Корреляционный анализ результатов исследования

 

Корреляционный анализ результатов исследования показал следующие связи на уровне p<0,05, при r<+1, r>-1 между показателями исследования уровня школьной тревожности, межличностного взаимодействия, социального статуса младших школьников и показателями родительского отношения.

Переменная родительского отношения «симбиоз» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 со следующими переменными: образ социальной желательности поведения, авторитарная гиперсоциализация, общая тревожность в школе. То есть повышение показателей по переменной симбиоз вызывает повышение показателей по переменным образ социальной желательности поведения, авторитарная гиперсоциализация, общая тревожность в школе. Можно предположить, что нарушение дистанции в отношениях с ребенком влияет на степень контроля за поведением ребенка и повышается уровень школьной тревожности.

Переменная родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 со следующими переменными: симбиоз и общая тревожность в школе, а обратными с переменной: коэффициент взаимности. То есть повышение показателей по переменной авторитарная гиперсоциализация вызывает повышение показателей по переменным симбиоз и общая тревожность в школе и снижение показателей по переменной коэффициент взаимности. Можно предположить, что высокий контроль за поведением ребенка влияет на нарушение дистанции в отношениях с ребенком, уровень школьной тревожности повышается, что отрицательно влияет на индекс групповой сплоченности у младших школьников данной выборки.

Переменная, показывающая характер отношений в группе «коэффициент взаимности» связана прямой зависимостью на уровне статистической достоверности p<0,05 со следующими переменными: страх самовыражения, общительность, а обратными с переменной: авторитарная гиперсоциализация. То есть снижение показателей по переменной коэффициент взаимности вызывает снижение показателей по переменным страх самовыражения и общительность и повышение показателей по переменной авторитарная гипесоциализация. Можно предположить, что повышенный контроль за поведением ребенка отрицательно влияет не только на индекс групповой сплоченности, но и на общительность в группе сверстников.



Выводы

 

Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности испытуемых данной выборки:

) Статистически достоверные отличия по показателям уровня школьной тревожности у мальчиков и девочек данной выборки получены по переменной страх самовыражения. Показатели девочек выше показателей мальчиков. Показатели и мальчиков, и девочек находятся на высоком уровне по шкале общая тревожность в школе. Выделяются также шкалы: фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса отношения с учителями.

) Можно предположить, что общая тревожность в школе у младших школьников данной выборки связана, прежде всего, с фрустрацией потребности в достижении успеха, переживанием социального стресса и отношениями с учителями.

) Статистически достоверные отличия по показателям межличностных отношений у мальчиков и девочек данной выборки получены по переменной: общительность. Показатели девочек выше показателей мальчиков по переменной общительность. Самые высокие показатели межличностных отношений у девочек данной выборки получены по переменным: отношения с матерью, общительность, отношение с подругой и отношения с бабушкой и дедушкой.

) Самые высокие показатели межличностных отношений у мальчиков данной выборки получены по переменным: отношения с матерью, доминирование, отношения с другом, отношения с бабушкой и дедушкой, отношения с родителями и любознательность.

) Можно предположить, что система межличностных отношений мальчиков складывается из отношений с матерью и остальными членами семьи, на которые влияет стремление к доминированию и любознательность, система межличностных отношений девочек определяется отношениями с матерью и подругой, и стремлением к общению.

) По показателям социометрии среди девочек самые высокие результаты получены по переменной «звезды», чуть ниже показатели «предпочитаемых». В группе мальчиков самые высокие показатели по переменной «предпочитаемые», что возможно объясняется общим стремлением к доминированию, свойственным мальчикам данной выборки.

) Статистически достоверные отличия по показателям социометрии получены по переменным: коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности отношениями. Показатели девочек выше показателей мальчиков.

) Самые высокие показатели родительского отношения у матерей данной выборки получены по переменной: симбиоз, данная шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

) Высокие оценки получены по шкале гиперсоциализация, данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными у испытуемых данной выборки:

Нарушение дистанции в отношениях с ребенком влияет на степень контроля за поведением ребенка и повышается уровень школьной тревожности. Высокий контроль за поведением ребенка влияет на нарушение дистанции в отношениях с ребенком, уровень школьной тревожности повышается, что отрицательно влияет на индекс групповой сплоченности у младших школьников данной выборки. Повышенный контроль за поведением ребенка отрицательно влияет не только на индекс групповой сплоченности, но и на общительность в группе сверстников.

Практические рекомендации:

Школьной администрации:

) Общение младших школьников развивается в новых (по сравнению с дошкольным учреждением) условиях - школа. Предъявляются новые требования, появляются новые права и обязанности. Ребенок находится в эмоциональной зависимости от учителя. Возникает потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый. Предлагаемые учителем стили поведения с учениками влияют на развитие общения у младших школьников. Общение становится более целенаправленным (влечет познание культурных норм, ценностей, правил).

) В число сотрудников образовательного учреждения в обязательном порядке должны входить: администратор, психолог, врач, младший медицинский персонал, преподаватель физической культуры.

Педагогам:

) Проявлять индивидуальный подход к ребенку, обращать внимание на его успехи в классе, общительность и активность, применяя их в нужное русло: помощь в руководстве классом на мероприятиях и т.д.

) Важным фактором успешности учебной деятельности младших школьников является взаимодействие с родителями, которые располагают сведениями, имеющими порой решающее значение для комплексной оценки, особенно когда речь идет о внешкольных (социобытовых, семейных) факторах риска и о поведенческих реакциях за стенами школы.

Родителям:

) Расширение сферы общения, что влечет постепенное отдаление от родителей. В общении с родителями изменяется роль младшего школьника (он ученик, с ним считаются, с ним советуются). В общении ребенка в семье происходит отражение всех перипетий школьной жизни.

) Способствовать интеллектуальному и личностному развитию ребенка, учитывая особенности развития.

) Организовывать щадящий режим дня: регулирующий сон и бодрствование. Помогать в подготовке к занятиям в школе. Не использовать методы принуждения.

Психологу школы:

) Статус младших школьников среди сверстников во многом зависит от успеваемости. Высокую тревожность вызывает страх проверки знаний, который обусловлен боязнью не соответствовать ожиданиям окружающих (по всей видимости мамы и учителя), а также низкая сопротивляемость стрессу. Плохие результаты в учебе могут вызвать отрицательное отношение друга и учителя, уменьшение количества выборов (то есть популярности), рост вероятности отнесения к «не принятым» и рост индекса изолированности.

) Учитывать выявленные особенности при организации психокоррекционных занятий в группах младших школьников.



Заключение

 

Теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет выделить следующие основные рассмотренные положения. В начале школьного обучения кроме развитых познавательных процессов у ребенка должны быть сформированы личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

На основании вышеизложенного становится понятным, каким сложным является период адаптации к школе. Необходимо изучать психологические особенности первоклассников, уровень их адаптированности к школе, чтобы вовремя оказать психологическую и педагогическую помощь.

Преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызвавших.

Обращается внимание на то, что коррекционная работа должна носить комплексный характер, тогда она будет способствовать не только успешной адаптации ребенка к школе, но и будет служить развитию индивидуальности ребенка, раскрытию его способностей, раскрепощению его творческого потенциала.

По результатам проведенного исследования удалось установить, что общая тревожность в школе у младших школьников данной выборки связана, прежде всего, с фрустрацией потребности в достижении успеха, переживанием социального стресса и отношениями с учителями.

Система межличностных отношений мальчиков складывается из отношений с матерью и остальными членами семьи, на которые влияет стремление к доминированию и любознательность, система межличностных отношений девочек определяется отношениями с матерью и подругой, и стремлением к общению.

Самые высокие показатели родительского отношения у матерей данной выборки получены по переменной: симбиоз, данная шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

Высокие оценки получены по шкале гиперсоциализация, данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными у испытуемых данной выборки:

Нарушение дистанции в отношениях с ребенком влияет на степень контроля за поведением ребенка и повышается уровень школьной тревожности. Высокий контроль за поведением ребенка влияет на нарушение дистанции в отношениях с ребенком, уровень школьной тревожности повышается, что отрицательно влияет на индекс групповой сплоченности у младших школьников данной выборки. Повышенный контроль за поведением ребенка отрицательно влияет не только на индекс групповой сплоченности, но и на общительность в группе сверстников.

Таким образом, нашу гипотезу о том, что на психологическую готовность ребенка к школе и успешную адаптацию влияет дистанция и контроль родителя в межличностных отношениях с ребенком, подтвердилась.



Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 2009. - 320 с.

2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи// Дошкольной воспитание. 2000, №8. С.62-65.

3. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. - СПб.: Экономическая школа, 2003. 352 с.

.   Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Том 2 (Под редакцией Бодалева А.А. и др.) М, Педагогика, 2000.

5. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2007. 239 с.

6. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

7. Антропова М.В., Хрипкова А.Г. Адаптация учащихся 6-11 лет к учебным нагрузкам // Новые исследования по возрастной физиологии. 2000, №2. С.5-18.

8. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2001.

.   Бабаева Т.И. У школьного порога. М., 2003.

10. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246

11. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 248 с.

12. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 2006.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 189 с.

14. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 2004г. - 310 с.

15. Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 2007.

16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер, 2000. 528 с.

17. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб., 2001. - 208 с.

18. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 2004. 192 с.

. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 2003 год.

. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т.4.

21. Готовность к школе: развивающие программы (под редакцией Дубровиной И.В.) М., 2005.

22. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. - М.: Знание, 2001

23. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А.) Минск, 2007.

. Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопр. психол. Дайджест. -2003. № 2, стр.379;

. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников. Начальная школа №12, 1997.

. Запорожец А. В. Психология. М., 1953. - 245 с.

. Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М.,Наука, 2000.

. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2001. - 378 с.

. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер». - 2002. - 320 с.

. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2006.

31. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001.

32. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000

33. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., 2002.

34. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

35. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 1948. с. 4-15.

. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1965.

37. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.

. Молчанова Я.В. Математическая обработка данных в социально-психологическом исследовании: ключевые моменты и «подводные камни». М.: МАКС Пресс, 2002. 40 с.

39. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста (Под редакцией Антроповой М.В., Кольцовой М.М.) М., 2003.

40. Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис. … канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2003. - 212 с.

41. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

42. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 2000.

. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004. - 392 с.

44. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., 2006. - 374

45. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2006.

46. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.

47. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М. 2000. 248 с.

. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2000.

49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999. - 248 с..

.   Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.

51. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.

52. Психология. Словарь / Под общей ред. Л. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

.   Психолого-педагогическая диагностика /под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной/. - Москва.: Асток-Пресс, 2006

.   Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания: В 4 ч. /Под ред. Е.И. Сермяжко. - Могилев, 2005. - Ч. 1.

.   Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001.

.   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 806

57. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. - М., 1996. - 41 с.

58. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

59. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.

60. Толбанова А.А. Пальцы помогают говорить// Дошкольное воспитание. 2000. №10. с.94-96.

61. Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Бабенко Т.И. Физиологи-педагогическая коррекция моторики ведущей кисти ребенка. Рн/Д, 2004. 61с.

.   Ушинский К.Д. Человек как - предмет воспитания: опыт педагогической антропологии, т.1. Москва - Ленинград, 1950.

63. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи// Проблемы речи и психолингвистики, М.: Наука, 2001.

64. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. - М., 1996. - 264 с.

. Чейпи Дж. Готовность к школе. М., 2002.

66. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2006.

67. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна, - М. - Воронеж, 1995. - 416 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: