Нормативно-правовое обеспечение начального профессионального образования

 

Начальное профессиональное образование нацелено на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно осуществляется в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня). По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Правовой основой деятельности указанных учреждений является Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 г. №650 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 г. № 731).

В соответствии с данным Положением учреждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждением и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством РФ.

Приоритетной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Виды учреждений начального профессионального образования:

профессиональное училище;

профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования;

учебно-курсовой комбинат (пункт);

учебно-производственный центр;

техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.);

вечернее (сменное) и другие учреждения данного уровня.

Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое,, сельское и т.п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение конкретной профессии соответствующего уровня квалификации обучающимися с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, аг-ролицей и т.д.) осуществляет интегрированные образовательные программы начального и среднего уровней профессионального образования, обеспечивающие молодому человеку приобретение конкретной профессии повышенного уровня квалификации и возможность получения среднего профессионального образования.

Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации с целью подготовки конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования реализуют образовательные программы переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

Учреждение начального профессионального образования по договорам со службами занятости, производственными объединениями, предприятиями, учреждениями, фирмами и другими организациями может осуществлять профессиональную подготовку, которая нацелена на ускоренное приобретение навыков выполнения определенной работы или группы работ учащимися и не сопровождается повышением образовательного уровня. Оно создается по инициативе учредителя, регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и приобретает права юридического лица с момента регистрации.

Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму образовательного учреждения.

Учредителями государственного учреждения начального профессионального образования могут быть органы государственной власти и управления, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские, краевые, областные, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга.

Учредителями муниципального учреждения начального профессионального образования являются органы местного самоуправления.

Допускается совместное учредительство образовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в собственности: федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной, а также в собственности общественных объединений (организаций), других государств, иностранных юридических и физических лиц.

Учредительными документами учреждения начального профессионального образования являются решение о его создании или договор учредителей и устав.

Учреждение начального профессионального образования получает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему лицензии (разрешения) государственным органом управления образования или по его поручению местным органом управления образованием.

В своей деятельности учреждение профессионального образования руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением и своим уставом, который разрабатывается этим учреждением самостоятельно (основой устава является упомянутое Типовое положение).

Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования включает: теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися.

Учебная нагрузка обучающихся в учреждении начального профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул – не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года. Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения.

Обучающиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом. Учреждение начального профессионального образования самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечивающих получение обучающимися образования по профессии (специальности) соответствующего уровня и квалификации.

Необходимым признаком подобного типа учреждений является развитая производственная и профильная материально-технические базы. Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных и других объектах. Производственная практика, как правило, проводится на предприятиях, в организациях и фермерских хозяйствах, на других предприятиях сельскохозяйственного производства, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов, а также на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях. Порядок организации практики определяется двусторонним договором.

Учащиеся, зачисленные во время производственной практики на рабочие места и должности, включаются в списочный состав государственного предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписочной численности.

Освоение профессиональных образовательных программ возможно на ступенчатой основе. Число ступеней обучения зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением соответствующей квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа выпускнику.

Для всех форм получения профессионального образования в рамках основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым проводится аттестация лиц, завершивших начальное профессиональное образование.

Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов), переподготовка и повышение квалификации в государственном учреждении начального профессионального образования осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям) согласно утвержденному Перечню профессий. Однако реализация дополнительных профессиональных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг, а также подготовка к военной службе возможны в соответствии с законодательством страны.

Создание необходимых условий учебы, труда и отдыха возлагается на должностных лиц учреждения начального профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного учебного заведения.

Общее руководство государственным или муниципальным учреждением начального профессионального образования осуществляет совет образовательного учреждения, который принимает участие в комплектовании обучающихся и инженерно-педагогических кадров, в работе аттестационных и ревизионных комиссий, в рассмотрении расходования средств на содержание образовательного учреждения, рассматривает все случаи отчисления и перевода обучающихся в другое образовательное учреждение, осуществляет другие полномочия, предусмотренные уставом. Деятельность совета должна быть направлена на расширение коллегиальных, демократических форм в управлении образовательным учреждением, развитие инициативы инженерно-педагогических работников.

Порядок выборов совета определяется уставом образовательного учреждения. Непосредственное управление учреждением начального профессионального образования осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, который может быть нанят: советом образовательного учреждения по контракту; избран коллективом образовательного учреждения, иногда и после предварительного согласования его кандидатуры с учредителем или впоследствии утвержденным им; назначен учредителем с предоставлением совету права вето; назначен или нанят учредителем по контракту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: