Структурно-содержательная характеристика

Представления детей дошкольного возраста о природе распределяются по возрастным группам по концентрическому принципу. Так, во второй группе раннего возраста (2-й год жизни) у детей формируются элементарные представления о животных, живущих рядом (собака, кошка, рыбка, попугай и т.п.), домашних растениях (растения в горшках, цветы в вазе), природных явлениях (солнышко, дождик и др.).

У детей первой младшей группы представления усложняются, формируются знания:

— о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.), их детенышах (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок и т.д.);

— обитателях леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.), птицах (воробей, ворона, голубь и т.д.);

— неживой природе: воде в быту (льется, теплая — холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.), воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);

— явлениях природы: времена года (зима, лето, весна, осень) и их особенностях (зимой холодно, снег; летом — жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью — ветер, холодный дождь, падают желтые листья);

— погодных явлениях и отношении к ним людей (дождь — сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя; летом при жарком солнце надевают панаму; зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки и т.п.).

У детей второй младшей группы формируются элементарные представления об окружающих предметах, простые закономерности и зависимости, простейшие причины и следствия собственных действий. Воспитатель поддерживает интерес детей к объектам живой и неживой природы (большие и маленькие, твердые камешки, вода течет, ветер дует, песок сыплется, глина лепится) и предоставляет детям возможность экспериментировать с некоторыми из них (камешками, водой, песком и т.д.).

В средней группе в разделе «Природа» воспитатель поддерживает регулярное проявление детьми интереса к объектам живой и неживой природы:

— учит замечать происходящие в природе явления и суточные изменения (вечер — на улице стало темно, появилась луна и т.п.);

— классифицировать объекты природы, обобщать предметы по определенным признакам (деревья, фрукты, овощи, животные и т.п.);

— проводит вместе с детьми простые эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, знакомит с их свойствами, вариантами использования их человеком;

— формирует представления о самых простых природных взаимосвязях, помогает устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе;

— формулирует вместе с ними некоторые правила поведения в природной и созданной человеком среде (что можно и чего нельзя делать на отдыхе, почему нужно выключать за собой свет, не разбрасывать мусор, а убирать его и т.п.).

В старшей группе решаются задачи формирования начал экологически грамотного поведения, навыков бережного отношения к окружающему, ознакомления с составлением простейших планов и схем окружающего пространства. Детей учат самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать ее с окончательными результатами. Формируются представления ребенка о цикличности в природе, связи животных, растений с различными средами, о том, что животные и растения приспосабливаются к разным условиям обитания, о связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

В подготовительной к школе группе воспитатель:

— формирует общие представления о том, что Земля — шар, показывает на глобусе и карте местонахождение России, Москвы, Санкт-Петербурга;

— дает сведения о нескольких событиях из истории России, представления о том, что есть другие планеты, что Земля вращается вокруг Солнца, а Луна — вокруг Земли, поддерживает интерес к путешествиям и приключениям;

— рассказывает о народах, населяющих Россию, о том, что дети, посещающие группу, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языках;

— разъясняет, что жизнь людей устроена по-разному в Африке, на Севере, в Индии и т.д.;

— учит ориентироваться в окружающем мире по символам и знакам, находить связь между климатом и образом жизни людей;

— знакомит с тем, как менялся на протяжении истории климат, как человек приспосабливался к окружающему, как менялась его деятельность;

— объясняет, как различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, дышат, питаются, размножаются, у них бывают детки), приводит несколько примеров тех и других;

— знакомит с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;

— дает представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребенку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной речке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где часто ходит много людей, не растет трава);

— объясняет, что такое Красная книга, заповедник, как люди охраняют природу и т.п.;

— показывает, что для разных мест характерны разные объекты живой и неживой природы (в Австралии — кенгуру, в Арктике — белые медведи);

— формирует навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), в быту прививает навыки рационального природопользования (экономия света, воды) и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: