Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

 

Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются и реорганизуются правительством по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении названных субъектов, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти этих субъектов по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (военно-учебных заведений), может быть только Правительство Российской Федерации.

Муниципальные высшие учебные заведения создаются и реорганизуются соответствующими органами местного самоуправления.

Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на следующих принципах:

1) суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

2) непрерывность и преемственность процесса образования;

3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и включении достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому уровням профессионального образования, которым государство обеспечивает приоритетность развития посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее – высшие учебные заведения); при этом на соответствующие цели не может быть выделено менее трех процентов расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию, недопущения сокращения численности студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

3) предоставления налоговых льгот высшим учебным заведениям и образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся в государственной системе высшего и послевузовского уровней профессионального образования) государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте;

5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

6) содействия созданию и функционированию негосударственных высших учебных заведений.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение (на конкурсной основе) бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее четырех лет;

для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шести лет.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации и включается в его наименование.

Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264, регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Кроме того, высшее учебное заведение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства РФ, федерального органа управления образованием, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и своим уставом.

В высшем учебном заведении существуют различные формы освоения образовательных программ, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника со студентом: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат.

Допускается сочетание различных форм получения образования, в том числе соединение обучения по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Организация учебного процесса в вузе по образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы (дипломных проекта или работы, магистерской диссертации). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час по уставу высшего учебного заведения составляет 45 – 50 минут.

Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ, осуществляя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию студентов.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и проводится после освоения образовательной программы в полном объеме. В учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию по программам высшего профессионального образования, эту миссию выполняет государственная аттестационная комиссия в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым федеральным органом управления образованием. К обучающимся в высшем учебном заведении относятся студенты, аспиранты, слушатели и др.

Студентом является лицо, в установленном порядке зачисленное приказом ректора в высшее учебное заведение для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования.

Аспирантом является лицо, которое имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и пишет диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Лицам, прошедшим обучение в аспирантуре, адъюнктуре*, созданных в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм, выдается удостоверение, которое является государственным документом о послевузовском профессиональном образовании.

* Адъюнктура (от лат. adjunctus – присоединенный) – одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях вооруженных сил. Аналогична аспирантуре. – Примеч. ред.

 

Удостоверения выдаются лицам, успешно окончившим аспирантуру, адъюнктуру в соответствии с пунктом 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 г. № 814 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.08.1998 г. №1582).

Лица, принятые для получения общего образования – начального, основного, среднего (полного) и начального профессионального образования, являются обучающимися.

Студент получает высшее профессиональное образование по избранному направлению подготовки (специальности) в пределах соответствующего государственного образовательного стандарта путем освоения соответствующей образовательной программы высшего профессионального образования. Студент может совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и об образовании.

Студенту гарантируется свобода перевода в другое высшее учебное заведение при согласии этого высшего учебного заведения и успешном прохождении им аттестации. Перевод студента из одного высшего учебного заведения в другое осуществляется в порядке, установленном федеральным органом управления образованием, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования.

Слушателями высших учебных заведений являются лица, обучающиеся: на подготовительных отделениях; в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов; в другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование; в ординатуре* или интернатуре** медицинских и иных высших учебных заведений. Правовое положение слушателей в отношении получения образовательных услуг соответствует статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.

* Ординатура (от лат. ordinatus – упорядоченный) – обычно двухгодичный курс специализации врачей в клинике (медвузе, институте усовершенствования врачей или научно-исследовательском учреждении). – Примеч. ред.

** Интернатура (от лат. internus – внутренний) – форма последипломной практики врачей при каком-либо медицинском учреждении. – Примеч. ред.

 

Трудовые и социально-экономические отношения в высшем учебном заведении решаются на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в рамках коллективного договора, принятие и реализация которого определяются федеральным законодательством.

Государство является гарантом качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными учебными заведениями независимо от их организационно-правовых форм. В ближайшей перспективе предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с потребностями страны в высокообразованных специалистах.

В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступает мониторинг развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.

Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.

В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.

Особое внимание в российской высшей школе должно быть уделено развитию научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны. Наряду с этим предстоит реализовать ряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования, в частности: на переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента; переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца.

Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего уровней профобразования, ориентировать его на международные стандарты качества, повернуть учреждения начального и среднего уровней образования к потребностям местного рынка труда. Создать современную учебно-методическую и информационную базы обучения. Предстоит отработать и провести в жизнь концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ.

Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития профессионального образования всех уровней; следует разделить их на два уровня – федерального и регионального подчинения, предусмотрев передачу части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень.

Коренное улучшение системы профессионального образования, повышение качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеют определяющее значение для будущего нашей страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообществ, государства и предпринимательских кругов.

 

 

Содержание

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретико-методические основы профессионального образования

§ 1. Профессиональное образование как социокультурный институт

§ 2. Профессиональное образование как педагогическая система

§ 3. Профессиональное образование как достояние личности

Глава 2. Становление и развитие системы профессионального образования

Глава 3. Психологические основы профессионально-личностного развития и воспитания специалиста

§ 1. Учебно-профессиональная деятельность как условие профессионально-личностного развития

§ 2. Профессиональное воспитание будущих специалистов

Глава 4. Профессионально-педагогическая культура преподавателя

§ 1. Сущность профессионально-педагогической культуры

§ 2. Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры

§ 3. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры

§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 5. Теория и методика начального профессионального образования

§ 1. Организационно-педагогические основы начального профессионального образования

§ 2. Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки будущего специалиста

§ 3. Содержание начального профессионально-технического образования

§ 4. Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования

§ 5. Лицей как опорный центр эффективного развития начального профессионального образования

Глава 6. Среднее профессиональное образование: идеология, содержание, технология

§ 1. Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования

§ 2. Структура и основные направления развития содержания среднего профессионального образования

§ 3. Технология подготовки специалистов в средней профессиональной школе

Глава 7. Высшее профессиональное образование: идеология, содержание, технологии

§ 1. Сущность, значение, роль высшего профессионального образования

§ 2. Содержание и образовательные программы высшего профессионального образования

§ 3. Технологии высшего профессионального образования

Глава 8. Дополнительное профессиональное образование

§ 1. Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых

§ 2. Функции дополнительного профессионального образования

§ 3. Содержание дополнительного профессионального образования

§ 4. Виды дополнительного профессионального образования

§ 5. Процесс обучения в системе ДПО

§ 6. Формы и методы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

§ 7. Характеристика зарубежных подходов к обучению в системе дополнительного профессионального образования

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 9. Экономика профессионального образования

§ 1. Образовательные услуги в обществе с рыночной системой отношений

§ 2. Спрос на образовательные услуги и их предложение

§ 3. Структура и динамика преобразования системы профессионального образования в России

§ 4. Кадровое обеспечение системы профессионального образования

§ 5. Финансирование системы образования

§ 6. Материальное стимулирование работников сферы образования

§ 7. Тенденции и перспективы развития профессионального образования

Глава 10. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования

§ 1. Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в России

§ 2. Нормативно-правовое обеспечение начального профессионального образования

§ 3. Нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования

§ 4. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: