Вопросы к экзамену по дисциплине «Образовательный маркетинг»_2018
Образовательный маркетинг: понятие, сущность и место в системе управления
На современном этапе развития маркетинга, существует множество определений.
Котлер.
«Образовательный маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей по средствам обмена».
«Образовательный маркетинг – это создание, внедрение и оценка образовательных программ для формирования отношений между учебным заведением и его клиентами (учащимися), а так же достижений главных образовательных целей.
Понятие «маркетинг» может рассматриваться как:
1. Образ мышления, философия предпринимателя, основнная на получении прибыли (дохода), основанная на запросах покупателя.
Субъектами маркетинговых отношений в сфере образования явл.:
А) образовательные организации (школы, колледжи и т.д.)
Б) потребители образовательных услуг.
В) внешние посредники и посредники в структуре системы образования (биржи труда, кредитирующиеся финансовые учреждения, органы управления и др.)
|
|
2. Маркетинг можно рассматривать как подсистемную организацию по управлению производств. Деятельностью, основанную на изучении рынка.
3. Как учебную дисциплину, изучающую инструменты и механизм рыночной деятельности.
Современный маркетинг призван обеспечить наилучший результат, причём так, чтобы потребитель был полностью удовлетворён не только полученной продукцией, но и продавцом в целом.
Маркетинговая деятельность носит цикличный характер и включает следующие этапы:
1. Маркетинговые исследования (исследование и анализ внешней и внутренней среды).
2. Прогнозирование спроса, на основе получения маркетинговой информации и планировании объёма выпуска продукта (изделия).
3. Ценообразование (установление цены на каждый продукт).
4. Определение места продажи, в том числе: складирование, упаковка, транспортировка). (В образовании – педагог на дому, посредники – где будут находиться?).
5. Продвижение продукта (реклама, стимулирование сбыта, пропоганда).
6. Продажа.
После продажи цикл начинается снова. Конкурентность ВУЗА (общежитие, столовая, библиотека, преподавательский состав и др.
Основные понятия в сфере маркетинга
В основных понятиях маркетинга лежат такие социально-экономические понятия, как:
1. Нужда – ощущение человеком нехватки чего либо необходимого.
2. Потребность – специфическая форма удовлетворения нужды, которая формируется под влиянием культурного уклада в стереотипе восприятия личностного характера индивида. (нужда – одна (пример – еда), потребность – вид еды у разного народа).
|
|
Потребности –биологические
- Социальные
- культурные
3. Запросы – это потребность, подкреплённая покупательской способностью.
4. Товар – признаётся всё, что может удовлетворить нужды и запросы и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это изделия, услуги, места, организации, идеи.
Образовательная услуга – это деятельность образовательной организации, направленная на удовлетворение субъекта в образовании, т.е. приобретении систематизированных умений и навыков.
Товар – инструмент решения проблемы.
5.Обмен – это акт получения от кого либо желаемого объекта с предложением чего либо взамен.
До возникновения рынка существовало самообеспечение. С возникновением рынка появилось две формы обмена:
1. Децентролизовнный обмен (производитель-покупатель или рынок бартерного типа).
2. Центролизованный обмен (производитель-посредник-покупатель). В образовании посредник – службы по обеспечению труда, служба занятости, образовательные брокеры).
6.Сделка – это акт обмена ценностями, между двумя сторонами.
Два вида:
Денежные – когда одна сторона, участвующая в сделке, отдаёт деньги.
Бартерные – обмен одного товапра на другой без использования денег.
7.Рынок – традиционно, место встречи продавца и покупателя.
Виртуальные рынки – заказы через интернет, автоматы, заказы почтой. В бизнесе термин – рынок – используется для потребителей объедин. в определёный признак.
Котлер рынок – это совокупность существенных и потенциальных покупателей товара.
Цели образовательного маркетинга
Главной дикларированной целью маркетинга считается – удовлетворение человеческих потребностей и получения максимально возможной прибыли.
4 альтернативные цели маркетинга:
1. Достижение максимально возможного потребления.
2. Достижения максимально удовлетворённой возможности.
3. Предоставление максимально широкого выбора
4. Максимальное повышение качества жизни.
Достичь одновременно все 4 цели – невозможно.
При этом могут быть:
1. Увеличение дохода
2. Рост продаж
3. Увеличение доли рынка
4. Освоение новых рынков
5. Создание или улучшение имиджа организации или её продукта.
В зависимости от главных идей, организация выделяет:
1. Бизнес-маркет комерческий (направленный на получение прибыли или иных форм выгодных для организации).
2. Некомерческий маркетинг –он направлен на создание, поддержание или изменения отношения целевых аудиторий к определённым организациям и их деятельности (на формирование определённого имиджа). А так же может заниматься привлечением спонсоров.
Главная цель некомерческого маркетинга в образовании, в достижении социального эффекта и целей некомерческого характера.
Главная цель некомерческого маркетинга – является выявление и удовлетворение потребностей обучающихся и достижение за счёт этого специфических целей учреждения (функционирующих в сфере образования) включая прибыль.
Маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла относительно цены, продвижения и реализации идей, товаров и услуг путем обмена, удовлетворяющий
цель отдельных лиц и организаций. Определение американской ассоциации маркетинга
Современному руководителю учебного заведения приходится, с одной стороны, приспосабливать-
ся к рынку, а с другой — сохранять педагогическую составляющую управленческой деятельности, не теряя аксиологических, психолого-педагогических, воспитательных аспектов образовательного про-
цесса. В таких условиях приобретает актуальность умение руководителя задействовать маркетинговые механизмы для достижения образовательных целей организации.
|
|
Особой и наиболее распространенной сферой маркетинга является внеурочная деятельность: предоставление дополнительных платных образовательных услуг. Именно эта деятельность
позволяет в определенной степени компенсировать недостатки учебного плана, создать условия для самореализации ребенка в творческой деятельности, реализовать педагогический потенциал учителей, обогатить профильное обучение и т. д. Все более популярными становятся и услуги для населения: обучение деловой речи, психологические тренинги, консалтинг.