Профессиональная воспитанность личности специалиста как цель и результат профессионального воспитания

 

Цель и результат профессионального воспитания – профессиональная воспитанность будущего специалиста. В бытовом значении воспитанным считается человек, выросший в обычных правилах светского приличия, образованный (В.И. Даль); это человек, отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести (С. И. Ожегов). Попытки теоретически обосновать воспитанность чрезвычайно затруднены, ибо зависят от многомерности самого понятия «воспитание». Воспитанностьобобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека, выражающийся в степени соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития. Воспитанностьналичный уровень личностного развития, лежащего в основе отношения к миру, своему в нем месту, к людям, степень осознания себя, своих возможностей; образ данного человека в глазах окружающих. Дифференцируя воспитанность на внутреннюю и внешнюю, исследователи отмечают, что внутренняя воспитанность – объективная самооценка, способность цивилизованного самоутверждения, потребность быть нужным людям. Внешняя воспитанность – умение слушать и слышать, видеть и увидеть, внимание и такт по отношению к людям, одежда и речь, отвечающие достоинству собственному и окружающих. Содержание воспитанности – тесно связанные умственная и нравственная культура, физическая и эстетическая развитость; качество воспитанности – способность неизменно проявлять эту культуру и развитость; мера воспитанности – их достаточность для проявления в любой жизненной ситуации, вплоть до активности вопреки обстоятельствам. Воспитанный человек относится к другим людям так, как хотел бы, чтобы они относились к нему (Вульфов Б.З., Иванов В. Д., 2000).

Однако такое широкое толкование «воспитанности» вообще еще не приближает нас к выяснению специфики и содержания профессиональной воспитанности будущего специалиста. Названные характеристики воспитанности личности дают основание для уточнения меры их выраженности в личности студента с учетом его будущей профессии. В воспитанности личности можно выделить инвариантную и вариативную составляющие. Первая из них – то, что остается неизменным, общим, универсальным; то, что должно быть присуще выпускнику любого учебного заведения, представителю любой сферы деятельности. А вторая – то, что может быть отнесено к особенному, связанному со спецификой получаемой студентом профессии. Таким образом, вариативная составляющая профессиональной воспитанности оказывается тесно связана с особенностями содержания воспитания – тем, что определяется спецификой содержания профессиональной деятельности будущего специалиста, что соответствует принятым в конкретной профессиональной общности ценностям, нормам, правилам, традициям, стандартам поведения и отношений, что выражает его личностную позицию по отношению к окружающему миру, что показывает меру его субъектности, что проявляет его как творца, как созидателя.

Универсальной формой проявления профессиональной воспитанности может служить нравственно-эстетическое отношение студента к реалиям окружающей действительности, к нормам и ценностям профессионального бытия. Универсальность такого отношения оказывается существенной характеристикой практически всего спектра социальных проявлений будущего специалиста, «пропитывая» нравственным и эстетическим содержанием все виды и формы его профессиональной деятельности. Именно в этих сферах наиболее ощутим нравственно-эстетический потенциал личности, именно в учебно-профессиональной жизнедеятельности студент обретает устойчивые образцы для своего собственного самодвижения, надежную внешнюю духовную опору в решении самых насущных проблем своего личного бытия. Ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъектно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризированный* опыт взаимоотношений с другими людьми. Отношение позволяет рассматривать социальные проявления индивида в широком контексте его нравственно-эстетических связей с внешним миром, сознательно занимаемой позиции в деятельности созидательно-преобразующей окружающей действительности. Отношения оказывают непосредственное влияние на внутренние (субъективные) условия развития активности личности, на формирование ее свойств, поведения и действия как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социального прогресса.

* Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – переход извне вовнутрь; умственные действия под влиянием внешних воздействий на человека. – Примеч. ред.

 

Анализ сущности и структуры нравственно-эстетического отношения позволяет рассматривать такое отношение как основу профессиональной воспитанности будущего специалиста. Это отношение включает в себя три тесно связанных между собой компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельно-практический. В их сочетании кроется ценный синергетический* эффект – как единое целое они оказываются одной из важнейших обобщающих характеристик воспитанности личности студента. Отношение предстает как основа позиции личности, в которой эстетическое проявляет форму ее выражения, а нравственное – ее сущность. Не случайно мудрецы подчеркивали, что прекрасное – это символ нравственно доброго. Такое соединение нравственного и эстетического изначально закладывает и «вектор» его направленности – активно-социальный, обращенный к другому человеку, к социуму, окружающему студента. Практическая деятельность студента становится в этом случае не столько сферой традиционного художественно-эстетического творчества, сколько утверждением высоких нравственных норм в поведении, поступках, в отношении к другим людям, к реалиям профессионального бытия.

* Синергетика (от греч. synergos – вместе действующий) – комплексное воздействие. – Примеч. ред.

 

В анализе профессиональной воспитанности будущего специалиста нельзя отрицать или умалять значение фундаментальных знаний, освоения своего профессионального предмета и наук, смежных с ним. Но при этом следует заметить, что практически все великие умы прошлого, все мыслители и педагоги акцентируют внимание на том, что есть нечто большее, нечто более важное и существенное, что составляет саму «сердцевину» личности специалиста, что выражает его особое отношение к миру и самому себе – его интеллигентность. Размышляя о сущности этого феномена, Д.С. Лихачев утверждал, что образованность еще не гарантирует интеллигентности: многие ошибочно полагают, что интеллигентный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков; можно все это иметь и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Нельзя смешивать образованность с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

Так интеллигентность, сопряженная с социальной активностью, становится формой внешнего проявления внутренней сущности специалиста, проявлением его профессиональной воспитанности. При этом уровень знаний не имеет принципиального значения для определения меры интеллигентности человека: интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого человека. Сочувствовать другому человеку, понимать его душевное состояние, бескорыстно помогать ему, участвовать в его судьбе – вот черты истинно интеллигентной личности, которые проявляются в тысяче и тысяче мелочей: в умении задать вопрос, вести себя скромно, в умении незаметно помочь другому, в стремлении беречь природу, не мусорить вокруг себя... Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям (Д. С. Лихачев).

Нравственное и эстетическое в понимании профессиональной воспитанности оказываются органично сопряжены между собой: нравственное – это олицетворение общественного начала в положении и деятельности специалиста, а эстетическое – это личностное, человеческое его «оформление»; нравственное выражает содержание, сущность воспитанности личности, а эстетическое – его внешнюю форму, чувственный образ, способы воплощения в деятельности и поведении; нравственное выражает общественную необходимость, социальную значимость профессии, а эстетическое – свободу личности, ее творческую активность в созидании окружающего мира, в преобразовании его; нравственное носит преимущественно рациональный, обоснованный разумом характер, а эстетическое – эмоциональный, чувственный. Бесконечно большое разнообразие проявлений истинно интеллигентной личности не поддается учету, ибо невозможно запрограммировать все возможные жизненные и профессиональные ситуации индивидуального бытия. Но интеллигентность выпускника – это профессионально необходимое, интегральное качество, поскольку специалист чаще всего имеет дело с особым предметом своей профессиональной деятельности – с человеком. Именно поэтому Д.С. Лихачев, конкретизируя свое понимание интеллигентности, подчеркивал, что интеллигентность можно и должно развивать, воспитывать в человеке, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Понятие «интеллигентность»синоним нравственно-эстетического отношения как единства нравственности и красоты, внутреннего и внешнего: приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.

Профессиональное развитие специалиста осуществляется на протяжении всей его жизни, но на каждом этапе имеет свои особенности, связанные как со спецификой возраста, так и со своеобразием проявления индивидуальности той или иной личности. Именно поэтому период «второй юности» имеет особое значение, поскольку он завершает физическое созревание человека, создает реальные предпосылки для обретения им нравственно-эстетической зрелости. Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые (Б.Г. Ананьев). Пятилетняя дистанция движения будущего специалиста от первого курса к пятому наглядно иллюстрирует колоссальную эволюцию его сознания, когда действительно завершается формирование целостной личности, когда в самостоятельную жизнь, в профессиональную деятельность приходит духовно богатый, интеллигентный профессионал, знающий не только свою специальность, но и освоивший большой пласт общечеловеческой и профессиональной культуры, сформировавший устойчивую нравственно-эстетическую позицию по отношению к окружающей его действительности, имеющий собственную систему взглядов на мир и сознательно реализующий их, утверждая себя как творец своей собственной судьбы.

Однако на этой пятилетней дистанции встречаются различные по своим проявлениям специалисты, которые не всегда соответствуют представлению об истинно интеллигентном профессионале. Как правило, сам процесс «восхождения» к профессиональному эталону, идеалу не всегда бывает ровным, гармоничным, беспроблемным; и уровень социальной активности студентов имеет различный вектор направленности, не всегда ориентированный на других людей, на социальное окружение, на принесение социальной пользы. Поэтому появляется возможность типологизировать профессиональную воспитанность будущего специалиста и одновременно показать педагогам, что необходимо сделать, чтобы обеспечить его развитие, его самодвижение в социально и профессионально ценных направлениях. Концепция отношений личности позволяет выявить, какие из личностных структур будущего специалиста нуждаются в «достройке», какие из компонентов отношения требуют преимущественного развития. Выделив эти компоненты – когнитивный, эмоциональный и деятельно-практический, – можно реально дифференцировать всех студентов для усиления названных компонентов, для дальнейшего обогащения и развития личности студента. Естественно, что основой для такой дифференциации могут служить лишь грамотное, комплексное изучение личности каждого студента, выявление особенностей его социокультурного и профессионального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: