В настоящий момент в социологии существует два подхода к описанию и классификации методов сбора информации. Представители первого подхода, исходя из своего понимания предмета социологии, считают целесообразным разделить все многообразие методов на две группы – количественные и качественные.
Количественные методы сбора информации направлены преимущественно на изучение проблем взаимодействия между социальными структурами, институтами и организациями. К ним относят следующие принципиально различающихся класса методов: прямое наблюдение, анализ документов, опросы, эксперименты и психологические тесты.
Качественные методы нацелены на изучение субъективных аспектов реальной практики и включают анализ случаев, этнографические исследования, устную историю, историю жизни, историю семьи, метод фокус-групп.
Второй подход к описанию и классификации методов сбора информации не предполагает такого разделения, а просто выделяет следующие их классы: анализ документов, наблюдение, опрос, психологические методы и эксперимент.
|
|
Анализ документов – один из основных методов сбора данных в социологическом исследовании, который предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном тексте, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д
Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.
Существует два больших класса опросных методов: анкетирование (письменный опрос) и интервью (устный опрос).
Анкетирование – разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой.
Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Психологические методы имеют место в практике социологических исследований тогда, когда сведения о том или ином социальном явлении можно получить путем анализа данных об индивидах в отдельности. Наиболее распространенными психологическими методами в социологических исследованиях являются различные тесты, социометрические опросы и проективная техника.
Эксперимент – способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).
Метод экспертизы – модифицированная разновидность опросных методов. Выделение их в особую группу основано, прежде всего, на специфичности выделяемой группы респондентов-экспертов, являющихся «поставщиками» особой информации – экспертных оценок. Отличие экспертных опросов от массовых заключается в более высокой сложности реализации (от проектирования до обработки) экспертизы.
|
|
Критерии выбора методов сбора информации
1) цель и задачи данного социологического исследования;
2) характер и особенности изучаемого социального объекта (явления, процесса);
3) требования, предъявляемые к исходным данным и к обрабатываемой информации (надежность, адекватность, репрезентативность, обоснованность);
4) удобство и «рациональная эффективность» при использовании проектируемых и реализуемых методов;
5) методологическая позиция исследователя.
Условия применения методов сбора информации
Первая группа условий исходит от субъекта исследования. Их можно обозначить как располагаемые ресурсы (время, исполнители, материально-техническое и финансовое обеспечение).
Вторая группа условий относится уже к объекту исследования. При всём её многообразии можно выделить ряд общих обстоятельств, которые выступают в качестве ограничителей/стимуляторов для того или иного метода. Например, принцип добровольности – обязательное условие для опросов и психологических тестов, эксперимента и экспертизы.
Третья группа является специфической и присуща конкретным методам сбора информации. К примеру, условием применения экспертных методов является невозможность – ввиду особой сложности – изучения данной проблемы с помощью иных методов; одно из условий проведения анкетирования – обеспечение сбора анкет; при проведении наблюдения или интервью немаловажным условием выступает «вхождение» социолога в этап сбора информации, способность «держать контакт» на протяжении всего этого этапа.