Глава 3 Осознание феномена Федора Кузьмича в современности

кузьмич православное подвижничество

Если же говорить об общественном долге и о грехах Александра, то их у него значительно меньше, чем было у кого-либо из русских царей. Александр I сделал немало хорошего для России, а в чём-то превзошёл и самого Петра Великого. Сталину было невыгодно, чтобы о царствовании Александра знал советский народ - перестройка в обществе с необходимостью предполагает перестройку в истории, во взглядах на ту или иную эпоху. Вот почему совковый менталитет питали классовыми предрассудками, нескрываемой неприязнью к монархии, отсюда и нейтрально-прохладное отношение к загадке Фёдора Кузьмича. «Если царь - значит лжив, хитёр, коварен, развратен, ленив. И обязательно дурак». В годы правления И.В. Сталина часовня на месте захоронения Фёдора Кузьмича была разрушена, и на её месте теперь стоит чей-то гараж» - не без грусти констатирует В. Фёдоров.

Времена меняются, а значит, меняется отношение к событиям. Сейчас уже и потомки царской династии, бывавшие в Томске, открыто признают в печати, что святой старец Феодор Кузьмич - это Александр Благословенный. В своём выступление на радио епископ Томский и Асиновский Ростислав, на вопрос, верит ли он, что это одна и та же личность, ответил положительно. Примечательно, что современная наука с тех пор заметно продвинулась, возможности её становятся несравненно больше. Более того, церковь выступает ходатайствует о генетической экспертизе мощей старца и матери императора Марии Фёдоровны с целью дать окончательное заключение по идентичности. Тем более что подобный анализ практиковали при идентификации останков Николая II.

На месте кельи старца после его смерти забил родник, вода которого с тех самых пор считается целебной. Семен Хромов основал там Федоровский мужской монастырь, позднее вошедший в состав томского Богородице-Алексиевского монастыря. Царь Николай Второй приезжал сюда, хотел на месте кельи начать возведение каменной церкви и детского приюта. Благословение на строительство было получено от отца Иоанна Кронштадтского. Однако первая мировая война и Октябрьский переворот помешали осуществлению этого проекта. Успели, однако, построить часовню на могиле старца.

После Октябрьского переворота могилу Фёдора Кузьмича разорили. В 1923 году многие горожане стали свидетелями явлений старца в Томске.

Прославление Фёдора Кузьмича состоялось в 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена. Тогда было установлено празднование в честь Собора сибирских святых, в число которых включили, конечно, и старца Фёдора - небесного покровителя Томска. Тогда же была написана и его икона.

В начале 1990-х годов начались поиски мощей старца. «Нашли косточки Федора Кузьмича там, где им и положено было быть - на месте часовни, построенной в его память. Когда семинаристы стали доставать из зловонной ямы мощи, прибежали представители комитета по защите памятников, заявили, что мэрия, разрешив раскопки, превысила свои полномочия. Семинаристы под эти безумные выкрики продолжали работать. Кости омыли и сложили в специальный сосуд, который был помещен в храме монастыря. День 5 июля, когда томские христиане обрели мощи старца, стал ещё одним православным праздником.

Следующей важной вехой посмертной «жизни» Фёдора стал 2001 году, когда, в день всех российских святых, в честь старца воздвигли часовню-келью.

В минувшем 2010 году в рамках программы «Сохранение деревянного зодчества» была обозначена необходимость восстановления уникального исторического комплекса «Усадьба старца Фёдора Кузьмича», причём два здания в составе комплекса реконструируют в соответствии с нуждами гостиницу, духовный центр и библиотеку.



Заключение

 

Сведения о том, что император Александр Благословенный не умер, но инсценировал свою смерть, уйдя скитальцем по России появились уже в первые недели после этой инсценировки. В частности в народе говорили, что «Государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы…».

Споры о том, был ли и в самом деле старец Феодор Кузьмич императором Александром I ведутся больше полутора столетий. Строго говоря, их следовало бы прекратить уже в 1913 году, после опубликования исследования В.В. Барятинского «Царственный мистик», в котором автор приводит как минимум шесть аргументов в пользу идентичности царя Александра Первого и сибирского старца Феодора Кузьмича. Однако до революции правящая династия не отваживалась раскрыть свой обман. Великий князь Николай Михайлович и вовсе издал в 1907 году книгу, «разоблачающую» неприятные для двора слухи. А когда к власти пришли большевики, сказать правду нельзя было уже по другой причине: это облагородило бы образ царя, которого советские авторы рисовали мракобесом и губителем всего живого.

Сегодня, с заметным послаблением цензуры, можно высказывать самые смелые инсинуации относительно происхождения Фёдора Кузьмича, сводя воедино разрозненные биографические сведения о нём, притом большинство исследователей высказываются «за» чудесное перевоплощение монарха в монаха. Городская общественность также предпочитает верить легенде, тем более, что прямых доказательств, опровергающих её пока что не представлено. Этот тезис подтверждает одноимённый социологический опрос: из 100 респондентов (опрашивалась, в основном, молодёжь, студенты томских вузов) 60 % хорошо знакомы с местной легендой о старце Фёдоре Кузьмиче. Из них 45% аудитории уверены в том, что скоропостижно скончавшийся Александр Благословенный с успехом инсценировал собственную смерть и ударился в другую крайность, казалось бы, противоречащую жизни августейшей особы. 15 % опрошенных отвергают версию тождества Александра с Фёдором Кузьмичём, хотя и находят такую легенду полезной в целях маркетинга территории. Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать следующий вывод: образ Фёдора Кузьмича, как и связанная с ним городская легенда, оказывают позитивное воздействие на самосознание горожан, их самоидентификацию.

 



Литература

 

. Барятинский В.В. Царственный мистик (император Александр Первый - Фёдор Кузьмич. - Лондон, 1912. - 349 с.

2. Барш З. Ссыльно-поселенец Фёдор Кузьмич // Сибирская газета. Томск. 1887. №1-17.

.   Бердяев Н. А. Судьба России. Самосознание. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. - 544 с.

.   Большая Советская Энциклопедия. М., 1971. Т. 6. С. 422.

.   Голицын Н.С. Народная легенда об Александре - отшельнике // Русская старина. 1888. № 11.

.   Гурьев Н.А. Таинственный старец. Томск, 1900.

.   Игорев Л.И. легендой можно спекулировать (О старце Фёдоре Кузьмиче) // Красное знамя. 1970

.   Ключевский В. Добрые люди Древней Руси. - Сергиев Посад, 1892. С. 2.

.   Козуров В. Несостоявшееся чудо. Миф или реальность? // Красное знамя. 1967.

.   Кузовников Р. Кто был старец Фёдор Кузьмич? // Исторический вестник. 1895. № 5.

.   Кузнецова А. Долли // Октябрь. 1985. № 3.

.   Кунтиков И.Н., Денисьев В.И. Легенда и документы о смерти Александра I. // Советские архивы1966. № 3.

.   Любимов Л.Д. Тайна старца Фёдора Кузьмича // Вопросы истории. 1966. № 1.

.   Монахов С.Я. Кто он? Исторический очерк. М., 1906.

.   Окунь С.Б., Белянчиков Н.Н. Существует ли тайна Фёдора Кузьмича? // Вопросы истории. 1967. № 1.

.   Привалихин В.И. Так был ли старец Федор императором Александром? - Томск, 2004.

.   Россиев П. Старец Фёдор Кузьмич. // Исторический вестник. 1907. № 9.

.   Толстой Л.Н. Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича. - М.: Дело, 1999. - 235 с.

.   Фёдоров В.И. Александр Благословенный - святой старец Феодор Томский (монарх-монах): - Томск, издательство «Твердыня», 2004 г. - 396 с.

.   Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

22. Шильдер Н.К. Император Александр I, его жизнь и царствование. - СПб., 1905. Т. 1-4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: