В.А. Зебзеева
Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей
Обзор программ дошкольного образования
Зебзеева В.А.
Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования
Пособие призвано помочь специалистам ДОУ сориентироваться в многообразии вариативных образовательных программ по экологическому развитию ребенка, представить в систематизированном виде материалы, позволяющие делать осознанный выбор программ в соответствии с основными линиями развития ребенка-дошкольника.
В нем представлены анализ комплексных, специализированных и дополнительных дошкольных образовательных программ, реализующих экологическое направление развития ребенка и результаты их апробации.
Предназначено для заведующих, старших воспитателей и специалистов ДОУ (воспитателей, педагогов-экологов, педагогов дополнительного образования), преподавателей и студентов учреждений среднего и высшего педагогического образования, руководителей методических служб, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Комплексные дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития
детей раннего и дошкольного возраста 5
Программа воспитания и обучения в детском саду 7
Программа «Радуга 10
Детство (программа развития и воспитания детей в детском саду) 12
Программа «Развитие» 15
Программа «Одаренный ребенок» 18
Программа «Истоки» 20
Программа «Из детства — в отрочество» 23
Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет) 26
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в
|
|
Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») 28
Программа «Детский сад — дом радости» 31
«Гармония развития» (интегрированная программа интеллектуального,
художественного и творческого развития личности дошкольника) 32
«Золотой ключик» (программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет) 35
Программа «Сообщество» 38
Программа «Дошкольная группа» (для групп кратковременного пребывания в
детском саду: старший дошкольный возраст) 42
Специализированные и дополнительные дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка
Программа экологического образования детей «Мы» 47
Программа «Планета — наш дом» 49
Программа «Живая экология» 51
Программа «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду» 54
Программа «Семицветик» 55
Программа «Природа и художник» 57
Программа «Наш дом — природа» 59
Программа «Юный эколог» 61
Программа «Мир вокруг нас» 62
Программа «Я — человек» 64
Программа «Жаворонок» 65
Программа «Паутинка» 66
Список использованной и рекомендуемой литературы 67
Введение
В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России — системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.
Дошкольные образовательные программы, реализуемые в едином образовательном пространстве России, должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о ДОУ, нормативно-правовым документам по аттестации и аккредитации. Программы, адресованные государственным учреждениям, должны носить светский характер и соответствовать общей государственной политике в области образования и общей направленности концепции модернизации российского образования. В содержании программы должны учитываться социально-экономические, национально-культурные, демографические, климатические условия региона.
|
|
Комплексные образовательные программы для дошкольников должны обеспечивать:
— полноту раскрытия целей обучения;
— конкретность и процессуальность представления содержания образования;
— оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей;
— широкие контакты с различными сферами (изобразительное искусство, музыка, детская литература, родной язык, экология, математика, игра, труд);
— возможность приобщения ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомства с родным городом, его историей, традициями;
— учет возрастных и психофизических особенностей, интересов ребенка, склонностей, определяемых половой принадлежностью, двигательных, физических, психологических нагрузок;
— гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня образования;
— обеспечение развития наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности, стимулирование расширения объектов познания (люди, их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство);
— осуществление постепенного перехода от представлений об объекте к выделению существенных групп объектов, установление связей между объектами и явлениями, формирование способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.);
— решение проблемы развития творчества, желания учиться в деятельности и др.
Программа должна способствовать активному взаимодействию ребенка с миром. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления.
|
|
Специализированные (парциальные) и дополнительные программы должны обеспечивать:
— раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной отрасли науки;
— оптимальность объема содержания и нагрузки на ребенка;
— ясность, точность и лаконичность изложения учебного материала, четкость формулировок, правил и определений;
— возможность реализации новых педагогических технологий, методического обеспечения;
— преемственность при переходе к каждому возрастному периоду;
— обучение и воспитание дошкольника в русле его реальной и постоянно развивающейся деятельности;
— целесообразную организацию развивающей среды.
Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Министерства образования России, постепенно расширяется. В настоящее время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей.
Внедряются специализированные программы экологического образования: «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова); «Наш дом — природа» (НА. Рыжова); «Мы — земляне» (Н.Н. Вересов); «Природа и художник» (ТА. Копцева); «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Красота — радость — творчество» (Т.С. Комарова и др.); «Я — человек» (С.А. Козлова); «Наследие» (М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева) и др.
Н.А. Рыжова подразделяет программы по экологическому образованию на три группы: программы экологической (биоэкологической), эстетико-культурно-экологической и социально-экологической направленности.
К первой группе относятся программы: С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка», А.И. Ивановой «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» и ряд других. Для этих программ характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).
Во вторую группу вошли программы: В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.К. Най-денской «Планета — наш дом», Т.Н. Поповой «Мир вокруг нас». Для них характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят на второй план.
Программы третьей группы: Н.Н. Вересова «Мы — земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология». В их содержании преобладают вопросы социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.
Выбирая программу для работы, педагоги, как правило, ориентируются на следующие критерии:
· научность программного материала;
· методическая обеспеченность программы;
· наличие четкой структуры;
· наличие критериальной базы;
· содержание программы;
· наличие в программе задач экологического образования;
· возможность включения в программу регионального компонента;
· доступность изложения материала;
· наличие указаний на условия реализации программы;
· возможность использования программы в разных типах ДОУ, различных группах;
· охват детей, воспитателей, родителей;
· новизна и современность педагогических технологий;
· обеспечение преемственности ДОУ и школы;
· возможность интеграции экологического содержания программы с другими разделами;
· возможность работы с детьми разного уровня развития;
· обеспечение совместной работы всего коллектива по экологическому образованию;
· личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога и воспитанников;
· постепенное усложнение содержания образования от группы к группе;
· направленность программы на экологическое развитие личности;
· соответствие временному стандарту ДОУ.
КОМПЛЕКСНЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА