Рынок как экономическая основа маркетинга, подходы к определению его сущности

Рынок – сфера обмена между экономически свободным покупателем и продавцом.

Основные элементы рынка: субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и т д); объекты (товары, услуги, платежные средства и т д); отношения (обмен, партнерство, конкуренция и др); среда (природная, социальная, культурная). Важнейшее базовое отношение между субъектами рынка являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Результат данного процесса определяется функционированием рыночного механизма, главным звеном которого является взаимодействие спроса, цены и предложения. Оно состоит в следующем: рост (снижение) цены ограничивает (стимулирует) спрос, при увеличении спроса происходит увеличение цены, рост спроса увеличивает предложение, и наоборот.

Функции рынка: Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

 

Основные элементы рынка, его субъектная и объектная структуры.

Рынок – сфера обмена между экономически свободным покупателем и продавцом.

Субъектно-объектная структура рынка - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Основные элементы рынка: субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и т д); объекты (товары, услуги, платежные средства и т д); отношения (обмен, партнерство, конкуренция и др); среда (природная, социальная, культурная).

Факторы, оказывающее влияние на покупательское поведение потребителей.

Факторы, влияющие на поведение: внешние побудительные факторы и личностные.

Внешние побудительные факторы включают факторы маркетинга (4P, персонал, процесс предоставления услуг, окружение) и факторы среды (экономические, культурные, социальные (социальное положение, референтные группы, семья, соц роли и статусы)).

Личностные факторы: личностные характеристики (возраст и этап жизненного цикла, род деятельности, образ жизни, образование, тип личности, экономическое положение) и мотивы.

Классификация рынков по отдельным критериям.

По степени конкуренции: чистая монополия (один продавец с однородным продуктом), олигополия (небольшое число зависимых друг от друга продавцов с однотипным товаром), монополия (группа взаимозаменяемых продуктов предлагается большим числом независимых друг от друга продавцов), совершенная конкуренция (множество продавцов, оперирующих однородными продуктами).

По географическому принципу: местный, региональный, национальный, региональный рынок по группе стран, мировой рынок.

По состоянию спроса и предложения: рынок продавца (когда спрос значительно выше предложения) и рынок покупателя (предложение выше, чем спрос).

В зависимости от конъюктурной оценки: развивающийся, сокращающийся, стабильный, нестабильный, стагнирующий.

По качественной структуре: потенциальный (покупатели, проявляющие интерес к приобретению продукта), действительный (платежеспособные покупатели), квалифицированный (потребители, реализовывающие свою заинтересованность в услугах), обслуживаемый (потребители, делающие выбор), освоенный (потребители отдающие предпочтения данному товару).

С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности: целевой, бесплодный, основной, дополнительный, растущий и прослоечный.

Основы методологии исследований рынка.

К основным методам исследования рынка относят такие показатели, как конъюктура рынка, емкость и доля рынка.

Конъюктура – экономическая ситуация на рынке в определенный момент как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на товары, а так же уровень и динамику цен на них. Основные показатели: масштаб рынка, степень сбалансированности рынка, уровень цен, тип рынка, динамика рынка, степень деловой активности и так далее.

Методы конъюктуры: экстраполяции (общие причины и условия вызывают одинаковые действия или результаты), экспертных оценок (уточнение, внесение поправок), математическое моделирование.

Емкость рынка – потенциальный или реальный объем продаж в течение определенного периода времени (как правило, за год).

Доля рынка – соотношение между объемом продаж продукта или услуги данной компании и объем продаж продуктов, производящихся в данной товарной категории всеми фирмами, действующими на данном рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: