Методы активного обучения

 

Неимитационные методы

Имитационные методы

неигровые игровые
Проблемная лекция   Круглый стол   Лекция-конференция   Лекция по заранее составленному конспекту   Лекция преподавателя   Лекция обзорная   Коллоквиум   Программированное обучение   Семинар Выездные занятия с тематической дискуссией   Групповая консультация   Олимпиада Ситуационные решения Решение отдельных задач Подведение итогов и оценка преподавателем занятий   Обсуждение разработанных вариантов   Проведение семинара   Индивидуальный тренажер Многовариантный выбор оптимального решения «Мозговая атака» Деловые игры   Разыгрывание ролей   Игровое проектирование индивидуального технологического процесса

 

Из имитационных активных методов обучения наиболее распространены игровые. Метод деловых игр был разработан в Советском Союзе в начале 1930-х гг. и использовался не только в вузах Москвы, Ленинграда, Харькова, но и на ряде промышленных предприятий страны. Одной из самых первых появилась игра «Срочная, в 48 часов, перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы», которая была разработана в 1935 г. Ленинградской промышленной академией им. С. М. Кирова для обучения студентов и руководящего фабрично-заводского персонала. В 1938 г. деловые игры в СССР постигла участь генетики, селекции, кибернетики. Почти на 20 лет деловые игры остановились в своем развитии. Опираясь на советский опыт, в 1957 г. Американская ассоциация управления ввела в учебный процесс подготовки менеджеров первую деловую игру. Вскоре в силу своей высокой эффективности данная форма обучения как неотъемлемый элемент подготовки, повышения квалификации и аттестации руководящих, инженерно-технических и экономических кадров широко распространилась в США, Англии, Франции, ФРГ и других странах.

Основа деловой игры – модель, включающая объект управления и управляющую систему. Основные признаки деловых игр: наличие модели объекта, наличие ролей, различие ролевых целей при выработке решений, взаимодействие участников, исполняющих разные роли; наличие общей цели игры у всех участников, коллективная выработка решений участниками игры; реализация «цепочки решений» в процессе игры; многовариантность решений; управление эмоциональным напряжением; разветвленная система индивидуальных или групповых оценок деятельности участников игры.

Метод деловой игры был разработан прежде всего для обучения управленческого и экономического персонала. Поэтому, несмотря на существование различных толкований понятия «деловая игра», они приоритетно используются в сфере экономики и управления.

1. Метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме.

2. Деловая игра – имитация реальных производственно-экономических процессов на игровой модели с целью формирования у обучаемых экономического мышления.

Игровые цели по отношению к педагогическим целям проведения игры выполняют функцию педагогического средства. Педагогические цели игры делятся на образовательные (формирование профессиональных умений специалиста) и воспитательные (формирование системы отношений к делу, обществу и самому себе). Предмет игры задается с учетом содержания подготовки специалиста и его квалификационной характеристики, представляя собой перечень процессов или явлений, изображаемых в ходе игры и требующих профессионально компетентных действий. Опыт их выполнения формирует умения, навыки и качества личности профессионала, представленные в модели специалиста. Разбор игры преподавателем, рефлексия участников по поводу всех ее перипетий на заключительной дискуссии, являющейся необходимой составной частью сценария, несут обучающую и воспитывающую нагрузку.

Игра, построенная с учетом данных правил, опровергает весьма распространенную точку зрения о ней как о векторе неограниченных возможностей. В какой-то мере в игре ситуация жестче, чем в реальной профессиональной деятельности, где можно уйти от решения той или иной профессиональной задачи.

Деловые игры позволяют обучить технике принятия решения и умениям на практике применять теоретические знания. Кроме того, их использование имеет большое воспитательное значение: обучаемые убеждаются в необходимости теоретической подготовки, в результате чего повышается мотивация к изучению предмета.

Информационная образовательная технология (ИОТ) как разновидность педагогической. В 1970-х гг. под влиянием социологической концепции информационного общества начали развиваться информационные и коммуникационные технологии. В последние десятилетия информационные технологии все больше влияют не только на профессиональное образование, но и на все сферы человеческой жизни.

О необходимости информатизации высшей школы говорит тот факт, что одним из шести показателей государственной аккредитации, определяющим статус высшего учебного заведения, является показатель «информатизация вуза» – наличие средств вычислительной техники и применение их в учебном процессе, в научной деятельности и в управлении вузом.

Развивающиеся информационные технологии стали в последние годы объектом наиболее пристального внимания педагогов и психологов. Термин «информационные образовательные технологии» прочно утвердился в педагогических исследованиях, однако трактуется он разнообразно. Можно выделить следующие основные подходы к определению данного понятия.

ИОТэто дистанционное обучение, при котором преподаватель и обучаемый разделены временем либо пространством, т. е. находятся на определенной дистанции друг от друга. Развитие дистанционного образования является следствием уровня развития коммуникаций и выступает в качестве возможности удовлетворения потребности в гибкой образовательной системе.

Единая концепция дистанционного образования отсутствует: одни абсолютизируют дистанционное обучение, считая, что оно придет на смену традиционным формам образования как форма, обладающая поистине уникальными возможностями, другие считают дистанционное обучение просто формой передачи информации.

В федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 – 2006 годы» указано, что система дистанционного обучения предназначена для индивидуального обучения лиц, желающих получить образование в форме экстерната (в силу социальных, психологических или физиологических особенностей), однако вопрос о том, для каких категорий обучаемых можно использовать дистанционную форму обучения, является дискуссионным.

Если большая часть исследователей соглашается с тем, что в школе данная форма может использоваться только дифференцированно (для дополнительного образования одаренных детей, детей-инвалидов, школьников из сельской местности), то насчет возможности получения профессионального образования в дистанционной форме разброс мнений достаточно широк. Согласно наиболее распространенной точке зрения выпускники, изучающие точные и инженерные науки и сразу после получения дипломов начинающие управлять системами, от которых зависит благополучие (а то и жизнь) многих людей, могут быть просто опасны, если эти дипломы получены ими в итоге дистанционной формы обучения. Гуманитарные науки имеют многовековую историю, уединенное чтение книг всегда способствовало освоению этих наук. Поэтому именно историю, политологию, социологию, педагогику можно изучать дистанционно. Однако нельзя дистанционно освоить профессию, которая в дальнейшем предполагает тесное общение с людьми, в том числе и профессию учителя. В этом случае речь может идти только о разумном сочетании дистанционной и очной форм обучения.

ИОТэто компьютерная технология обучения. Исторически термин «информационная технология» возник как следствие развития компьютерной техники и современных систем связи. Поэтому с данной точки зрения ИОТ должна, во-первых, удовлетворять основным требованиям педагогической технологии, а во-вторых, в качестве средства подготовки и передачи информации обучаемому использовать компьютер, позволяющий расширить дидактический арсенал учителя, учитывать и развивать личностные качества обучаемых, формировать у них навыки самостоятельной учебной деятельности и исследовательских умений. Таким образом, при данном подходе основной упор делается на применение компьютеров и программно-педагогических средств обучения.

ИОТэто технологии обучения, основу которых составляют современные способы обработки информации.

При таком подходе проектирование и реализация учебного процесса строятся на основе применения современных информационных технологий. Предполагается, что спроектированный таким образом процесс обучения можно быстро адаптировать к меняющимся структурным элементам педагогической системы.

ИОТэто использование в обучении сети Интернет. Применение сетевых информационных технологий обеспечивает доступ к банкам данных по научной и учебно-методической проблематике, обмен информацией, организацию коллективной исследовательской работы.

Возможности использования Интернета в гуманитарном образовании на современном этапе подробно рассмотрены коллективом исследователей под руководством Е. С. Полат. Ими выявлены дидактические свойства этой сети, которые разбиты на подклассы; даны подробные методические рекомендации по использованию Интернета на уроках литературы, географии, иностранных языков, истории и сопровождающая информация: адреса, описания сайтов, примеры сетевых олимпиад, викторин, международных образовательных проектов и т.д. При реализации данного подхода большое внимание уделяется важной проблеме формирования культуры сетевого общения как неотъемлемой составной части общей культуры поведения.

Анализ определений ИОТ показывает, что, как и при рассмотрении педагогической технологии, можно выявить два подхода к толкованию данного термина: в первом случае ИОТ рассматривается как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности современных средств обработки данных, а во втором речь идет о создании определенной технической среды обучения, базирующейся на информационных технологиях.

Наиболее приемлемым представляется определение ИОТ как разновидности педагогической технологии, в которой учитывается влияние информатизации на все структурные элементы педагогической системы.

Не прекращается полемика сторонников и противников технологического подхода. Любая научная теория (в том числе и педагогическая) имеет определенные границы применимости. В разное время панацеей от неудач в образовательном процессе считали программированное, эвристическое, проблемное виды обучения, а сейчас – компьютерное и дистанционное. Скорее всего, лучшие результаты могут быть получены при оптимальном сочетании различных технологий: деятельность человека многопланова, таким же многоплановым должно быть и обучение, которое является одновременно и моделированием этой деятельности, и подготовкой к ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: