Особенности реализации образовательных технологий в вузах различного профиля

 

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в. ориентирует вузы на преимущества и возможности, предоставляемые образовательными технологиями, и называет пути обеспечения качества и строгие нормы каждодневной практики, текущих и итоговых результатов образования:

участие в деятельности соответствующих информационных сетей, в передаче технологии, в создании потенциала, в разработке учебных материалов и обмене опытом, в применении этих технологий в области преподавания, подготовки кадров и научных исследований, в обеспечении всеобщей доступности знаний;

создание новых форм учебной среды – от средств дистанционного образования до полноценных виртуальных высших учебных заведений и систем, способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования; обеспечение виртуальных образовательных комплектов, создаваемых на базе региональных, континентальных или глобальных сетей;

адаптирование образовательных технологий к национальным и местным потребностям и создание технических, образовательных, административных и институциональных систем для обеспечения их устойчивого использования.

Таким образом, учитывая новые возможности, открывающиеся в связи с использованием образовательных технологий, важно сознавать, что речь идет прежде всего об их использовании профессиональным образованием исключительно для модернизации всей жизнедеятельности вузов, а не для того, чтобы с помощью образовательных технологий трансформировать реальные высшие учебные заведения в виртуальные. Это и является общими требованиями к организации использования образовательных технологий в различных вузах.

Университет характеризуется тесной связью с академической наукой и производством. Это, во-первых, позволяет преподавателям участвовать как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях; во-вторых, поддерживает высокий научный уровень преподавателей; в-третьих, способствует оперативному использованию достижений науки в учебном процессе. Таким образом, основным критерием университетского образования, признанным во всем мире, является его фундаментальность.

Один из способов реализации принципа фундаментальности заключается в органичном внедрении научных исследований в учебный процесс. Соответствующая идея была сформулирована еще В.И. Вернадским в «Письмах о высшем образовании» (1913), в которых он отмечал, что в вузе научная работа так же важна, как и учебная, и с этой последней взаимосвязана и переплетена, что лишь постепенно сознание неразрывности научной работы с правильно поставленным преподаванием в высшей школе становится господствующим в академической среде.

Информатизация образования дает новые возможности для реализации данного принципа. Во-первых, создаются информационные ассоциации университетов. Например, ассоциация «Открытый университет Западной Сибири», учредителями которой стали Томский, Алтайский, Новосибирский технические университеты, объединяет 12 университетов Сибири и Дальнего Востока. Цель таких ассоциаций – интеграция науки и образования. Открытая система образования позволяет университету наиболее полно использовать свои преимущества в создании единой научно-образовательной среды, входить в мировое научно-образовательное пространство и придает ему статус современного научно-образовательного учреждения.

Во-вторых, предлагается организация специальных информационных порталов и создание глобального научно-образовательного портала, представляющего собой дифференцированную поисковую систему, обеспечивающую персонифицированную информацию для пользователей. Элементарной ячейкой является микропортал преподавателя, включающий две страницы: одна – с учебной информацией, а другая – с научной. Вторая страница включает и сведения о научном направлении, в котором работает преподаватель: история и сложившиеся отечественные и зарубежные научные школы этого направления; промышленные предприятия, академические институты, конструкторские бюро, экспериментальные или исследовательские организации, ведущие работы в данном направлении и соответственно нуждающиеся в специалистах; перечень, характеристика и результаты НИОКР*, выполненные при участии данного преподавателя; публикации по теме; проблемы, стоящие перед исследователями в этой области; перспективы научного направления и т. д.

* НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. – Примеч. ред.

 

Из элементарных ячеек складывается портал кафедры, университета и т.д. Такая система реализуется в настоящее время в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Создание научно-образовательных (или образовательно-научных) порталов способствует решению еще одной важной задачи, связанной с подготовкой научных кадров высшей квалификации через аспирантуру.

Указанные направления способствуют созданию единой межвузовской информационной среды. Предполагается включение сети ЮНИКОМ/Россия в Европейскую академическую сеть. Вузы получают возможность обмениваться информацией с университетами и колледжами всего мира, участвовать в международных проектах, работать с информационными системами по различным областям знаний, проводить телеконференции, что способствует совершенствованию ИОТ.

В сфере экономического образования наиболее эффективными технологиями обучения являются деловые игры. Например, компания КОББИ (компьютерное обучение бизнесу) разработала ряд деловых игр для проведения практических занятий по основным экономическим дисциплинам. В 1992 г. были созданы игры: «Менеджер», «Спрос», «Конкуренция», «Рынок ценных бумаг», а позднее – «Бухучет», «Аукцион», «Инвестор», «Рыночное равновесие», «Предприниматель». Зарегистрированными организациями-пользователями КОББИ-игр являются около 190 учебных заведений России и некоторых стран СНГ. Более тысячи индивидуальных пользователей применяют их для самостоятельной подготовки. На базе КОББИ-игр созданы компьютерные экономические практикумы, каждый из которых включает деловую игру, учебные задания, методические материалы, тесты, модуль обработки полученных результатов (Информация на сайте:www.asu.saog.ac.nVkobbi).

Перед образованием всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы целесообразно продуманное содержание стало достоянием учащегося. Необходимо организовать психологически комфортную совместную деятельность учащихся и учащего, заботясь не о внешней стимуляции деятельности, а об актуализации и формировании внутренней, собственно личностной мотивации, о вооружении человека средствами удовлетворения насущных и формируемых потребностей. Именно такое образование и развивает, и воспитывает, так как оно ориентировано не столько на знания, сколько на чувства, сознание, субъективные интересы и особенности участников образовательного процесса.

Образовательная технология – внутренняя организация содержания; его структура и логика, а также характер взаимоотношений участников образовательного процесса. Сущность образовательной технологии во многом определяется диалогом: старшего и младшего (родитель – дитя, воспитатель – воспитанник; учитель – ученик, преподаватель – студент; профессор – аспирант), учащего и учащегося; исторического прошлого, современной реальности и желаемого будущего; гуманитарного и естественного знаний; православной и светской культуры, ценностей и традиций; русской культуры и культуры других народов; рационального и чувственного; ума и души.

Учитывая такое понимание образовательных технологий, педагогические учебные заведения выводят участников на технологические позиции воспитательного процесса, а также на организуемые при этом взаимодействия и взаимоотношения. При этом образовательные технологии не уменьшают потребности в преподавателях, хотя и видоизменяют их роль в отношении учебного процесса: основополагающее значение приобретает постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знания и понимание.

Имеется определенный опыт организации учебных занятий по педагогической технологии. Как правило, такие занятия решают определенный ряд задач: моделирование педагогической реальности как профессионального воздействия в контексте педагогического взаимодействия; развитие теоретического мышления, выявление закономерностей общего и частного порядка, интеграцию междисциплинарных знаний; формирования умения анализировать внутреннее состояние развивающейся личности; развитие способности к творческому разрешению педагогических ситуаций, возникающих в непредвиденных обстоятельствах; развитие способности профессиональной саморегуляции.

Специфическими характеристиками курса педагогической технологии являются: максимальная раскрепощенность педагога во время занятия; сохранение им индивидуального профессионального стиля и индивидуального характера при выполнении учебных заданий; творческий характер деятельности; условное воспроизведение воспитательной действительности (В. Ю. Питюков).

Данная особенность не только относится к специальным занятиям по образовательным технологиям, но и в той или иной мере характеризует любое занятие, организуемое и проводимое в высшем педагогическом учебном заведении, а также культурно-образовательную среду вуза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: