Нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования

 

Сеть учреждений среднего профобразования включает в себя большое количество разнообразных по организационно-правовым формам и ведомственной принадлежности учебных заведений. В настоящее время государственные учебные заведения федерального подчинения составляют 61 %, государственные учебные заведения подчинения субъектам РФ – 38 %, муниципальные – 1 %. Активно развивается негосударственный сектор системы среднего профессионального образования. Структура сети средних специальных учебных заведений по ведомственной принадлежности включает более 25 министерств и ведомств, наиболее крупными из которых по количеству учебных заведений являются следующие: Министерство образования России – 700 подведомственных учебных заведений и 339 педагогических учебных заведений (38 % от общего количества государственных и муниципальных учебных заведений), Минздрав РФ – 389 учебных заведений (14 %), Минсельхоз России – 300 учебных заведений (11%), Минкультуры России – 268 учебных заведений (10 %).

Нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования основывается на Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 г. № 160.

В соответствии с данным Типовым положением к средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) – основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Техникум-предприятие (учреждение) – самостоятельное образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и осуществляющее профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки обучающихся.

Образовательные программы среднего профессионального образования могут реализовываться и в других типах образовательных учреждений профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Прием в средние специальные учебные заведения проводится по личному заявлению граждан, имеющих общее образование основное, среднее полное или начальное профессиональное образование, на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих, если иное условие не оговорено законодательством Российской Федерации. Для лиц, окончивших учебное заведение общего образования с медалью, а также имеющих начальное профессиональное образование, отмеченное дипломом с отличием, среднее специальное учебное заведение вправе устанавливать особые условия приема.

При приеме среднее специальное учебное заведение обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.

Среднее специальное учебное заведение обязано ознакомить поступающих с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Оно обязано ставить будущих студентов в известность о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, определяющего статус образовательного учреждения.

Работа по развитию нормативно-правового обеспечения среднего профессионального образования строится на основе Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования. Конкретизация положений этих документов применительно к среднему профессиональному образованию нашла отражение в Программе развития среднего профессионального образования России, плане работы Минобразования России.

Развитие правового регулирования среднего профессионального образования осуществляется на основе взаимодействия широкого круга соисполнителей – федеральных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, государственно-общественных и общественных организаций. Выполняется более 70 региональных и более 20 отраслевых программ. Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом востребованности и объема подготовки специалистов.

Средние специальные учебные заведения достаточно равномерно распределены по субъектам Российской Федерации, удовлетворяя региональные потребности в образовании и кадрах. Деятельность среднего профессионального образования соответствует основным требованиям современного рынка труда – требованиям экономичности и динамизма подготовки кадров. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.

Усиление ориентации среднего профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификация средних специальных учебных заведений в направлении многопрофильное™, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования – все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы.

Среднее профобразование в России включает в себя более 2700 государственных и муниципальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150 негосударственных образовательных учреждений. Численность студентов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях составила в 2002 г. около 2,5 млн человек, прием на обучение – более 800 тыс. человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием – 600 тыс. человек.

Осуществляется последовательное совершенствование содержания среднего профессионального образования и организации образовательного процесса, направленное на повышение качества подготовки специалистов среднего звена, обеспечение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников средних специальных учебных заведений.

Проведен мониторинг реализации Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) в средних специальных учебных заведениях, обобщен опыт образовательных учреждений по подготовке специалистов в условиях действия стандарта. Сформирована автоматизированная информационно-поисковая система «Общероссийский фонд государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования», содержащая тексты ГОС СПО по специальностям, примерных учебных планов, примерных программ учебных дисциплин и обеспечивающая обработку запросов в диалоговом режиме.

В связи с окончанием в 2002 г. срока действия образовательного стандарта среднего профессионального образования первого поколения реализуется комплекс мероприятий по разработке нового ГОС СПО. На основе результатов мониторинга реализации профессиональных образовательных программ в средних специальных учебных заведениях разработана модель ГОС СПО нового поколения. Для разработки и утверждения нового ГОС СПО подготовлены следующие нормативные документы:

Классификатор специальностей среднего профессионального образования, который будет введен в действие с 2002/03 учебного года (приказ Минобразования России от 02.07.2001 г. № 2572);

Указатель соответствия между новым и действовавшим до 1 сентября 2002 г. классификаторами специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 17.07.2001 г. №2714);

Перечень специальностей среднего профессионального образования, закрепляемых за министерствами и ведомствами (приказ Минобразования России от 17.07.2001 г. № 2713);

Положение об экспертизе и утверждении проектов второго поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и примерных учебных планов по специальностям среднего профессионального образования (утверждено 13.09.2001 г., письмо Минобразования России от 18.09.2001г. №18-52-972 ин/18 – 15).

Утверждено Положение об Учебно-методическом совете по группе специальностей среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 29.01.2001 г. № 250). Созданы учебно-методические советы по группам специальностей (приказ Минобразования России от 18.06.2001 г. №2418) и учебно-методические комиссии по специальностям.

Для методического обеспечения разработки ГОС СПО нового поколения сформированы следующие документы:

Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования базового уровня (письма Минобразования России от 19.06.2001 г. №18 – 52-691 ин/18 – 15, от 24.10.2001 г. № 18 – 52-1150 ин/18 – 15 и от 19.11.2001 г. № 18-52-1233 ин/18-15);

Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего профессионального образования базового уровня (письмо Минобразования России от 03.07.2001 г. № 18-52-743 ин/18-15);

Рекомендации по разработке Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по педагогическим специальностям среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 24.08.2001 г. № 18 – 52-885 ин/18-15).

Совместно с методическими службами 26 министерств и ведомств, являющихся разработчиками ГОС СПО по закрепленным за ними специальностям, выработаны предложения по унификации содержания общепрофессиональных дисциплин по группам специальностей среднего профессионального образования, установлению нормативных сроков обучения, квалификации выпускника, продолжительности производственной (профессиональной) практики. Проведены заседания согласительных комиссий по 28 группам специальностей среднего профессионального образования.

Разработаны проекты ГОС СПО в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по 120 специальностям технического, сельскохозяйственного, экономического и педагогического профилей. Проекты этих требований направлены на экспертизу, которая проводится с привлечением представителей ведущих предприятий и учреждений соответствующих отраслей экономики, профессиональных ассоциаций работодателей. Государственные требования нового поколения утверждены Министерством образования России и с 2002/03 учебного года введены в образовательный процесс средних специальных учебных заведений.

При формировании ГОС СПО большое внимание уделяется рационализации учебных планов, разработке и внедрению здоровье-сберегающих образовательных технологий, пропаганде здорового образа жизни, всесторонней профилактике вредных привычек. В проекты нового поколения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям в обязательную для всех специальностей среднего профессионального образования дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» включены такие дидактические единицы, как «основы медицинских знаний; негативное воздействие курения табака на организм человека».

В проектах нового поколения Государственных требований по специальностям среднего педагогического образования предусмотрена новая дисциплина – «Основы медицинских знаний», в которой в качестве дидактических единиц содержатся понятия о здоровом образе жизни; о здоровье и факторах риска в разных возрастных периодах; о причинах и распространенности этих факторов; о системах самооздоровления и самосовершенствования; об адаптации и стрессе; о норме и отклонении от нее у детей и подростков.

В соответствии с необходимостью подготовки кадров для информатизации общеобразовательных школ введена новая педагогическая специальность 0324 – «Информатика» (приказ Минобразования России от 21.11.2001 г. № 3755).

Осуществляется поэтапное формирование комплексной системы оценки качества подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях. Проведен анализ практики такой оценки качества, разработана концепция системы тестирования уровня обученности студентов средних специальных учебных заведений, методика создания, проведения и интерпретации результатов тестирования. Сформирован компьютерный банк тестовых заданий для итоговой государственной аттестации выпускников по экономическим и юридическим специальностям.

Активно внедряются в образовательный процесс средних специальных учебных заведений личностно-ориентированные, модульные, интенсивные, информационные технологии.Осуществляется развитие разнообразных форм обучения – очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернатной – и их гибкого сочетания с использованием новых технологий организации обучения для формирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Созданы региональные центры модульного обучения.

Однако, несмотря на достаточное нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования, развитие его содержания и совершенствование организации образовательного процесса сдерживаются рядом проблем.

Значительное ослабление связей учебных заведений с потребителями кадров привело к снижению влияния профессиональных сообществ, предприятий на формирование содержания подготовки специалистов. В этих условиях основной задачей является обеспечение соответствия образовательных и профессиональных стандартов, привлечение социальных партнеров к определению необходимых профессиональных компетенций выпускника.

Одной из наиболее важных тенденций развития сети средних специальных учебных заведений является ее регионализация, диверсификация в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности учебных заведений, интеграция образовательных учреждений различных профилей и типов.

Анализ территориальной структуры сети государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений показывает достаточную оптимальность их размещения. Подготовка специалистов осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках. В более чем 90 % субъектов Российской Федерации прием студентов в средние специальные учебные заведения (в расчете на 10 тыс. человек) составляет более двух третей среднего по России (для сравнения: прием в вузы составляет столько же в 60 % субъектов Российской Федерации). 45 % от общего приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования осуществляется в городах, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и других населенных пунктах, не имеющих статуса города, где возможность получения высшего профессионального образования ограниченна (для сравнения: в таких населенных пунктах прием студентов в вузы составляет 23 % общего приема в вузы).

Большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей играет подготовка специалистов в колледжах. В настоящее время в системе среднего профессионального образования функционируют 1010 колледжей (38 % от общего количества учебных заведений), представляющих собой учебные заведения нового вида, имеющие более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями.

Расширяется взаимодействие между учебными заведениями различных профилей и типов в границах регионов. Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах, происходящих в системе профессионального образования.

В настоящее время функционируют 210 подразделений высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Такие подразделения сформированы как путем интеграции самостоятельных средних специальных учебных заведений в структуру вузов, так и в результате открытия подготовки специалистов среднего звена в вузах. Следствием развития взаимодействия между средним и высшим уровнями профессионального образования является рост численности выпускников со средним профессиональным образованием, ежегодно поступающих в вузы для продолжения образования: в 2001 г. они составили 322 тыс. человек, или 25,5 % общего приема в вузы (в 1995 г. – 112 тыс. человек, или 18 %). При этом более 80 % выпускников средних специальных учебных заведений, поступивших в вузы, обучаются по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.

В настоящее время Министерство образования России разработало пакет следующих документов, регламентирующих проведение государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования:

Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) (приказ Минобразования России от 02.07.2001 г. № 2574);

Об утверждении Перечня основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (приказ Минобразования России от 01.10.2001 г. № 3249);

Об утверждении формы бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) и приложения к нему (приказ Минобразования России от 19.10.2001г. №3409).

В соответствии с приказом Минобразования России от 20.11.2001 г. № 3734 «О комплексной оценке деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), находящихся в ведении Минобразования России, и негосударственных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений)» и в целях совершенствования процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования с 2002 г. осуществляется комплексная оценка деятельности этих учреждений, позволяющая сократить время принятия решений, объем делопроизводства, финансовые затраты образовательного учреждения на указанные процедуры.

Основные проблемы в области совершенствования нормативно-правового регулирования среднего профессионального образования.

Недостаточно проработан правовой механизм взаимодействия органов управления средним профессиональным образованием федерального, регионального и муниципального уровней. Необходимо сформировать единую систему для координации деятельности органов управления образованием различных уровней на основе взаимосвязанных программ развития среднего профессионального образования.

Учебные заведения рассредоточены по ведомственной принадлежности, это приводит к снижению эффективности управления системой среднего профессионального образования.

Отсутствует целостная система контроля за качеством подготовки специалистов. Необходимо усилить внимание к конкретным методикам и процедурам, обеспечивающим эффективный контроль качества образования в условиях расширения автономии образовательных учреждений и диверсификации образовательных программ.

Не реализуется в полной мере потенциал общественных организаций в системе среднего профессионального образования, не в полной мере используются возможности их взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием.

Задача социальной поддержки обучающихся может быть решена только с участием руководства средних специальных учебных заведений, а также региональных органов управления образованием. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования среднее специальное учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы. В настоящее время во многих учебных заведениях сформированы системы социальной поддержки обучающихся.

Актуальной является задача совершенствования социально-экономического обеспечения работников учебных заведений среднего профессионального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: