Комплексные дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка

В.А. Зебзеева

Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей

 

Обзор программ дошкольного образования

Зебзеева В.А.

Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования

 

Пособие призвано помочь специалистам ДОУ сориентироваться в многообразии вариативных образовательных программ по экологическому развитию ребенка, представить в систематизированном виде материалы, позволяющие делать осознанный выбор программ в соответствии с основными линиями развития ребенка-дошкольника.

В нем представлены анализ комплексных, специализированных и дополнительных дошкольных образовательных программ, реализующих экологическое направление развития ребенка и результаты их апробации.

Предназначено для заведующих, старших воспитателей и специалистов ДОУ (воспитателей, педагогов-экологов, педагогов дополнительного образования), преподавателей и студентов учреждений среднего и высшего педагогического образования, руководителей методических служб, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                       3

 

Комплексные дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка

Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития

детей раннего и дошкольного возраста                                                                    5

Программа воспитания и обучения в детском саду                                                7

Программа «Радуга                                                                                                      10

Детство (программа развития и воспитания детей в детском саду)                     12

Программа «Развитие»                                                                                                15

Программа «Одаренный ребенок»                                                                              18

Программа «Истоки»                                                                                                      20

Программа «Из детства — в отрочество»                                                                   23

Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет)                   26

Комплексная    программа    развития    и    воспитания    дошкольников    в

Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»)                             28

Программа «Детский сад — дом радости»                                                                 31

«Гармония   развития»   (интегрированная   программа   интеллектуального,

художественного и творческого развития личности дошкольника)                           32

 «Золотой ключик» (программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет)    35

Программа «Сообщество»                                                                                             38

Программа «Дошкольная группа» (для групп кратковременного пребывания в

детском саду: старший дошкольный возраст)                                                              42

 

Специализированные и дополнительные дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка

Программа экологического образования детей «Мы»                                             47

Программа «Планета — наш дом»                                                                                49

Программа «Живая экология»                                                                                      51

Программа «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду»      54

Программа «Семицветик»                                                                                              55

Программа «Природа и художник»                                                                               57

Программа «Наш дом — природа»                                                                               59

Программа «Юный эколог»                                                                                                         61

Программа «Мир вокруг нас»                                                                                        62

Программа «Я — человек»                                                                                            64

Программа «Жаворонок»                                                                                                65

Программа «Паутинка»                                                                                                   66

 

Список использованной и рекомендуемой литературы                                                        67

 

 

Введение

 

В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России — системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.

Дошкольные образовательные программы, реализуемые в едином образовательном пространстве России, должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о ДОУ, нормативно-правовым документам по аттестации и аккредитации. Программы, адресованные государственным учреждениям, должны носить светский характер и соответствовать общей государственной политике в области образования и общей направленности концепции модернизации российского образования. В содержании программы должны учитываться социально-экономические, национально-культурные, демографические, климатические условия региона.

Комплексные образовательные программы для дошкольников должны обеспечивать:

— полноту раскрытия целей обучения;

— конкретность и процессуальность представления содержания образования;

— оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей;

— широкие контакты с различными сферами (изобразительное искусство, музыка, детская литература, родной язык, экология, математика, игра, труд);

— возможность приобщения ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомства с родным городом, его историей, традициями;

— учет возрастных и психофизических особенностей, интересов ребенка, склонностей, определяемых половой принадлежностью, двигательных, физических, психологических нагрузок;

— гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня образования;

— обеспечение развития наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности, стимулирование расширения объектов познания (люди, их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство);

— осуществление постепенного перехода от представлений об объекте к выделению существенных групп объектов, установление связей между объектами и явлениями, формирование способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.);

— решение проблемы развития творчества, желания учиться в деятельности и др.

Программа должна способствовать активному взаимодействию ребенка с миром. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления.

Специализированные (парциальные) и дополнительные программы должны обеспечивать:

— раскрытие научных положений в соответствии с достижения­ми современной отрасли науки;

— оптимальность объема содержания и нагрузки на ребенка;

— ясность, точность и лаконичность изложения учебного материала, четкость формулировок, правил и определений;

— возможность реализации новых педагогических технологий, методического обеспечения;

— преемственность при переходе к каждому возрастному периоду;

— обучение и воспитание дошкольника в русле его реальной и постоянно развивающейся деятельности;

— целесообразную организацию развивающей среды.

Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Министерства образования России, постепенно расширяется. В настоящее время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей.

Внедряются специализированные программы экологического образования: «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова); «Наш дом — природа» (НА. Рыжова); «Мы — земляне» (Н.Н. Вересов); «Природа и художник» (ТА. Копцева); «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Красота — радость — творчество» (Т.С. Комарова и др.); «Я — человек» (С.А. Козлова); «Наследие» (М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева) и др.

Н.А. Рыжова подразделяет программы по экологическому образованию на три группы: программы экологической (биоэкологической), эстетико-культурно-экологической и социально-экологической направленности.

К первой группе относятся программы: С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка», А.И. Ивановой «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» и ряд других. Для этих программ характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).

Во вторую группу вошли программы: В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.К. Най-денской «Планета — наш дом», Т.Н. Поповой «Мир вокруг нас». Для них характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят на второй план.

Программы третьей группы: Н.Н. Вересова «Мы — земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология». В их содержании преобладают вопросы социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.

Выбирая программу для работы, педагоги, как правило, ориентируются на следующие критерии:

· научность программного материала;

· методическая обеспеченность программы;

· наличие четкой структуры;

· наличие критериальной базы;

· содержание программы;

· наличие в программе задач экологического образования;

· возможность включения в программу регионального компонента;

· доступность изложения материала;

· наличие указаний на условия реализации программы;

· возможность использования программы в разных типах ДОУ, различных группах;

· охват детей, воспитателей, родителей;

· новизна и современность педагогических технологий;

· обеспечение преемственности ДОУ и школы;

· возможность интеграции экологического содержания программы с другими разделами;

· возможность работы с детьми разного уровня развития;

· обеспечение совместной работы всего коллектива по экологическому образованию;

· личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога и воспитанников;

· постепенное усложнение содержания образования от группы к группе;

· направленность программы на экологическое развитие личности;

· соответствие временному стандарту ДОУ.

 

КОМПЛЕКСНЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: