Рынок образовательных услуг: понятие, функции, характерные черты

 

Рынок образовательных услуг – это совокупность экономических отношений, складывающихся между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товара «образовательная услуга» в процессе обмена.

 

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции:

  • • обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;
  • • способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;
  • • учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;
  • • создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.

 

 



Классификация рынков в сфере образования

Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг. Рынок ОУ может нормально функционировать при наличии трех элементов:

- должен быть продавец (производитель);

- необходим покупатель (потребитель);

- наличие предмета сделки (товара или услуги).

Основными функциями рынка образовательных услуг являются:

Интегрирующая, суть которой состоит в установлении и обеспечении взаимосвязи между партнерами на рынке: производителями и потребителями, продавцами и покупателями, владельцами свободных денежных средств и лицами, нуждающимися в кредите, работниками и работодателями.

Оценочная состоит в оценке результатов труда товаропроизводителей, в определении уровня общественно необходимых затрат труда; именно на основе спроса и предложения рынок объективно устанавливает уровень цен на товары и другие объекты рыночных отношений.

Организующая и регулирующая, где рынок выступает как инструмент, обеспечивающий рациональное построение и гармоничное функционирование экономической системы.

Рынок ОУ, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей ОУ в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению ОУ на рынке, и могут выполнять различные функции: информирования, консультирования, участия в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержке образования.

Рынок образовательных услуг предполагает наличие субъектов рыночных отношений. Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей (субъектов рыночных отношений):

потребители-личности (учащиеся, студенты, слушатели);

потребители-предприятия, организации различных форм собственности;

органы государственного и регионального, местного управления.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: