Материальное стимулирование работников сферы образования

 

По данным Госкомстата России, средняя заработная плата работников образования в январе 2003 г. составила 1858,5 рубля, или около 47,0 % средней заработной платы в промышленности. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения за IV квартал 2002 г. составил 1628 рублей.

Работники бюджетной сферы получают заработную плату на основе Единой тарифной сетки (ETC) труда, принятой в 1992 г. В ней заложен механизм организации и периодического пересмотра заработной платы работников бюджетной сферы, поскольку разряды оплаты труда и тарифные коэффициенты привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Однако настала необходимость перемен в оплате труда работников сферы образования. Это связано с реальными шагами в осуществлении экономических реформ, с изменением цен и стоимости жизни, отсутствием государственных ограничителей заработной платы и ее верхнего предела у работников материального производства.

С 1 октября 2003 г. вводятся отраслевые поправки и коэффициенты для работников бюджетной сферы с учетом характера, вида и сложности выполняемого труда, а также с учетом связи между качественными отраслевыми результатами труда и размерами материального вознаграждения. Новая концепция предполагает, что вместо ETC будет введено около 40 отраслевых систем оплаты труда. Основную ответственность за выплату зарплат должны взять на себя регионы, а центр обязан гарантировать бюджетным работникам лишь получение минимального размера оплаты труда. Таким образом, речь идет о полной передаче субъектам Федерации полномочий по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Министерство труда страны разрабатывает и другие пропорции ответственности между регионами и центром.

Действующие в настоящее время в РФ системы оплаты труда не являются идеальными. Например, труд преподавателя является сложным и измерить его количество и качество непросто. До сих пор не удалось добиться полного устранения уравнительных принципов в оплате труда преподавателей и других педагогических работников. И дело не в том, что еще не изжит формализм при аттестации преподавательского и другого персонала и сохраняется инерция определения уровня квалификационного разряда по образованию, ученой степени, званию и стажу работы. Из-за объективных сложностей точного учета и контроля результатов труда каждого преподавателя в отдельности по-прежнему не в полной мере учитываются качественные показатели трудовой деятельности. А проявления уравнительности в оплате труда порождают условия для недостаточной требовательности преподавателей в первую очередь к себе и качеству своей работы, парализуют инициативу и творчество и тем самым ведут к снижению эффективности педагогического труда.

Решение данной проблемы – выработка четких критериев оценки деятельности преподавателя и определение параметров, в зависимости от которых начисляется заработная плата. Сложность проблемы в том, что предложенные параметры должны соответствовать требованиям образовательных стандартов. Тогда у преподавателя будут стимулы эффективно трудиться. В современных условиях эти требования трудноосуществимы, так как сложно определить параметры качества преподавательского труда и отсутствуют системы его автоматизированного учета. В то же время такой мониторинг, как показывает практика, приводит к росту эффективности труда преподавателей и повышению качества образования.

По мнению многих ученых и практиков, наиболее приемлемой формой может быть система оплаты труда, предполагающая оклад с дополнительной почасовой оплатой за определенные виды работ с расширением премиального стимулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: