Миссия вуза в регионе. Вузовский комплекс

 

В начале XXI в. выявилась не только беспрецедентная социальная востребованность высшего образования, но и осознание его решающего значения для социально-культурного и экономического развития России и отдельных регионов.

Каждое высшее учебное заведение располагает вполне конкретными ресурсами, которые в конечном счете определяют его возможности. В итоге разные по своему содержанию и характеру учебные заведения, находясь в одном статусе, способны функционировать. Более того, они и не могут не отличаться друг от друга, поскольку функционируют и развиваются в разных культурно-образовательных условиях, которые определяют мироощущение, характер и уровень рефлексии проживающих в том или ином регионе, что и задает смысловые и ценностные ориентации и предпочтения людей. С этими ценностями люди приходят в вуз. Преподаватели и студенты руководствуются ими в жизни, а значит, и в образовательном процессе.

Таким образом, идеология, содержание и технологии профессионального образования оказываются наполнены в смысловом отношении разным содержанием в разных вузах, поэтому и результаты подготовки оказываются неодинаковыми. В свое время в каждом областном центре создавались педагогические институты, впоследствии превращенные в педагогические университеты. Теперь создаются государственные университеты не только в областных центрах, но и в малых городах России. Так постепенно происходит диверсификация единого типа учебного заведения.

Ответ на вопрос о том, что представляет собой современный университет, не прост и не столь очевиден. Так, задачи и содержание деятельности университета большого города, где функционирует множество учебных заведений, существует мощная социокультурная информационная инфраструктура, в принципе отличаются от задач университета малого города; иными там и тут оказываются и возможные подходы к решению проблемы.

Университет обычно выполняет четыре основные функции – социальную, культурную, научную и профессиональную. В зависимости от условий большого города деятельность университета направлена на реализацию всех функций; одни функции представлены в его жизнедеятельности более отчетливо, другие – как бы дополняют первые, иные – представлены несколько приглушенно.

Социальная функция – непосредственное участие университета в определении путей развития региона, изучение его социальных проблем и на этой основе корректировка структуры содержания учебного процесса, а также осуществление экспертизы проектов, предлагаемых для реализации, с точки зрения выявления их объективной необходимости для общества.

Культурная функция – обеспечение возможностей для реализации творческого процесса. В связи с этим в комплекс университетского центра входят не только учебные помещения, но и все объекты социокультурного назначения (спортивные сооружения, театр, музеи, картинные галереи и т.д.), которые, в свою очередь, создают возможность привлекать дополнительные средства на развитие данного комплекса и являются элементами базы учебно-воспитательного процесса, выступая в роли подразделений или филиалов университетских факультетов и кафедр.

Научная функция – фундаментальные исследования, проводимые в университете, сориентированы главным образом на решение проблем данного региона. Университет малого города, как правило, не может вести исследования по всем направлениям (хотя он выступает в роли собственно университета только в той части, в которой ему удается организовать научно-исследовательскую работу). Наиболее доступными для него являются проблемы, связанные с социокультурной региональной проблематикой.

Профессиональная функция – концентрация в университе всей совокупностью фундаментального знания: теологии, философии, математики; гуманитарных и естественно-научных, технических и технологических знаний, а также трансляция этих знаний.

В условиях малого города, своего рода университетского кампуса*, все эти четыре функции входят в круг прямых задач университета. Ни одна из перечисленных задач не может рассматриваться как вторичная. Это первая особенность функционирования университета в условиях малого города.

* Кампус (от лат. campus – поприще, поле деятельности) – в США – университетский городок, городские кварталы, где сконцентрированы учебные и жилые корпуса и другие здания университета или колледжа. – Примеч. ред.

 

Вторая особенность по сравнению с университетами крупных городов заключается в «чистоте поля», наличии предпосылок для развития трансдисциплинарных исследований и реализации полноценной, действительно образовательной модели обучения, основу которой составляют прочные контакты между преподавателями и учащимися на протяжении всего периода обучения, возможность междисциплинарного и межпредметного видов общения и обучения, т.е. реализация модели обучения не только по вертикали, но и по горизонтали.

Со сказанным тесно связана третья особенность – возможность вернуться к разрушенной временем модели обучения, выстроенной в логике целостного знания. В давно минувшие времена человек приходил в университет не только для того, чтобы стать математиком, физиком, но и прежде всего для того, чтобы стать учеником какого-то определенного учителя, который и определял бы его индивидуальный учебный план, содействующий введению ученика в лабораторию учителя. Со временем учитель был заменен множеством преподавателей, калейдоскопом лиц, а учебный план – множеством учебных дисциплин, став универсальным для всех учащихся.

Четвертая особенность – в значительной степени вынужденная роль провайдера* программ других учебных заведений. Не все по силам такому университету, но и не все нужно ему делать самостоятельно: гораздо эффективнее решать свои задачи, в данном случае касающиеся учебных программ, используя для этого силы, резервы и потенциал других вузов и устанавливая тем самым более тесные связи с вузами других городов страны.

* Провайдер (от англ. provide – снабжать) – поставщик. – Примеч. ред.

 

Направление преимущественного развития высшего профессионального образования дано во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры. В разделе, посвященном формированию нового подхода к высшему образованию, говорится, что обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и при необходимости с переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним образованием. Высшие учебные заведения следует рассматривать в качестве составной части системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни; сами высшие учебные заведения должны вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию. Высшие учебные заведения должны работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами. Среднее образование должно не только готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у них способностей к обучению на широкой основе, но и открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы. Однако доступ к высшему образованию должен оставаться открытым для тех, кто успешно заканчивает среднюю школу или ее эквивалент либо представляет свидетельства, необходимые для поступления, причем, насколько это возможно, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.

Таким образом, данный документ ориентирует на непрерывное образование, на интеграционные процессы в образовании, на системообразующую роль вуза в региональном образовании. Многие из этих идей давно и конструктивно реализуются в сфере высшего образования в России. За последние годы подготовки педагогических кадров с высшим образованием, например, произошли существенные изменения – созданы социальные, теоретические и практические предпосылки для дальнейшего развития высшего педагогического образования.

В названной декларации уточнено понятие о фундаментальной категории – цели непрерывного образования человека. Цель непрерывного образования человека – это непрерывное развитие личности, ориентированной на непреходящие духовно-нравственные ценности, развитие свободного творца, субъекта целеполагания и целеосуществления на протяжении всей его жизни. Непрерывность образовательного процесса понимается как организационно-педагогический принцип, регулирующий взаимоотношения, взаимосвязи различных этапов и ступеней общего и профессионального уровней образования человека. Система непрерывного образования – это единый комплекс государственных и негосударственных образовательных институтов различного уровня и назначения, различных институциональных и процессуальных характеристик, вместе с тем характеризующийся организационным и содержательным единством, преемственной взаимосвязью, дающий в совокупности каждому человеку реальную возможность получить и постоянно совершенствовать общее и профессиональное образование, удовлетворять свои познавательные и духовные потребности, определять и успешно подниматься по ступеням своей «образовательной лестницы».

В настоящее время система непрерывного педагогического образования России, сложившись исторически и эволюционно, состоит из более чем 670 образовательных учреждений, в том числе 160 государственных высших учебных заведений, 346 педагогических колледжей и училищ, 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов, 94 образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В мае 1992 г. Министерство образования РФ в своем приказе № 255 разрешило 12 педагогическим вузам перейти на многоуровневую систему подготовки, а в 1995 г. такой переход осуществили уже 40 педвузов.

С целью дальнейшего совершенствования подготовки педагогических кадров Министерство образования в феврале 2000 г. в приказе № 301 предложило органам управления образования разработать систему мероприятий до 2010 г. по созданию на базе вузов учебно-научно-педагогических комплексов непрерывного педагогического образования.

Именно в последние годы в сфере образования в России растет число разнопрофильных учебных комплексов. Примером могут служить Волгоградские комплексы «педагогический лицей – педагогический вуз» и «педколледж – педвуз»; Михайловский учебно-научный педагогический комплекс Волгоградской области, объединяющий учреждения образования разного уровня – от дошкольного до повышения квалификации; Ростовский комплекс, объединяющий учреждения педагогического образования; Ярославский комплекс (такая же модель, как и Михайловский УНПК); Сургут-Тобольский комплекс «педколледж – педвуз»; Рязанский комплекс, объединяющий информационно-методический центр, кафедры педагогического института и систему школ нового типа; Владимирский комплекс, объединяющий три блока (органы управления образованием, учреждения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, учебно-воспитательные учреждения; учебно-научно-методический комплекс на базе Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, объединяющий в своем составе более 40 общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений Липецкой, Воронежской, Белгородской, Тульской областей и ставший региональным центром образования, а также многие другие.

Анализ функционирования учебно-педагогических комплексов позволяет выделить следующие их виды:

учебные комплексы (УК), объединяющие учебные заведения одного профиля разных уровней образования в многообразных комбинациях;

учебно-производственные комплексы (УПК), объединяющие в своем составе учебные заведения разных уровней и базовые предприятия;

учебно-научно-педагогические комплексы (УНПК), включающие в свой состав наряду с учебными заведениями и предприятиями научные подразделения (например, университеты и другие вузы).

С точки зрения структуры и связи между учебными заведениями, входящими в комплексы, он выделяет следующие их типы: кооперативный, интегрированный и особый, сочетающий отношения кооперирования и интегрирования.

Кооперативный тип предусматривает отношения между учебными заведениями на паритетных началах с сохранением юридической и финансовой самостоятельности. Управление учебными заведениями – комплексами на условиях кооперирования осуществляется на основе сочетания централизованного руководства и самостоятельности учебных заведений. Высшим органом управления такого комплекса, как правило, является совет, включающий представителей всех учебных заведений и организаций, входящих в комплекс.

Интегрированный тип отношений между учебными заведениями, входящими в комплекс, предусматривает слияние их в определенную целостность. Характер отношений в комплексе интегрированного типа позволяет взаимно координировать содержание обучения, совершенствовать практическую подготовку учащихся и эффективно использовать объединенную учебно-лабораторную базу комплекса. Однако чаще всего для комплексов интегрированного типа характерно «жесткое» продвижение учащихся к высшему образованию через ступени профессиональной подготовки. Поэтому создание такого типа комплексов не получило широкого развития. Наибольшее распространение получает создание комплексов «интегрированного типа», при котором традиционные учебные заведения преобразуются для ступенчатой подготовки кадров, принимая на себя новые функции, которые ранее не были им присущи.

Интегративно-кооперативный тип отношений внутри комплекса основан на условиях сочетания кооперирования и интеграции, когда складываются разные по характеру отношения: с одними – по типу интегрирования, с другими – по типу кооперирования.

Опыт создания комплексов, существующих в России, убеждает в том, как активно развивается тенденция к дальнейшей интеграции образовательных учреждений для решения социально значимых задач. В настоящее время интеграционные процессы достигли такого состояния, что становится возможным рассмотрение УНПК как образовательного учреждения нового типа, оптимально обеспечивающего взаимодействие педагогической теории и инновационной практики в профессиональной подготовке специалистов.

Как очередной этап дальнейшего развития условий для реализации интеграционных процессов высшего образования появилась идея создания университетских комплексов и округов, которая реализуется в регионах.

Университетский комплекс как система позволяет интегрировать в целостный комплекс различные образовательные учреждения, что создаст для заказчиков образовательных услуг гибкую систему образования, являющуюся стимулом для коллективов различных учреждений среднего профессионального образования. Университетский комплекс – это опытная возможность многоуровневой подготовки специалистов в соответствии с нуждами в первую очередь региона. Такой комплекс может быть межотраслевым, экономически эффективным в современных условиях. Это региональный центр образования, реализующий образовательные программы разных уровней (например, от среднего профессионального до дополнительного или дистанционного). Степень взаимодействия структур, входящих в такой комплекс, позволяет ставить вопрос о возможности образования университетского округа.

Организация университетского комплекса способствует более полному согласованию разноуровневых образовательных программ, развитию общих форм управления образованием в регионе. Первый шаг к этому сделан в программе стратегии развития образования в РФ до 2010 г. В настоящее время разрабатываются три модели интеграции: университетский образовательный округ; ассоциация нескольких структур, сохраняющих статус юридического лица; создание УК как единого автономного учебного заведения (единого юридического лица). Государственного декларирования какого-то единого подхода к данной модели не существует.

Университетский комплекс как центр интеграции выполняет различные функции и представляет собой:

учебно-образовательный центр, реализующий на практике единство учебного и образовательного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала и материально-технической базы составных элементов;

центр развития широкого спектра научных, производственных, коммерческих и других исследований в различных областях социальной деятельности; в рамках университета реализуются междисциплинарные программы, объединяющие специалистов из разных областей знаний, создаются постоянно действующие семинары; образовательными кадрами университетского комплекса организуются совместные конференции, тренинги и т.д.;

центр непрерывного образования: гимназии, колледжи, школы, специализированные классы, региональные олимпиады; преподавание в этих учебных заведениях ведется силами выпускников, работников университета; создается система спецфакультетов для переподготовки и получения второго высшего образования, разработки новых, актуальных в настоящий момент, курсов различного уровня, которые можно реализовывать только на базе университетского научного потенциала;

центр культуры, в котором создана атмосфера духовного общения людей (организуются российские и международные конференции и симпозиумы, посвященные различным областям знания, читаются циклы научно-популярных лекций, организуются дискуссионные клубы, концертные программы, объединяющие лучшие творческие силы); здесь все должно содействовать воспитанию патриотов России, понимающих и знающих историю своей родины, достижения своего народа в науке и культуре; сохранение социальных ценностей, возвращение к духовно-нравственным истокам, присущим нашему народу;

региональный центр научных исследований и подготовки специалистов для региона и для России; разрабатываются региональные, междисциплинарные проекты для решения в первую очередь экологических, социальных и экономических проблем, для создания стратегических и тактических планов развития, построения устойчивых прогнозных моделей, учитывающих все многообразие факторов, влияющих на состояние региональной экономики и социальной сферы;

информационный центр, занимающийся изданием учебников, научной, методической и общеобразовательной литературы, пропагандирующий достижения российской науки в естественно-научной и гуманитарной областях; активно представленный в средствах массовой информации (для формирования общественного мнения, направленного на поддержку и развитие всех ступеней образования и науки); использующий и развивающий современные средства получения и обмена информацией, компьютерные сети и Интернет, где представлена самая разнообразная информация для процессов образования и научных исследований; решающий проблему финансирования каналов связи, привлекая все заинтересованные учреждения, предприятия и службы;

центр международного научного сотрудничества, создающий необходимые условия для знакомства молодежи с наиболее перспективными научными школами за рубежом; развивающий международные образовательные контакты, реализующий совместные проекты российских и зарубежных ученых.

Министерство образования РФ считает целесообразным рассматривать вопрос о создании университетских комплексов на основе следующих принципов:

1) единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой;

2) непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней, в том числе с целью их освоения;

3) инновационная направленность от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе и образовательных;

4) организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов.

Решение о создании университетского комплекса принимается совместно ученым советом университета, администрациями разного уровня и педагогическими советами учебных заведений, которые могут войти в комплекс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: