Билет №1
Как определить вес поднимаемого груза?
А) Перед строповкой предназначенного для подъема груза, стропальщик должен знать его вес. Вес изделий заводской продукции всегда ставятся на чертежах. Вес станков, машин, механизмов и другого оборудования указан на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме. Если груз упакован в ящик, вес пишется на обшивке с указанием:
Б)· брутто (с упаковкой)
В)· нетто (без упаковки)
Г) Иногда вес перевозимого груза стропальщику приходится определять самому. Для определения веса следует удельный вес материала, из которого состоит груз, умножить на его объем:
Q = mxV
Удельный вес часто встречающихся материалов:
| Железо=7,8 т/м3 | Сталь=8,1 т/м3 |
| Свинец=11,4 т/м3 | Медь=8,1-8,9 т/м3 |
| Алюминий=2,5-2,7 т/м3 | Бетон=1,8-2,5 т/м3 |
| Песок сухой=1,6 т/м3 | Песок влажный=2 т/м3 |
| Сосна и ель=0,3-1,1 т/м3 | Гравий=1,7-2 т/м3 |
| Береза и дуб=0,7-1,3 т/м3 | Вода=1 т/м3 |
Д) В тех случаях, когда стропальщик не может самостоятельно определить вес груза, он обязан обратиться к бригадиру или мастеру.
Виды брака стальных, канатных, цепных строп
Стропы бракуют: при отсутствии или повреждении клейма (бирки); при отсутствии на крюках предохранительных замков; при неисправностях концевых элементов (наличии трещин, износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения более 10%); при деформации коушей или их износе с уменьшением размеров сечения более чем на 15%; при наличии трещин во втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального; при наличии признаков смещения каната в заплетке или втулках; при наличии выступающих концов проволок у места заплетки, при наличии обрыва хотябы одной пряди, при наличии механических деформаций, обрыва или выдавливания сердечника, уменьшении диаметра наружной проволоки на 40%, уменьшении диаметра каната на 7% из-за поверхностного износа или коррозии, при повреждении из-за воздействия электродугового разряда или температур. Канатные стропы должны браковаться на длине участка: 3d– 4 обрыва; 6d– 6 обрывов; 30d– 16 обрывов, при наличии неисправности звеньев, крючьев:
а) наличие трещин;
б) износ поверхностных элементов, уменьшающих площадь поперечного сечения на 10% и более;
в) остаточные деформации, изменяющие первоначальный размер более чем на 5%
Какая маркировка должна быть на съёмных грузозахватных механизмах и таре
Маркировка строп
Стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:
порядкового номера стропа по системе нумерации завода-изготовителя; грузоподъемности стропа; даты испытаний (месяц, год).
Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак.
Маркировка тары
На таре за исключением специальной технологической, должно быть указано:
назначение тары; номер; собственная масса; наибольшая масса груза.
Меры безопасности при погрузке и разгрузке авто и ж/д транспорта
Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:
- механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
- применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;
- эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;
- применения звуковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;
- правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;
- соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием нахождение работающих на грузе и в зоне его возможного падения не допускается.
После окончания работы и в перерыве между работами груз, грузозахватные приспособления и механизмы не должны оставаться в поднятом положении.
Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.
Погрузочно-разгрузочные, складские и транспортные работы следует выполнять под руководством ответственного лица, назначаемого приказом руководителя предприятия и несущего ответственность за безопасную организацию и соблюдение требований безопасности на всех участках технологического процесса.
При погрузке (разгрузке) особо тяжелых, крупногабаритных и опасных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.
К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов с применением грузоподъемных машин допускаются работники, имеющие удостоверение на право производства работ.
Основные меры предупреждения электротравматизма
К мерам по предупреждению поражения человека электрическим током относят:
-применением надлежащей изоляции,
-соблюдением соответствующих расстояний,
-закрытием ограждениями,
-блокировкой отключения,
-выравниванием потенциала,
-применением разделительных трансформаторов,
-использованием защитных изолирующих средств
Билет № 2
Порядок обучения и последующая проверка знаний стропальщиков
А)Обучение проводится в учебном комбинате или технических училищах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Первичная аттестация проводится комиссией, назначенной приказом по учебному заведению, при обязательном участии инспектора Госгортехнадзора. Повторная проверка знаний проводится не реже одного раза в 12 месяцев
Б)на предприятии комиссией предприятия, участие инспектора при этом не обязательно.
В)Кроме этого, внеочередная проверка знаний у стропальщиков проводится:
1) при поступлении на новое место работы;
2) при требовании инспектора Госгортехнадзора;
3) при требовании ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.






