Раздел 1. Общая биография

Жизнь Сократа как образец практической философии



Содержание

 

Введение

Раздел 1. Общая биография

Рождение философа

Образ Сократа

Добродетель - это красота

Не в потребностях счастье

Обратная сторона медали

Приговор

Раздел 2. Сократ: смерть и бессмертие

Бессмертие идей

Учение о душе как основа идеализма

Ироничный Сократ - вестник христианства?

Вина жителей или акт доброй воли

История и современность

Заключение

Примечания

Литература


 


Введение

 

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!» Сократ

 

Много веков подряд жили греки в размеренном своем темпе, поклоняясь Дионису и принося жертвы, и жили с мыслью о том, что все предрешено, и ни один человек в мире не в силах что-либо изменить. Пока не появился на свет Сократ, который одной своей жизнью заставил человечество поверить в свои силы, в то, что все возможно при желании, он обратил взор людей от трагического и необъяснимого в сторону радостного и всепознаваемого. Для того всеобщего настроения, какое царило в то время в Греции, эти идеи были настолько экстраординарными, что казались даже кощунственными. Но, тем не менее, они снискали признание. Так каким же был этот человек, сумевший перевернуть сознание, мировоззрение всей культуры? Родился он таким, или же определенные события в его биографии оказали на него столь кардинальное влияние? Попробую на основании доступных о нем источников составить его биографию и проанализировать, как эти события сказались на идеях и философии «неутомимого оптимиста» Сократа.

Великий древнегреческий мудрец Сократ (469 - 399 гг.) - первый из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции. Он был, как считали, воплощением эллинской мудрости, его называли святым греческой философии. Но мы его видим никак не святым, а жизнерадостным, улыбающимся простолюдином. Чем же он стал так велик? «Он отличался от предшествующих философов тем, что выступал как «носитель не божеского, а человеческого образа» и был «не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком»1, и попал в литературу еще при жизни.

Хотя Цицерон написал позднее, что Сократ свел философию «с неба на землю», Аристофан в комедии «Облака» (423 г. до н.э.) изобразил его висящим в корзине между небом и землей и мудрствующим о природе вещей.

Он был не понят ни консерваторами, коим являлся «отец комедии» Аристофан, видевший в философии Сократа опасность для традиционных устоев афинской демократии, ни софистами, которых он придерживал, словно умелый возница.

Аристофан обвинил философа в безбожии, в том, что он развращает юношество, отвлекая его от практических дел, и обучая софистическому искусству изображать правое неправым, а неправое - правым. Спустя двадцать четыре года те же обвинения были предъявлены Сократу на суде, где он построил свою защиту так, что чуть ли не вынудил судей вынести ему смертный приговор. Фортуна предоставила философу еще месяц жизни, который он провел в беседах с друзьями, упрямо отказываясь бежать, а затем хладнокровно выпил чашу с цикутой.

Смерть Сократа потрясла современников, а сам он, нареченный устами Дельфийского оракула мудрейшим из людей, но не написавший ни строчки, стал для античного мира фигурой не менее легендарной и значительной, чем Христос для средневековья2.

Сократ не создал какой-либо философской системы, не написал ни строчки. Он делал нечто неизмеримо более важное: бесконечными беседами и расспросами он будил и будоражил мысли. Под напором его диалектики и знаменитой иронии все распространенные представления об истине, знании, благе и добродетели, рушились, но вместо них Сократ не выставлял каких-то готовых истин. Он пытался привести самих людей к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Он считал, что знание можно обрести только собственными усилиями, а не получить в качестве готового извне.

Сократ пытался найти в сознании человека такую опору, такой фундамент, на котором мог бы твердо находиться нравственный мир человека, что является очень актуальной проблемой в наше сложное время.

Единственными дошедшими до нас «достоверными» источниками об этом «демиурге философии» (Маркс) являются сочинения философа Платона и историка Ксенофонта, а также комедии Аристофана и немногословные замечания Аристотеля.

Сократ в сочинениях предстает перед нами высоко моральным, с чувством долга, поступающим по совести и остро чувствующим связь своего поступка с интересами и благом других людей. Прекрасный пример умения жить в обществе. В настоящее время, в эпоху техногенной цивилизации и прогресса, когда люди стали умнее, но не лучше, много примеров тому, что человек считает себя выше других, и совершенно забывает о том, что его окружают такие же люди, как и он сам. Человек все дальше обосабливается, и непрестанно идут войны - с другими нациями, с близкими. Протагор в диалоге Платона рассказывает миф о начале жизни. О том, что это умение, способность жить в обществе, была доступна только Зевсу, и Прометей никак не мог снабдить человека столь необходимым качеством. Почему необходимым? Потому что в последствии люди были практически истреблены животными, поодиночке, и только вмешательство Зевса и дарование людям этого умения жить сообща, позволило им стать силой и противостоять любым проблемам извне. Здесь, конечно, непонятно - учит ли Сократ своим примером жить ради других, и интересов общества, или же - наоборот - учит быть самим собой, другими словами с самим собой, так как самобытность всегда отделяла человека от общества, возносило его.

Свое сочинение Анаксагор начинает так: «Вначале все было вместе; тут пришел рассудок и навел порядок». Способствовал ли отец диалектики единению народа? Или же наоборот? И каким же все-таки был величайший человек того времени - наивно верящим в счастливое для всех будущее? Или же четко осознающим трагическую долю человечества, высказанную Силеном, с которым его не раз сравнивали, и, видимо, не только из-за внешности, о том, что «лучшее для человека - это вообще никогда не рождаться», и тем не менее идущим наперекор очевидному злому року. Во имя любви к людям. А его исключительная человечность видна во всех эпизодах его интересной биографии.

Пример Сократа - сделай лучше себя, и мир тоже станет лучше. Ничего грандиозного, и сейчас есть подобные люди, но то, с какой энергичностью он борется за то, чтоб общество стало лучше, и ни на шаг не отступает, это и стало причиной восхищения им на протяжении вот уже полутора тысячи лет.



Раздел 1. Общая биография

 

Рождение философа

 

Его родители - простые и сердечные люди. Софрониск тесал мрамор, а Фенарета вызволяла на свет новорожденных. Родился Сократ в 469 г. до н.э. в праздник рождения Аполлона и Артемиды, знаменитые Фаргелии. По афинской культовой традиции в этот день город занимался искупительным очищением. Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменательным, и новорожденный, естественно, подпадал под покровительство высокочтимого в Афинах светозарного Аполлона, бога радости, муз, искусств и гармонии. Да и вся жизнь Сократа, по собственным его представлениям, была посвящена нравственному «очищению» Афин путем служения Аполлону на «поприще Муз», поскольку философия была для него высочайшим из искусств.

Рос веселым, любознательным ребенком, постоянно охотясь за всяким знанием, за всякой частицей красоты. Получил надлежащее образование (диалог Платона «Критон»), много читал. Примерно в 452 году Сократ познакомился с Анаксагором и, совершая утренние прогулки у реки, часто вел с ним беседы и по праву считал себя его учеником. В это время начинал свою блестящую карьеру Перикл, и, будучи в дружеских отношениях с ним, Анаксагор замолвил как-то и о Сократе, как о молодом талантливом юноше. Он давно уже помогал отцу, уверенно держал резец и виртуозно с ним управлялся. Как раз начались работы над Парфеноном, и Сократу было предложено изваять харит, приветствующих людей при входе. Он уже в столь юном возрасте показал себя смело, и с заботой об афинянах. Ведь изначально планировалось, чтобы у входа людей встречали злобные мстительные эриннии. А Сократ смог убедить Фидия и Перикла в том, что лучше радость, чем страх. Это была первая победа в долгой борьбе за освобождение душ людей от трагического рока. С работой он справился отлично. Но, создав харит, и вызвав тем самым восхищение и одобрение всех взглянувших, и пророчащих великое будущее скульптора, он, тем не менее, бросил заниматься ваяньем.

Он давно увлекался натурфилософией: учениями Анаксимандра, Эмпедокла, Гераклита, пифагорейцев, чьи взгляды он хорошо знал. Но они не могли ответить на все возникающие вопросы. Учение же Анаксагора, введение мирового единого Ума привело Сократа в полный восторг. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который откроет ему причину бытия. Однако вскоре он убедился в том, что Ум (Нус) у Анаксагора - не единственная причина явлений, поскольку для объяснения конкретных событий Анаксагор наряду с ним вводит еще и другие причины эмпирического, естественнонаучного характера. Тем самым Анаксагор, подобно другим натурфилософам, подменяет, по оценке Сократа, понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, но не ее источник. Также считая, что частица божества сосредоточена в самом человеке, а не растворена в абстрактном, непознаваемом небе-космосе.

Знакомство с Анаксагором оказало решающее воздействие на Сократа. Преодолев непоследовательность Анаксагора и начав трактовать Ум в качестве божественного разума и единственной причины всех явлений, Сократ именно при помощи него перебрасывает мост между божественной истиной и человеческим познанием. Внешне кажется, что по сравнению с Анаксагором Сократ в вопросе о богах сделал шаг назад, к восстановлению их авторитета, но одновременно этот шаг сопровождается дальнейшим успехом рационализма: сконструированная Сократом понятийная связь между богом и человеком по существу трансформирует эту традиционно мифологическую тематику в философскую проблематику.

Но этот переход совсем не означал, что Сократ перестал интересоваться натурфилософией или же явлениями природы. Суждения Сократа о природе, Земле, небе и космосе, приведенные в диалогах Платона, опираются на древние мифы и легенды, космогонические и теогонические поэмы и сказания, на ряд положений прежней натурфилософии.

 

Образ Сократа

 

Внешний облик Сократа донесли до нас две гермы, имеющие надписи. На одной Сократ изображен с Сенекой, на другой находящейся в Неаполе, он изображен один. По этим двум гермам были идентифицированы как портреты Сократа другие изображения. При этом выяснилось, что копии снимались с двух различных оригиналов.

 

Сократ, Неаполь

 

Сократ. Рим, Национальный музей

 

Один из этих оригиналов сделан, очевидно, еще при жизни философа, когда художник лично видел Сократа. Философ предстает на нем человеком «жизнерадостным, даже несколько похотливым, однако за некрасивой внешностью ясно видна его мудрость». Второй портрет Сократа возник лишь после его смерти. Афиняне создали его, раскаявшись в том, что заставили его выпить чашу с ядом. Это было произведение Лисиппа. На портрете несправедливо осужденный философ изображен таким, каким его воспринимали ученики. Художник подчеркнул внутреннюю нравственную красоту человека, который считал, что добродетели можно научиться, и признавался: "Я знаю, что я ничего не знаю". Ранний портрет Сократа изображает его нищим, нетребовательным и одиноким человеком, не понятым ни своей женой Ксантиппой, ни многими другими людьми. На позднем портрете перед нами - мудрец, который провозгласил: "Существует только один бог - знания, и только один дьявол - невежество". Он советовал каждому человеку слушать лишь собственный внутренний голос.

Нам известны только головы Сократа. Попытка дополнить одну из статуй в Копенгагене головой философа не принесла ожидаемого результата. Однако в Британском музее находится статуэтка, изображающая внезапно остановившегося Сократа: вполне вероятно, что во время прогулки по рынку он встретил знакомого и решил начать с ним философскую беседу. Именно таким его знали в Афинах.

Сократ не соответствовал идеалам красоты того времени, и потому до нас доходят характеристики о том, что он был некрасив. Не красив, но и не безобразен, как преувеличивают многие. В наше время тоже встречаются люди, лишенные красоты писанной, но благодаря их обаянию, этот недостаток даже не замечается, и вряд ли кто-то мог бы назвать умного, жизнерадостного, обаятельного человека безобразным.

Сократа же вообще мало заботило его несоответствие идеалам красоты, и он не без снисходительной иронии называл красоту «недолговечным царством»3.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: