Сократ философ нравственный добродетель



Раздел 2. Сократ: смерть и бессмертие

Бессмертие идей

В ожидании смерти Сократ провел в тюрьме долгих 30 дней. Это связано с тем, что наступили дни делосского праздника Аполлона. Смертные казни в Афинах в такие праздники приостанавливались. Он мог скрыться, бежать в другой город, но ответить своему отечеству злом на зло равноценно, по Сократу, отказу от провозглашенных им самим принципов, от своих убеждений. «Мне очень хочется жить… Но тебе будет стыдно, - говорит он ученику, - если твой собеседник Сократ предаст свои убеждения ради жизни».

В тюрьме он пребывал в обычном для него светлом и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И до самого заката солнца продолжались беседы о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертии души.

Отсрочка казни дала Сократу возможность еще раз продумать смысл того божественного призвания, которое определило его жизненный путь и занятия. В последний день Сократ совершил омовение перед смертью, подобное омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение души от грехов земной жизни. После омовения Сократ попрощался с родными и, дав им наставления, велел возвращаться домой.

Но до того, как он принял чашу с ядом, он с ужасом услышал от своего первого ученика о тетрадях его бесед, где «все выверено», «где нет у Сократа противоречий», и что в них он предстанет перед будущими поколениями «великим, могучим и цельным». Там, в тетрадях - «истинный Сократ, и все вытвердят его наставления и будут им следовать и славить его».

Но Сократ решительно отвергает попытку канонизировать свои беседы и себя самого. «…Человек меняется с быстротекущим временем! И надо проверять. И надо сомневаться. Единственное, что я знаю, - это то, что я ничего не знаю… Ты безумец! В тебе нет любви» - гневно бросает он предавшему его ученику. - И у тебя страшные глаза - глаза жреца, а не философа. Я боюсь, что, если завтра по Афинам станет ходить новый Сократ, ты посадишь его в тюрьму именем того, прежнего Сократа». Философ попросил его сжечь тетради.

Молодой, но уже «мертвый» ученик так ничего и не понял в том, что составляло смысл бесед, учения и жизни учителя. Не нужно использовать готовые, чужие истины, ведь жизнь дает так много, для того, кто поистине творец, а не начетчик.

Когда принесли яд - цикуту или болиголов, Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна.

Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам уникальную ценность и завершенность, неувядаемую привлекательность. Смерть Сократа всколыхнула афинян и приковала к нему их внимание. Вспоминали пророчество сирийского мага, предсказавшего Сократу насильственную смерть. Обсуждали и его слова о возмездии, которое постигнет его обвинителей. Вскоре после казни, афиняне, раскаявшись в содеянном, и считая введенными злоумышленно в заблуждение, приговорили Мелета к смерти, а остальных обвинителей - к изгнанию. Мудрецу была сооружена Лисиппом бронзовая статуя, которая выставлялась в афинском музее Помпейон.

Проводя дни в беседах с друзьями, Сократ подшучивает над самим собой и предстоящей участью. Ведь если смерть - это отделение тела от души, то не тем ли самым занимается философ в течение всей жизни, обращая свои заботы не на тело, а именно на душу.

В последние дни жизни Сократа его жажда оптимистического познания вдруг оборачивается жаждой в искусстве. В заточении он решает заняться музыкой, которую всегда ставил очень низко. Не голос ли его демония побудил его сочинять проэмий в честь Аполлона и перелагать в стихи несколько эзоповых басен? Тем самым идя навстречу искусству. Хотя ранее философ осуждал искусство, ибо оно подражает кажущемуся образу, а, стало быть, принадлежит более низкой сфере, нежели эмпирический мир. В то же время Сократ показывает фатальность человеческой жизни. Упоминает о некоем сокровенном учении, гласящем, что люди находятся под стражей, и не следует им ни избавляться от нее своими силами, ни бежать. Тоже изменение - ведь всю жизнь Сократ учил, что человек сам творец своей судьбы. С этой позиции смотрит он на предстоящую казнь смиренно и радостно. Так может ли познание изменить ход жизни? Глядя на Сократа перед лицом смерти, вспоминается сравнение его с мудрым сатиром Силеном. Когда тот, оказавшись в руках царя Мидаса, вынужден был ответить что же предпочтительнее для людей, он произнес, что нет в рождении и жизни счастья, ибо никогда человек не сможет избежать трагической судьбы. И вот Сократ предстает перед нами полным бодрости и в надежде обрести величайшие блага после смерти. Хотя сердце его терзала боль от сознания, что он не достиг того, чего хотел достичь. Оглядываясь и взвешивая свой труд, исполненный за полвека, видел он, что со времен Перикла в Афинах было пущено более глубокое Просвещение, что город слыл матерью искусств и наук, в чем он видел и свою заслугу. Но все ли было действительно? Нет, Афины находились в углубляющемся упадке, сводящим на нет весь его труд. Так может он напрасен, этот Сократов труд? Ведь недостаточно одного знания, чтобы люди сделались справедливыми и добродетельными, чтоб им было хорошо, а с ними и всему обществу. Он понимал, что для блага отдельного человека и всего общества требуется еще нечто совсем иное.

Эту боль, эту неразрешенную проблему он передал своим ученикам, и Платон (427-347 гг.) впоследствии продолжил дело учителя в своих сочинениях о воспитании и устройстве государства.

В диалоге «Федон», повествующем о последнем дне Сократа, со смертью философа-поэта родилась идея бессмертия души, наложившая отпечаток на всю последующую историю западной цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: