Сущность и структура процесса профессионального воспитания

 

Современные представления о сущности и структуре профессионального воспитания будущего специалиста прочно связаны в гуманитарных науках с утверждением культурно-антропологического подхода. Такой подход дает понимание значимости и ценности личности человека как созидателя, как творца не только того, что его окружает, но и своей собственной судьбы. Человек не просто носитель неких социально-профессиональных функций – он движущая сила в развитии человеческой культуры. При всей значимости каждой конкретной профессии, которую получает человек, принципиально важно быть личностью, достигшей высокого уровня общей и профессиональной культуры, имеющей широкий кругозор, разносторонние интересы, способной понимать других людей, соотносить свои желания и намерения с их стремлениями и планами, доказывая это собственными поступками и отношением к ним. Эти качества особенно необходимы для представителей социальных профессий, т. е. для тех, кто имеет дело с человеком, кто профессионально ориентирован на взаимодействие с другими людьми.

Культурно-антропологический подход исходит из целостного представления о личности будущего специалиста, его месте и роли в системе культуры. Основная идея культурно-антропологического подхода состоит в том, что будущий специалистэто не только субъект культуры, но и ее объект, что он одновременно является ее продуктом и ее творцом. Студент вуза, учащийся колледжа или лицея прежде всего сам осваивает общую и профессиональную культуру, сложившиеся культурные представления и ценности, и уже потом приступает к созидательной деятельности, преобразованию окружающего мира, обогащению и приумножению культурных достижений своего народа (этноса). С этой точки зрения для общества очень важно то, какую культуру представляет будущий специалист, поскольку от этого зависит будущее культуры данного общества. Культурная антропология позволяет лучше понять основные закономерности, условия и механизмы становления «человека культурного», логику реализации им своего творческого потенциала.

Культурная антропология ориентирует на целостное понимание человека, акцентируя внимание на его ключевой характеристике – эстетической. «Цельный человек, – по мнению М. М. Бахтина*, – есть продукт эстетической точки зрения, только ее одной, ибо познание индифферентно к ценности и не дает нам конкретного единственного человека, и этический субъект принципиально не един (собственно этическое долженствование переживается в категории Я)». В духовной сфере человека ключевая ценность эстетического – это понятие «Красота», оно преодолевает объективную ограниченность познания (истины), но, выступая их системным свойством, существует как их точка пересечения. Поэтому «Красота – всегда символ Истины, Добра и других ключевых ценностей культуры, она определяет собой их гармоничную целостность. В силу этого Красота выступает системообразующим и смыслообразующим началом всей системы человеческих ценностей». Эстетическое в данном контексте означает несколько большее, чем его привычное толкование, – за ним кроется всё, чувственно воспринимаемое, переживаемое как таковое, порождающее образное осмысление окружающего мира и ценностное отношение к нему. Человеческое существование, экзистенция есть переживаемое бытие личности. Однако, если воспитание не привнесло в человеческие чувства и влечения эстетическую утонченность, изящность, одухотворенность, они становятся отправной точкой для самых разрушительных и самоуничтожающих деяний личности. Гарантией против этого саморазрушения, грубых и необдуманных действий могут быть только хороший вкус, чистота помыслов, высота и благородство поступков. Они коррелируют** с главным, что определяет содержание и характер отношений человека с внешним миром, – с его ценностными ориентациями и идеалами. Если в сферу личностно-значимых ориентации будущего профессионала попали профессиональные ценности и идеалы, студент неизбежно должен соотносить с ними свои действия, «просчитывая» возможные их последствия, прогнозируя их возможный результат. Эмоциональная культура, утонченность чувствований, глубина и полнота переживаний, испытываемых студентом,наполняют эти отношения особой одухотворенностью, человеколюбием, душевным теплом. В этом случае многие важные личностные качества – забота, участие, милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, искренность, благородство, любовь, уважение к другому человеку, интеллигентность – обязательные черты стиля профессиональной деятельности специалиста,его ключевые, «знаковые» признаки.

* Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 1975) – российский литературовед, теоретик искусства. – Примеч. ред.

** Коррелировать (от лат. correlatio – соотношение) – соотноситься, быть взаимосвязанным, взаимозависимым. – Примеч. ред.

 

Важной составляющей профессионального воспитания студентов становится задача их психологической подготовки, адаптации к вхождению в особую социокультурную средупрофессиональный коллектив. Как правило, такой коллектив живет в особых, специфических обстоятельствах, – своеобразие ценностно-целевых приоритетов, норм и стандартов поведения, внутриколлективных, межличностных отношений, морально-психологическая атмосфера, характер и содержание выполняемой деятельности – все это оставляет отпечаток на ощущения, переживания, жизненные цели, стремления, перспективы личного бытия человека, наполняя конкретным содержанием, смыслом и его понимание личного счастья. Профессиональная деятельность занимает много времени, и мера удовлетворения этой деятельностью существенно влияет на самоощущение, на степень творческой самореализации человека.

Эмоциональная близость в коллективе, общность понимания профессиональных ценностей, этических норм, принципов – все это хорошие предпосылки для утверждения здорового микроклимата в нем, благоприятной морально-психологической атмосферы, содействующих достижению высоких целей и значительных результатов коллективного труда. Профессиональное сообщество, профессиональный «цех» в данном случае – комплекс важных морально-психологических обстоятельств, предопределяющих степень успешности (и соответственно личной удовлетворенности) от профессиональной самореализации специалиста. Вхождение студентов в такое профессиональное сообщество требует от них эмоциональной и нравственной устойчивости, способности сознательно противостоять негативным тенденциям в жизни коллектива, искаженным нормам и стереотипам, складывающимся в общественном мнении. Профессиональное воспитание должно создавать предпосылки для сохранения здоровья специалиста, формирования в нем опыта организации здорового образа жизни, включения его в рекреационные виды деятельности, обеспечивающие восстановление и баланс физических и душевных сил. Годы студенчества, знакомство с образом жизни своих преподавателей должны вооружать будущего профессионала необходимым и очень ценным опытом, давать представление о том, как вести себя в ситуациях эмоциональных и физических перегрузок в профессиональной деятельности, как восстановить после них свои силы.

Профессиональное воспитание тесно связано со структурой и важнейшими составляющими профессиональной деятельности будущего специалиста и учитывает необходимые для ее осуществления личностные качества, практические умения и навыки – проектировочные, адаптационные, организационные, мотивационные, коммуникативные, познавательные, вспомогательные, а также навыки контроля и самоконтроля. С этой точки зрения чрезвычайно важны прикладные умения и навыки, деятельно-практические проявления личности студента, отражающие его отношение к реалиям профессиональной деятельности и своего собственного бытия.

О сложности такой задачи писал еще психолог Л. С. Выготский, подчеркивая, что всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к человеку.

Внимание к развитию эмоциональной культуры студентов обусловлено тем, что культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний; умение управлять своими чувствами, быть их господином, а не игрушкой слепых страстей; культура чувств предполагает так называемый эмоциональный резонанс – способность эмоционального отклика на события и явления окружающей действительности, на душевное состояние другого человека. Для любого человека (особенно для людей, готовящихся к профессиональной деятельности в социальной сфере) такая культура чувств оказывается профессионально необходимой, ибо она обеспечивает возможность получения ценной информации о тех, с кем человек взаимодействует. Чем разнообразнее собственный эмоциональный опыт, тем легче представить, понять, вообразить душевное состояние другого человека и даже «вчувствоваться» в него. Это и есть подлинный критерий культуры чувств.

Не менее важной стороной профессионального облика будущего специалиста, формируемого в учебном заведении, является восприятие им ценностей, идеалов, социальных и профессиональных стандартов и нормативов, обретенный будущим специалистом кругозор, эрудиция, выработанные на этой основе общечеловеческие и профессиональные убеждения, представления о должном, стиль и глубина мышления, опыт восприятия и оценки окружающего мира и себя самого в нем – все то, что в совокупности образует когнитивную* составляющую его профессиональной воспитанности. В процессе обретения системой профессиональных знаний будущим специалистом (при всей важности и ценности таких знаний) важно понимать, что знания «прилагаются» к Человеку, что они важны и ценны лишь в «очеловеченном виде»: ценны не знания ради знаний, но нечто большее – сам человек, его духовный мир, его уникальность, его неповторимость. Становление человека – это процесс становления человеческого в человеке! Как проявляется, в чем предстает для людей человеческое? Это не только, а иногда и не столько знания, сколько «душа», внутренний мир человека, уникальность его личности, его творческие способности, его социальная и профессиональная биография.

* Когнитивный (от лат. cognitio – познавание, ознакомление) – имеющий отношение к когниции, т.е. знанию, понятию, представлению. – Примеч. ред.

 

Таким образом, именно сфера духовной, нравственно-эстетической культуры будущих специалистов оказывается в фокусе внимания, когда речь идет о сущности профессионального воспитания; именно поэтому профессиональное воспитание предстает как целостный процесс формирования личности студента, его мотивационно-нравственной сферы, его фундаментальных знаний, его духовной культуры; именно поэтому педагоги все чаще ориентируются на культурно-антропологическую модель организации профессионального воспитания будущего специалиста в учебном заведении.

Из детального анализа сущности педагогического процесса на основе системно-деятельностного подхода, логически следует вывод о том, что воспитательный процесс является подсистемой педагогического процесса; цели воспитательного процесса социально детерминированы; все его элементы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены; важнейшее условие возникновения воспитательного процесса – наличие субъекта и объекта воспитания, сознательно и целенаправленно взаимодействующих. Сущность, глубинный смысл воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности (В.А. Сластёнин). Таким «внешним», отраженным во «внутреннем», как раз и являются отношения личности. Мы имеем дело всегда с отношением, именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы, отмечал А. С. Макаренко.

Цели профессионального воспитания не могут быть достигнуты, если они не сообразуются с принципами воспитания, которые отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы, связанные с закономерностями воспитания, лаконично выражают основные идеи, на основе которых взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса и строится все профессиональное воспитание – его содержание, формы, методы, технологии. Охарактеризуем следующие принципы.

Принцип гуманистической направленности профессионального воспитания ориентирован на уважение личности, ее суверенитета, веру в ее творческие силы и возможности, на сотрудничество во взаимоотношениях между студентами, а также между ними и преподавателями; требует особого внимания к эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции «подлинно человечного» индивида; утверждает высшую (самодостаточную) ценность человека.

Принцип целостности образовательного и воспитательного процессов предполагает усиление (когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных и проявляющихся в практической деятельности) составляющих учебной работы и одновременно направленность внеучебной деятельности студентов на приобретение ими профессионально значимых знаний, умений и навыков.

Принцип демократизации процесса профессионального воспитания направлен на обеспечение демократических норм в освоении общей и профессиональной культуры студентами; развитие студенческого самоуправления во всех сферах жизнедеятельности учащейся молодежи; исключение единообразия, принуждения, формализации и искажения идей коллективизма из процесса профессионального воспитания.

Принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации профессионального воспитания утверждает необходимость ориентации на конкретный, индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры будущего специалиста, отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в связи с особенностями реальных и номинальных групп студентов.

Принцип творческого начала в профессиональном воспитании – это приоритет разнообразной творческой деятельности в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов, совместная творческая деятельность преподавателей и студентов, отвечающая интересам и потребностям молодых людей.

Принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности личности будущего специалиста – обеспечение подлинной целостности формирования его профессиональной воспитанности, его нравственно-эстетического отношения к действительности, к реалиям профессионального бытия.

Принцип последовательности и систематичности – это постепенное усложнение содержания и видов деятельности студентов от курса к курсу, профессионализация этой деятельности: от общекультурных и развивающих ее видов на младших курсах до профессионально ориентированных на старших. Систематичность воздействий означает не только их временную плотность, насыщенность, рациональное размещение во времени, но и связанность всех действующих факторов в стройную и сбалансированную систему, обеспечивающую максимальный воспитательный результат при оптимальных затратах, эффективном и гармоничном взаимодействии всех субъектов, исключающем дублирование, штурмовщину, неорганизованность. Важным показателем устойчивости системы является деловой, «незаорганизованный» стиль жизни учебного заведения.

Принцип цикличности – это сочетание содержания воспитания с динамикой морально-психологического состояния студентов, дифференциация осуществляемых воспитательных воздействий на массовые, групповые и индивидуальные, придающие воспитательному процессу характер циклов, сменяющих друг друга.

Принцип эстетики студенческой жизни – это обеспечение мажорного, жизнерадостного, оптимистичного стиля бытия студенческих коллективов, внедрение разнообразных студенческих и профессиональных традиций, праздников, фестивалей, форм организации коллективного досуга, здорового образа жизни студентов.

Принцип ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности студентов обусловлен общественной природой большинства профессий, необходимостью отдавать людям свои знания, духовный опыт, физические и нравственные силы. Высокая степень самоотдачи специалиста в сочетании с пониманием им своей личной ответственности за судьбу каждого человека, его духовный и творческий потенциал могут быть сформированы на основе развития и закрепления у студентов способностей к сопереживанию, состраданию, соучастию в делах и жизненных ситуациях других людей.

Принцип эстетизации среды учебного заведения, формирования его этоса* – один из факторов, определяющих морально-психологическое самочувствие студента, стилистику его поведения и отношений, моделирование профессионального и человеческого образа его собственного Я.

* Этос (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – совокупность стабильных черт индивидуального характера. – Примеч. ред.

 

Реализация целей, задач и принципов профессионального воспитания требует своевременного выявления и грамотного разрешения возникающих в этом процессе противоречий. Именно противоречия обеспечивают поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным.

С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности. Противоречия профессионального воспитания можно дифференцировать на внешние и внутренние: внешние противоречия обусловлены совокупностью обстоятельств, условий учебно-воспитательного процесса; внутренние – положением личности студента в этом процессе, особенностями развития его самосознания, профессионального и нравственно-эстетического опыта.

Воспитание, осуществляясь в процессе социального взаимодействия, предполагает между взаимодействующими сторонами многообразные связи, отношения, возникающие как продукт их совместной деятельности. При этом огромное влияние на формирование системы ценностей и норм культуры в личности оказывает процесс обучения. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. В то же время само обучение нуждается в воспитательном подкреплении, и в частности в формировании у учащихся нравственных отношений. В этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляются важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания (И. В. Харламов). Конечно, вся палитра отношений личности с внешним миром формируется в процессе не только воспитания, но и обучения. Однако формирование социальных и духовных отношений личности имеет существенную специфику: в процессе обучения студенты овладевают главным образом знаниями о характере и сущности этих отношений (знание моральных правил, идеологических, политических, эстетических и других идей). Но отношения как личностный феномен включают кроме знаний сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения, и сформировать их только с помощью обучения невозможно. Здесь требуется специфическая воспитательная работа, направленная на выработку и формирование этих внутренних компонентов личностных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: