Современная государственная политика в сфере образования

Государственная образовательная политика - это неотъемлемая, важнейшая часть общей социально-экономической политики по выработке и реализации перспективной идеологии, эффективных технологий развития современного общества и человека.

Задача государства - не только разработать стратегию развития системы образования (законодательную, нормативную, содержательную, кадровую, ресурсную), но и организовать ее эффективное исполнение на практике. Целью образовательной политики является: определение приоритетной роли образования в социально-экономическом развитии государства и в его национальной безопасности; формулирование требований государства и общества к современному российскому образованию, т. е определение неотложных и перспективных мер по поддержанию и модернизации образования.

Начиная с 90-х годов XX в., ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Общая тенденция этих преобразований -- придание образованию свойств открытости. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на европейском континенте, где в сфере образования рушатся государственные границы и формируется общеевропейская интегральная система образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г., на следующих принципах:

введение двухступенчатого высшего образования;

введение системы зачетных единиц (ECTS) для количественной получаемого образования;

обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его проверки.

Цели Болонского процесса:

- формирование единого и конкурентоспособного рынка труда высшей квалификации в Европе;

-расширение доступа к европейскому образованию;

-расширение мобильности студентов и преподавателей;

-принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с унифицированными для всей Европы приложениями к дипломам.

Основные принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996г.) В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

1. Носитть гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.

3. Создовать условия для общедоступности образования, приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

4. Иметь светский характер и в государственных и в муниципальных образовательных учреждениях.

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относится к различным мнениям и подходам.

6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в области образования на рубеже XX и XXI вв. имеет ряд особенностей: проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического и социального кризиса; параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования; продолжительность и растянутость реформы;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: