Уровни высшего профессионального образования в соответствии с разнообразными нормативно-правовыми актами трансформируются в образовательные программы.
Образовательные программы обычно представляют собой документ (или комплект документов), определяющий в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня высшего профессионального образования, включая всю совокупность образовательных услуг.
Основное внимание мы уделим программам второго и третьего уровней, а относительно программ первого уровня в дополнение к уже сказанному заметим, что они представляют собой двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным образованием. За счет последнего пункта общая продолжительность обучения по таким программам возрастает до трех – трех с половиной лет. После двух лет обучения студент может получить свидетельство о неполном высшем образовании, а по окончании всего периода – диплом с присвоением соответствующей квалификации согласно Перечню специальностей среднего профессионального образования.
|
|
Бакалавриат – относительно недавно появившийся в отечественных вузах вариант образования. Тем не менее сегодня его принято считать основой высшего образования, его базовым уровнем. Бакалавриат позволяет человеку не только овладеть системой научных знаний о человеке, обществе, истории и культуре, но и получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний. Степень бакалавра уже дает выпускнику возможность занимать должности, для которых требуется высшее образование. Вместе с тем он может продолжить обучение, теперь уже по образовательным программам третьего уровня.
Общие требования, предъявляемые к образованности бакалавра, весьма показательны, и мы приведем их полностью. Их обширный список, по существу, лишь степенью обобщенности различающийся на различных ступенях высшего образования, дает вполне целостное представление об общих итогах высшего образования. По крайней мере, в той их части, которая может быть определена государственным документом.
Согласно «Требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521600 – Экономика», утвержденным в 1994 г., бакалавр должен:
знать основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук, научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
|
|
знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, к обществу, к окружающей среде, учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
продолжать обучение и заниматься профессиональной деятельностью в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
обладать культурой мышления, знать его общие законы, уметь в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
уметь в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики делать переоценку накопленного опыта, анализировать свои возможности, приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);
заниматься проектной деятельностью в профессиональной сфере, усвоить принципы системного анализа, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных им наук;
сотрудничать с коллегами по работе в коллективе, знать методы управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знать основы педагогической деятельности;
методически и психологически быть готовым изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, работать над междисциплинарными проектами.
Таким образом, эти характеристики говорят о специальности бакалавра, в целом представляющего собой человека не только в достаточной мере овладевшего экономическим знанием, но и прочно вошедшего во все сферы современной культуры. Он способен логически мыслить, владеет компьютерными технологиями, экологически грамотен и физически здоров.
Далее этот документ конкретизирует названные общие положения, приводя характеристику знаний и умений применительно к уже упомянутым четырем циклам дисциплин.
Во-первых, это цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе философия, иностранный язык, культурология, история, физическая культура и ряд других. Содержание этих дисциплин можно определить как набор наиболее общих сведений каждой из наук, в своей совокупности дающий комплексное представление о социально-культурной сфере современного общества и ориентирующий студента на формирование собственного ценностного отношения к определяющим ее процессам и явлениям; совокупность умений, необходимых для человека как активного субъекта социальной среды. Этот цикл дисциплин вполне стандартен для большинства специальностей, включая и те, для которых входящие в него дисциплины являются профилирующими.
|
|
Продолжают перечень математические и естественно-научные дисциплины. Это прежде всего математика и информатика, а также концепции современного образования, присутствующие даже в программах сугубо гуманитарных вузов. Выполняют они, разумеется, в первую очередь мировоззренческую функцию, отражая современную научную картину мира, дают ряд практических умений и навыков, чем, например, характеризуется раздел «Информатика».
Следующий цикл дисциплин – общепрофессиональные дисциплины. Их перечень и конкретное содержание формируются уже в соответствии со специальностью. В качестве примера приведем требования к результатам изучения этих дисциплин по специальности «Экономика». В данном случае бакалавр должен:
знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики, выявленные в мировой экономической мысли, понимать многообразие экономических систем, существующих в современном мире;
иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики, а также о преемственности их развития;
владеть методами экономического анализа хозяйственных процессов как на микро-, так и на макроуровнях;
знать механизмы и принципы принятия и реализации хозяйственных решений на микроуровне (фирма, индивидуальный производитель) и макроуровне (регион, отрасль, народное хозяйство); уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;
владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности, как минимум, на одном иностранном языке. Для других специальностей задачи определяются подобным образом в любом случае, отражая необходимость для бакалавра обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по своему профилю, владеть культурой научного мышления и т.д.
Завершает наш обзор цикл специальных дисциплин. Собственно стандартом он не определяется и на практике включает так называемые дисциплины специализации. Они позволяют студенту приобрести знания и овладеть методами научных исследований по несколько более узким направлениям изучаемой ими (в соответствии со специальностью) области науки или практики.
|
|
Как уже говорилось, освоение содержания, соответствующего названным требованиям, завершается присвоением квалификации «бакалавр» и дает право продолжать образование по программам третьего уровня высшего профессионального образования, которые представлены прежде всего так называемыми магистерскими программами. Подготовка магистра ориентирована прежде всего на последующую научно-исследовательскую и научно-педагогическую сферы деятельности. Характер такого образования можно уяснить, рассмотрев основные материалы «Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого образования Российской Федерации», принятого в 1993 г.
Согласно этому Положению обучаться по программе магистерской подготовки могут только лица, уже успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ и имеющие диплом о высшем образовании. Иначе говоря, фактачески эта программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня, включающей две примерно равные составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. Вторая программа рассчитана на два года и специфична для магистратуры. В своей образовательной части она содержит дополнительные разделы естественно-научных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также ряд специальных дисциплин. Содержание научно-исследовательской работы студента не регламентируется стандартами, а определяется индивидуальным планом студента.
Заканчивается обучение в магистратуре не только экзаменом, но и защитой магистерской диссертации, которая является самостоятельным научным исследованием студента.
И наконец, завершают данный обзор образовательные программы, после освоения которых выпускнику присваивается квалификация «специалист». Впрочем, эти программы концептуально не отличаются от программ бакалавров и подготавливают студента к:
разнообразным видам деятельности, установленным Государственным стандартом;
проведению отдельных видов педагогической деятельности при освоении дополнительной психолого-педагогической программы;
к продолжению обучения в аспирантуре.
Кроме того, специалист имеет возможность продолжать обучение по программам магистров.