагогической культуры родителей и соответственно слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей; 11) неподготовленность молодёжи к семейной жизни.

Современная семья испытывает значительные трудности в воспитании детей. Семья является древнейшим воспитательным институтом. На протяжении многих веков воспитание было её монополией, почти единственной формой подготовки молодежи к жизни и труду. Появившиеся в середине третьего тысячелетия до н.э. школы берут на себя какую-то часть воспитательных функций, ослабляют исключительное право семьи на воспитание детей.

Отцы и матери - самые дорогие и близкие детям люди, и независимо от того, хорошие они или плохие, дети тянутся прежде всего к ним, советуются с ними и хотят быть похожими на них. Отца и мать никто заменить не может. Это верно не только по отношению к детям, но и взрослым людям, которые не в меньшей степени, чем дети, находятся под влиянием своих родителей. Согласно справедливому утверждению И.В. Гребенникова, человек испытывает, ощущает воспитательное воздействие семьи «со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственна непрерывность и продолжительность. И в этом с семьёй не может сравниться ни один воспитательный общественный институт» [22, 78].

Проблема готовности ребенка к школе занимает одно из важных мест в детской и педагогической психологии. В последнее время значение этой проблемы в практике работы особенно возросло. Это связано с тем, что сейчас особое внимание уделяется физическому и психическому здоровью детей и, в частности, школьников.

Последние психологические исследования в школе показывают, что около 28% детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи [6, 124].

Актуальность. Человек в любом возрасте, приступая к новой для него деятельности, адаптируется к новым условиям, привыкает к ним. С приходом в школу меняется весь образ жизни и деятельности ребенка. Ведущей деятельностью становится учебная, а социальной ситуацией развития - система взаимодействия «ребенок-учитель». В зависимости от того, как пойдет адаптация к школе, во многом зависит эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность обучения детей в начальной школе и в последующие годы.

Цель исследования: Выявить взаимосвязь особенностей родительского отношения к ребенку на его психологической готовности к школе.

Объект: родительское отношение к ребенку и его психологическая готовность к школе.

Предмет: взаимосвязь особенностей родительского отношения к ребенку на его психологической готовности к школе.

Гипотеза заключается в следующем: на психологическую готовность ребенка к школе и успешную адаптацию влияет дистанция и контроль родителя в межличностных отношениях с ребенком.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы к вопросу о влиянии семьи на личность ребенка.

. Определить основные особенности психологического развития младших школьников.

. Рассмотреть проблему психологической готовности к школе.

. Выявить особенности родительского отношения.

. Выявить уровень школьной тревожности, особенности системы отношений, социального статуса у младших школьников данной выборки.

. Выявить взаимосвязи родительского отношения и уровня школьной тревожности, особенностей системы отношений, социального статуса у младших школьников данной выборки.

Методы исследования:

1.  Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;

2. Анкетирование;

.   Психодиагностические методики:

·   Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин);

·   Тест школьной тревожности Филлипса,

·   Методика Рене Жиля,

·   Социометрический эксперимент «У кого больше» (разработан Я.Л. Коломинским)

.   Методы математически-статистической обработки данных: Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind. Для сравнительного анализа использовался t-критерий Стьюдента. Для корреляционного анализа результатов исследования был использован критерий Пирсона.



Глава 1. Теоретические подходы к проблеме влияния особенностей родительского отношения к ребенку на его психологическую готовность к школе

Теоретические подходы к проблеме влияния семьи на развитие ребенка

 

В жизни каждого человека есть важный этап, определяющий всю его дальнейшую судьбу. Это этап раннего детства, от рождения до 5-7 лет. На этом этапе главным воспитателем ребёнка является семья: родители, братья и сёстры, дедушки и бабушки. Именно на этом этапе, в семье, закладываются основы воспитания.

Для ребёнка раннего возраста главным источником информации о себе и о других являются взрослые люди, которые в буквальном смысле слова определяют, кто он такой. «Родители называют ребёнка, дают ему собственное имя, приучают откликаться на него, организуя тем самым систему его реакции. Они помогают ему осознавать как то, что принадлежит ему (части его тела), так и его собственную принадлежность - половую, семейную и т.д. Оценивая поступки ребёнка, они вырабатывают у него определённое эмоциональное отношение к себе, чувство собственной ценности. От эмоционального климата первых месяцев и даже дней жизни, - заключает известный философ и психолог И.С. Кон - во многом зависит будущий характер взрослого» [54, 216].

Имеются все основания считать, что не только речь, но и культурные привычки (чтение газет, приветствие старших при встрече и др.) также вырабатываются в основном в раннем детстве. Наши культурные привычки, как правило, - усовершенствованные копии привычек родителей, воспринятых нами в самом раннем детстве.

В конечном итоге можно с уверенностью утверждать, что в раннем возрасте закладываются все свойства личности. Разумеется, потом эти свойства разовьются в общении со сверстниками, с учителями, с миром духовных ценностей, культуры. В первые же, ранние годы родители, и прежде всего мать, для каждого ребенка - это и его здоровье, и его университет. От того, какими будут первые университеты ребенка, зависит не только дальнейшая жизнь человека, но в какой-то мере и судьба общества.

Изучение социальных условий жизни выдающихся людей - деятелей искусства, ученых, инженеров и т.д. - свидетельствует о том, что в большинстве случаев они воспитывались в благоприятных семейных условиях, что большинство из них - дети из высших социальных слоев и, что лишь небольшая их часть - дети рабочих и крестьян [22, 118].

Массовые опросы показывают, что по мере взросления человека семья не утрачивает своего воспитательного влияния. Так, на вопрос «Кто или что оказало наибольшее влияние на формирование вашей личности?» - 60% учащихся старших классов, студентов, родителей (всего было опрошено 436 человек) назвали семью, 11,3% - школу, остальные 28,7% респондентов к числу наиболее значимых факторов, повлиявших на формирование их личности, отнесли: 1) различные (семья, школа, книги, радио и др.) - 9%; 2) друзей - 8,5%; 3) семью и школу - 2,3%; 4) книги - 2,3%; 5) улицу - 0,9%; 6) институт - 0,9%. Не назвали ни одного фактора (затруднились ответить) - 2,3% [59, 78].

Приведенные цифровые показатели подтверждает анализ ректроспективных сочинений на тему «История моего воспитания». Авторы их - 22-23 - летние юноши и девушки.

Лишь в трёх сочинениях из 63 авторы с благодарностью вспоминают школу, утверждают, что годы пребывания в ней никогда не забудутся и что именно эти годы и есть тот основной фактор, под влиянием которого, в основном, происходило становление их личности. «В школе, - пишет один из авторов, - я многому научилась: выступать на собраниях, петь, танцевать. Здесь выявились мои организаторские способности. Школа была самым плодотворным творческим периодом в моей жизни».

Некоторым авторам сочинений оказалось трудно разграничить влияние школы и семьи, и они отдают должное и тому и другому фактору. Такого рода сочинений тоже три.

Друзья, армия, книги в качестве решающих факторов называются в девяти сочинениях. Большинство же авторов сочинений (48 из 63) твердо убеждены в том, что сформировались они благодаря прежде всего родителям, семье. «С тех пор, как помню себя, меня окружала забота и ласка мамы. Она, моя мамочка, всегда со мной: и в трудную для меня минуту, и в радостный час. Перед тем как что-либо сделать, всегда думала, а как поступила бы на моем месте мама. И её улыбка - самая большая для меня радость. Всё, что есть хорошего во мне, - всё от мамы. Она, и никто другой, служит для меня примером в жизни»; «Если обобщить и сделать выводы из истории моего воспитания, то можно сказать, что решающее влияние на меня оказала семья и немного - начальная школьная»; «Основным, если не единственным воспитателем, сделавшим меня таким, каким я есть, несомненно, является семья» [55, 216].

Все остальные авторы ретроспективных сочинений пишут о том же: они без всякого сомнения относят родителей к первым и главным воспитателям и вспоминают их с большой радостью и благодарностью.

Научные данные свидетельствуют, что семья в значительной степени влияет на развитие и формирование различных сторон личности школьника. Иначе говоря, её влияние всеобъемлюще.

Установлена, например, полная зависимость отношения школьников к учению, их успеваемость от условий домашней среды, психологического микроклимата семьи. Исследование Э.В. Ваппера показало, что в семьях отстающих в учебе учащихся существует в среднем 4,5 неблагоприятных условий среды, а в семьях успевающих учащихся 1,2 [37, 178]. В семьях отстающих в учебе учащихся родители часто ведут негармоничный образ жизни, неодинаково относятся к своим детям, безразличны к радостям и горестям, к удачам и неудачам своих детей и всё это приводит к исчезновению доверительных отношений в семье, что в свою очередь отрицательно сказывается на учебе детей.

От семейной среды зависит не только успеваемость учащихся, их отношение к духовной культуре, но и многие качества личности школьников, их направленность в целом.

Психологический климат домашней среды, внутрисемейных отношений в значительной степени отражается на контактах ребенка с окружающими людьми.

Данные исследований показывают, что влияние семьи, её психологического климата на ребёнка значительно превышает степень влияния других воспитательных факторов. Так, 80% из 1035 респондентов (учащихся школ, студентов вузов) убеждены в том, что такие качества, как патриотизм, чувство долга и ответственности, трудолюбие и доброта, чуткость, уважение к людям сформировались у них благодаря семейному воспитанию, под влиянием, прежде всего родителей. Установлена полная зависимость волевого развития от условий домашней среды. Лень, невыдержанность, трусость, упрямство и другие отрицательные качества детей лежат на совести прежде всего родителей. Низкий уровень мотивации, потребительская мораль родителей суживает и обедняет волевую деятельность ребёнка, опыт общения и сферу потребности, играет роль изолятора в школьном коллективе [22, 116].

Решающее влияние семьи на личность человека объясняется специфическими особенностями этого воспитательного института. К существенным особенностям семейного воспитания следует отнести следующие.

Во-первых, воспитательное воздействие семьи человек ощущает, испытывает со дня своего рождения. Раннее же детство, как уже отмечалось, имеет первостепенное значение в развитии человека. Именно в семье в дошкольные годы создаётся сердцевина человеческой личности, её фундамент. Именно в это время начинают вызревать свойства психики человека, основы его отношения к жизни.

Во-вторых, семейному воспитанию свойственна непрерывность, продолжительность и многообразие влияния на детей людей разного пола и возраста, жизненного опыта. Семья - это первая, «стартовая» группа, в которую попадает ребёнок, самая длительная по времени существования и самая значимая для ребёнка микросредовая ситуация, что обусловливает и своеобразие процесса воспитания личности в ней.

В-третьих, семья - основа естественного воспитания. Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениями. Эти отношения базируются на интимности и эмоциональности. Эмоциональная насыщенность взаимоотношений взрослых и детей в семье есть важнейший фактор, формирующий эмоционально - мотивационную среду детей, их отношение к жизни, людям [59, 84].

Важное место в этих интимно-эмоциональных отношениях семьи занимает родительская любовь и ласка к детям. Родительскую любовь никакой другой любовью заменить нельзя. И сколько бы не говорили и не писали, что педагоги должны любить детей родительской любовью, такого быть никогда не может, ибо любовь взрослых к детям по своему происхождению есть производное от родительской любви.

В-четвёртых, в отличие от школьного воспитания, объектом которого является фактически детская группа, семейное воспитание всегда личностно ориентировано, обращено непосредственно к конкретной личности. Родители в сравнении с педагогами имеют значительно больше возможностей для глубокого и систематического изучения и учета индивидуальности ребенка и более вдумчивого наблюдения за развитием интересов, способностей, потребностей, чувств, характера ребенка. И, кроме того, каждая семья представляет собой неповторимость микросредовых условий, индивидуальности родителей и это накладывает неизгладимый отпечаток на духовный, нравственный облик, взгляды, интересы, потребности личности.

В-пятых, педагогическая позиция родителей, в отличие от школьных учителей скрыта. В семье ребенок не чувствует себя педагогическим объектом, здесь он является равноправным членом коллектива. Взаимная любовь и забота, взаимная ответственность и требовательность друг к другу, поддержка ребенка в сложных жизненных ситуациях, подлинно духовный контакт родителей и детей - характерные черты семейного коллектива. В нем нет разграничения его членов на воспитателей и воспитанников, в нем осуществляется взаимное воспитательное воздействие, дети признаются соавторами, соорганизаторами воспитательного процесса. И хотя родители, безусловно, выполняют воспитательные функции, дети этого не замечают, не ощущают: для них родители, прежде всего самые дорогие и близкие люди. Незаметность, скрытность педагогической позиции родителей обеспечивают высокую эффективность воспитательного процесса.

В-шестых, представляя собой малую группу социальной структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. психологический готовность школа тревожность

И, наконец, в семейном воспитании, в отличие от школьного, преобладает дело, а не слово. В семье есть все условия для включения ребенка в различные виды деятельности: трудовую, физическую, эстетическую и т.д. Это очень важно, так как именно в этих видах деятельности развивается, формируется и воспитывается личность.

Влияние семьи на личность может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от типа семьи, от наличия или отсутствия в ней тех или иных условий, необходимых для правильного воспитания. Из изложенного выше можно заключить, что как положительное, так и отрицательное влияние семьи на личность превышает влияние всех других факторов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: