Договор дарения жилого дома

 

При дарении жилого дома его собственник (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другому лицу (одаряемому) жилой дом, а также земельный участок, на котором он расположен.

Для заключения договора дарения жилого дома и последующей регистрации перехода права собственности потребуются:

1) документы, удостоверяющие личность дарителя и одаряемого (паспорт);

2) правоудостоверяющие документы на жилой дом и земельный участок, на котором он расположен (свидетельства о государственной регистрации права собственности, удостоверяющие государственную регистрацию права собственности на жилой дом и земельный участок);

3) документы-основания, по которым даритель приобрел право собственности на жилой дом (например, договор купли-продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда, постановление органа местного самоуправления);

4) нотариально удостоверенное согласие супруга на дарение (если жилой дом, земельный участок были приобретены в период брака и являются общей совместной собственностью супругов);

5) иные документы в зависимости от ситуации.

Договор дарения жилого дома заключается в письменной форме и подписывается сторонами сделки.

В договоре должно указываться волеизъявление дарителя безвозмездно передать жилой дом и земельный участок. Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Таким условием для договора дарения является его предмет - жилой дом.

Договор должен содержать данные, позволяющие точно установить, какой именно жилой дом и земельный участок, на котором он расположен, подлежат дарению: адрес, площадь, кадастровый номер, а для земельного участка - также указание категории земель и вида разрешенного использования, общая площадь и вид права.

Не допускается дарение недвижимости:

- от имени малолетних и недееспособных граждан их законными представителями;

- учителям со стороны их учеников;

- врачам со стороны пациентов;

- государственным или муниципальным служащим в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей.

В договоре дарения необходимо указать реквизиты правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, дату и номер регистрации права собственности дарителя на жилой дом и земельный участок.

В договоре можно предусмотреть условие об отмене дарения в случае, если даритель переживет одаряемого.

По общему правилу, нотариальное удостоверение договора дарения не требуется, за исключением следующих случаев:

- дарение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;

- дарение долей в праве общей собственности на недвижимое имущество (кроме земельных долей), в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

С 1 февраля 2019 г. при нотариальном удостоверении договора дарения нотариус обязан представить в Росреестр заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы, при условии если стороны сделки не возражают против этого. В других случаях документы на регистрацию могут быть представлены гражданами самостоятельно.

Для государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок от дарителя к одаряемому заявление и необходимые документы нужно подать в Росреестр.

Для регистрации потребуются следующие документы:

1) договор дарения в нескольких экземплярах (один экземпляр договора остается в регистрирующем органе, а другие выдаются сторонам после регистрации);

2) заявление о государственной регистрации права собственности на недвижимость);

3) нотариально удостоверенная доверенность на представителя (если у сторон по сделке есть представитель);

4) свидетельство о государственной регистрации права собственности дарителя либо выписка из ЕГРН, удостоверяющая государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;

5) паспорта сторон договора;

6) нотариально удостоверенное согласие другого супруга на дарение недвижимости, находящейся в совместной собственности супругов, либо документ, свидетельствующий о том, что данная недвижимость не находится в совместной собственности супругов (например, брачный договор, соглашение о разделе общего имущества супругов).

За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину.

При регистрации прав на земельный участок, предназначенный, например, для ведения дачного хозяйства или ИЖС, размер госпошлины - 350 руб. В других случаях госпошлина за регистрацию права собственности на недвижимость составляет 2 тыс. руб.

При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7.

Получение в дар имущества облагается НДФЛ, если даритель и одаряемое лицо не являются членами семьи или близкими родственниками. После регистрации перехода права собственности и права одаряемого на имущество он становится плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в отношении подаренного жилого дома и земельного участка.

Срок государственной регистрации прав не должен превышать семи рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов Рос- реестром или девяти рабочих дней со дня приема заявления и документов в МФЦ. Если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенного договора, ее срок составляет три рабочих дня, в случае поступления документов в электронной форме - один рабочий день, при обращении через МФЦ - пять рабочих дней (ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации).

Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН, а также специальной регистрационной надписью на договоре дарения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: