Добродетель - это красота

 

Сократ - истый простолюдин, верный сын афинской демократии. Его духовный облик складывается в эпоху Перикла, в период того невиданного расцвета Афин, который дал миру Фидия, Софокла, Эврипида. Он также обладает богатой художественной одаренностью. Сын каменщика и повивальной бабки Фенареты, обещавший стать незаурядным скульптором, в конечном счете, предпочитает ваять души и посвящает себя «тэхнэ маевтике» - повивальному искусству диалектического рождения истины, тождественной для него красоте, пользе и добродетели. Его мечта - сделать «арете» (доблесть, добродетель), достоинство, украшавшее избранных, свойством каждого афинянина.

В этом самое главное расхождение его взглядов с софистами. Они позволяли отдельным личностям, не считаясь с прочими, добиваться успеха для себя. Учили себялюбию, возвышаться над остальными.

Но разве можно ставить себя выше других людей - все люди одинаково приходят в этот мир и уходят. Каждый человек обладает разумом! Главное - раскрыть способности разума. Вот оно - повивальное искусство Сократа. Вытянуть на свет, показать человеку то сокровище, которым он обладает.

С детства он помогал родителям и видел, что мать помогала рождаться живым людям, а, рассматривая работы отца, понимал, что отец - помогает рождаться каменным людям.

«Сколь странен мой мир, - думал Сократ, - крошечный человечек, которого мать вытаскивает на свет, беспомощен, отдан на произвол всему и всем, он кричит и больше он пока ничего не умеет. Отец творит взрослых. Человека и бога. Но он может придать им одно лишь движение, одно выражение, один взгляд. Да, это красота - но неподвижная, оцепенелая, неизменная. Это образ живого человека, но не жизнь его. Да и то, образ, уловленный в одном определенном мгновении. Окаменел человек и не двигается. Камень есть камень.

Работа матери - добро, но есть ведь и красота в рождении ребенка. В работе отца - красота, подлинная красота, но есть в ней и добро. Однако и в том, и в другом чего-то недостает. Здесь новорожденный - там человек из камня, а между этим трепетным комочком и застывшим в камне образом остается пробел. Там духовный рост человека, его деяния и достижения. Самое важное!».

Вот так и пришло познание, что красота есть добро, а добро - красота. А вместе с тем и понимание своего места в жизни. Сократ так любил жизнь и все живое, умеющее расти и развиваться, что неудивительно, что он «из любви к человеку перестал высекать его в камне».

 

Не в потребностях счастье

 

«Нет в человеке достоинства, грош ему цена, если душа его, созданная для волнений и радости, так же сыта и тупа, как тело» А. Блок

 

Вот одна из характеристик Сократа, дающих контурное изображение его образа жизни, характера и философской позиции.

«Кто этот человек? - Его зовут Сократ, и весь свет знает его. Ибо с тех пор, как он забросил резец, которым он прежде работал, его можно найти везде в Афинах, где что-либо случилось. Но в особенности, где ведется диспут, он уже налицо. Ужас софистов: ибо никто не устоит против него. Но этого ему еще мало: он болтает со всяким, кто ему попадется на пути…

Так, значит, он один из тех торговцев мудростью, которые приманивают к себе богатую молодежь, обещая ей всякие знания и красноречие и вытягивая деньги из ее кошелька? - Напротив, он никогда не брал ни обола. - Так, стало быть, он богат и независим? - Ничуть не бывало; ему приходится туговато. Дома у него сидят жена и дети, у которых едва есть по куску хлеба… и сам он пользуется лишь самым необходимым. - Но чего же хочет этот человек? Не принадлежит ли он к числу глупых болтунов? - Нет, все удивляются его ясной, твердой и разумной речи. - Может быть, он так жаден до новой мудрости, что не хочет пропустить ни одного ее слова и повсюду ищет ее? - Наоборот, он не оставляет на ней живого волоска и ничего не хочет слышать о ней. - Значит, он знает что-нибудь еще лучшее? - Нет, он повторяет каждому, что знает лишь одно: то именно, что он ничего не знает»4.

Сократ совсем не аскет, ему ничто человеческое не чуждо, но он обходится малым и самым необходимым там, где другие затрачивают массу сил и энергии. Кант уточняет: «Есть различие между тем, кто мало в чем-нибудь нуждается потому, что ему мало чего недостает, и тем, кто мало в чем-нибудь нуждается потому, что может обойтись без многого» 5.

Я ем для того, чтобы жить, - восклицает Сократ, а не живу, для того, чтобы есть. Философ радостно говорит по поводу существования множества вещей, которые ему просто не нужны, имея в виду не вещи, полезность и нужность которых нетрудно обосновать, а то, что, занимаясь накопительством материальных благ, у человека не остается места для духовного развития; а дети, зачастую, вообще разбалованы, изнежены и ленивы. Умеренность в наслаждениях, еде, питье - советует он всем. Она - умеренность, софросине - предпосылка для всех прочих добродетелей, без нее же человек как клок соломы, треплющийся по ветру. По ветру многочисленных эмоций и желаний. Много примеров тому, как, поддаваясь чувствам, жалели люди о содеянном. И вот умеренность - одна из высших добродетелей человека - помогала этих ошибок избегать.

Сократову софросине представители олигархии воспринимали как камень в свой огород, им итак не по нутру был простой люд, живущий не хуже благородных, так еще и непобедимый Сократ, который одним своим видом показывал, что и среди простых людей есть таланты, и повсеместно утверждавший, что во всех людях, даже в рабах - скрыт бесценный разум.

И, подобно тому, как росла любовь к Сократу народа, росло и опасение «власть имущих мира сего».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: