Общее понятие безработного

Контрольная работа

по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»
на тему: Правовой статус безработного



 Институт лесного бизнеса и инноватики

  Факультет «Экономика»
  Специальность № 38.03.01
  Выполнил: студент 3 курса з/о
  Лекомцева Ульяна Дмитриевна
  Зачетная книжка № 57026
    Проверил: Козлов Евгений Александрович

                                
                                     

 

                                 Санкт-Петербург

 2020


Содержание Введение...................................................................................................................1 Общее понятие безработного.............................................................................. 2 Общее понятие правого статуса безработного.................................................. 3 Основные права и обязанности безработного................................................... 4 Государственные гарантии социальной поддержки безработного.................. Заключение............................................................................................................... Библиографический список................................................................................... Задача 1…………………………………………………………………………… Задача 2…………………………………………………………………………… 3 4 9 11 16 23 26 28 29

 








Введение

 

Актуальность темы исследования определяется необходимостью для России, как социального государства, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ 1993 г. обеспечить условия для достойной жизни и свободного развития человека; предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своих граждан, в том числе и при наступлении безработицы. Право на защиту от безработицы, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ, считается важнейшим элементом всей системы прав и свобод человека и гражданина. Безработица как социально-экономическое явление наносит обществу (государству) в целом, и каждому человеку, в частности, значительный ущерб как экономический, так и социальный, следовательно, исследование теоретических проблем безработицы, совершенствование законодательства и практики его применения являются необходимыми условиями социально — экономической и политической стабильности страны.

Объектом исследования являются общественные отношения. возникающие в связи с получением гражданина статуса «безработный».

Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих общественные отношения, по трудоустройству с участием безработного, по предоставлению мер социальной поддержки безработному, оказывающих воздействие на формирование правового статуса безработного.

 


 


Общее понятие безработного

 

В определениях понятия «безработный» имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда и российским законодательством.

Так, по методологии Международной организации труда, безработный — это застрахованный (добровольное, обязательное или сочетание обоих способов страхования); ранее работавший, но потерявший заработок в результате безработицы; работающий при сокращенной нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени (частично безработный); работающий неполный рабочий день; работающий, но временно не получающий заработную плату; способный к систематической работе по какой-то либо профессии; способный и готовый работать; ищущий подходящую работу.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

Итак, во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным. Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности.

Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет.

Так же следует отметить, что трудоспособность оценивается и по состоянию здоровья, так, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. При этом, занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе и с неполным рабочим временем, временные и сезонные работники; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; члены производственных кооперативов; работающие по договорам подряда, поручения и другим гражданско-правовым договорам; избранные, назначенные или утвержденные на оплаченную должность; проходящие воинскую службу и службу в органах МВД, ВС, учащиеся очных учебных образовательных учреждений всех видов.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 г. N 847н «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».

Процедура существенно не изменилась. Как и прежде, она проводится государственными учреждениями службы занятости населения.

Сначала гражданин регистрируется в целях поиска подходящей работы.

Если в течение 10 дней с даты указанной регистрации не предложено мест для трудоустройства, физлицо признается безработным. Соответствующее решение должно быть принято не позднее 11 дней с момента предъявления им ряда документов.

Так, нужно представить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию, и справку о среднем заработке за предыдущие 3 месяца по последнему месту работы. Впервые ищущие работу, у которых нет профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании.

Безработные обязаны проходить перерегистрацию в установленные службой сроки, но не чаще 2 раз в месяц.

В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой.

Главный признак подходящей работы — ее соответствие профессиональной пригодности работника, при этом учитываются уровень профессиональной подготовки, прежняя работа, состояние здоровья, транспортная доступность рабочего места.

Требования подходящей работы не могут быть едиными для всех категорий граждан. Так, для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для лиц, отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию после длительного (трехгодичного) перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, эти требования понижаются. Для них подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует или не требует она предварительной подготовки. По смыслу Закона, предлагаемая работа признается подходящей, если безработный гражданин с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей способен ее выполнить, и поэтому он не должен отказываться от предложения. При возникновении спора вопрос может быть решен как в вышестоящем органе службы занятости, так и в судебном порядке.

Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда и проч.

В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным.

Так, безработными не могут быть признаны, в частности, осужденные к исправительным работам или лишению свободы, лица до 16 лет, граждане, которым назначена пенсия по старости либо за выслугу лет. Еще одно основание - представлены заведомо ложные сведения. Кроме того, поводом может стать двойной отказ физлица от предложенной подходящей работы или от получения профподготовки.

Гражданин не получит статус безработного, если он в течения 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не явился в службу занятости без уважительных причин.

Через месяц со дня получения отказа можно повторно обратиться в службу.

В отличие от понятия безработного, закрепленного на международном уровне, российское законодательство в качестве безработных не рассматривает: частично безработных; работающих неполное рабочее время; работающих, но временно не получающих заработную плату, вследствие чего указанные лица лишаются права на государственные гарантии защиты от безработицы. Полагаем, что Россия как государство — член МОТ, согласно Уставу МОТ даже при не ратификации указанных Конвенций должна следовать международным стандартам в сфере труда и занятости, защиты от безработицы.

Поэтому можно предложить соответствующее международным стандартам определение понятия безработного для применения его в российском законодательстве. Безработными являются незанятые (не имеющие работы и заработка), неполностью занятые (работающие неполное рабочее время по инициативе работодателя), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), граждане, достигшие трудоспособного возраста (16 лет), ищущие работу, готовые к ней приступить, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Предлагается внести соответствующие изменения в ст. 2 и в п. 3 ст. 3 Закона о занятости.

Таким образом, на сегодняшний день, безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными; б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости); в) зарегистрированы в службе занятости; г) готовы приступить к работе.

 

2 Общее понятие правого статуса безработного

Термин «правовой статус» - сложная, собирательная юридическая категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Прежде сем определить понятие правого статуса безработного обратимся вцелом к пониманию трудоправового статуса гражданина.

Гражданин является участником общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства, в том числе и в сфере труда. Правовой статус граждан в трудовом праве определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами трудового права ответственностью, а так же гарантиями. Так же традиционно в правовой статус включают категорию правосубъектность (в свою очередь включающую правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта).

Так, основным правом, которым наделен безработный – это право на труд. Согласно Конституции РФ 1993 года, труд свободен. Свобода труда при этом подразумевает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Развивая положения Конституции РФ, законодатель определяет равные возможности каждого для реализации своих трудовых прав. Свобода труда должна отвечать и принципу свободы вступления в трудовые отношения. Никто не может принуждать к работе.

Ограничения конституционных прав могут быть установлены лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения государственных (публичных) интересов – в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому законодатель ограничивает возраст вступления в трудовые отношения.

Согласно трудовому законодательству Российской Федерации, по общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, что согласуется с требованиями ст. 2 Конвенции МОТ № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.), согласно которому возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Однако существуют исключения, и допускается снижение возраста, с которого лицо вправе выступать в качестве стороны трудового договора. Лишь в исключительных случаях по согласованию с с органом опеки и попечительства могут приниматься на работу 15-летние. Допускается прием 14-летних, но с согласия одного из родителей и только для работы в свободное от учебы время.

Невыполнение обязанностей, возложенных на работника трудовым законодательством, локальными нормативными актами и трудовым договором, может повлечь за собой соответствующую ответственность.

Следовательно по аналогии, к элементам правого статуса безработного можно, на наш взгляд, можно отнести:

1) основные права и обязанности;

2) их правосубъектность, т.е. правоспособность и дееспособность;

3) гарантии основных прав и свобод граждан;

4) ответственность за нарушение обязанностей.

Следует отметить, что правовой статус безработного можно понимать в узком и широком смыслах:

Правовой статус безработного в широком смысле — это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, отраслевой (трудоправовой) и родовой статус безработного.

Правовой статус безработного в узком смысле — это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, межотраслевой (трудоправовой и права социального обеспечения), родовой и специальный статус.  Так в чем разница? Тем более во втором случае он шире?

В рамках специального статуса безработного выделяется статус безработного на федеральном уровне и статус безработного на региональном уровне, а так же правовые статусы отдельных категорий безработных. Например, несовершеннолетних, инвалидов и др.

Таким образом, правовой статус безработного можно понимать в двух смыслах: правовой статус фактического безработного (безработного в широком смысле) и правовой статус зарегистрированного безработного (безработного в узком смысле). В целом же основными элементами правового статуса безработного выступают его права и обязанности, социальные гарантии. Для целей исследования рассмотрим содержание правового статуса безработного в узком смысле.


    3 Основные права и обязанности безработного

 

Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:

- консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;

- самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;

- обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц – как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ);

- заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;

- оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);

- выплату пособия по безработице;

- выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработному немало важно знать, что если он как безработный утратил право на получение пособия по безработице из-за истечения сроков его выплаты, а также если безработный проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органа службы занятости, то органом службы занятости ему может оказываться материальная помощь.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации возможны, если безработный:

- не имеет профессии (специальности);

- не может найти подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной подготовки;

- ему необходимо переменить профессию (специальность) из-за того, что нет работы, отвечающей его профессии;

- он больше не может работать по прежней профессии.

 Профессиональная консультация предполагает, что безработному окажут помощь в профессиональном самоопределении – то есть, помогут выбрать свой профессиональный путь с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также с учетом потребностей общества в работниках определенной сферы деятельности.

 Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться в следующих вариантах:

- профессиональная подготовка для ускоренного приобретения необходимых для работы навыков;

- переподготовка для приобретения новых профессий;

- обучение работников, имеющих профессию, другим профессиям для получения возможности работать, совмещая их;

- повышение квалификации рабочих для обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, для изучения новой техники и технологий, нужных для выполнения профессиональной деятельности;

- повышение квалификации для обновления теоретических и практических знаний, если повышаются требования к уровню квалификации и необходимо освоение новых способов работы;

- стажировка для специалистов для формирования и использования на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения организаторских и профессиональных качеств.

Помимо прав безработный наделен так же рядом обязанностей, так он обязан: безработный гражданин правовой социальный

- активно искать работу, быть готовым принять предложение о трудоустройстве или обучении, а также совершенствовать свои профессиональные навыки так, как это согласовано с бюро занятости;

- прибыть по приглашению бюро занятости на собеседование по поиску работы;

- совместно с бюро занятости разработать план трудоустройства, в котором согласуются способы поиска работы и совершенствования профессиональных навыков для дальнейшего обеспечения занятости;

- действовать согласно совместно разработанному плану трудоустройства и информировать бюро занятости о выполнении плана;

- участвовать в мероприятиях по содействию занятости, организованным бюро занятости, например, принять приглашение для прохождения стажировки;

- информировать бюро занятости об изменении своих контактных данных или данных о поиске работы.

Так же важной обязанностью является предоставление о себе достоверных сведений как при постановке на учет в качестве безработного и после.

Кроме того согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 г. N 847н, граждане, не явившиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения для предложения им подходящей работы, могут представить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченными органами и организациями (листок нетрудоспособности; повестка о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя; повестка в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого; документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления, и других чрезвычайных обстоятельств, противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; иные документы, обосновывающие причины неявки гражданина).

Если же этого не происходит, то лицу теряет статус безработного.

Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается государственным учреждением службы занятости населения в следующих случаях:

- отказа граждан в течение 10 дней со дня их регистрации в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

- неявки граждан без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственных учреждениях службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения для регистрации их в качестве безработных;

- представления гражданами, документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представления других недостоверных данных для признания их безработными.

Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Сведения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным вносятся в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Таким образом, безработный имеет множество прав, наиболее значимыми из которых на наш взгляд являются: право получать информацию о свободных рабочих местах, о возможностях переквалификации и по иным, связанным с трудоустройством вопросам; получать услуги, связанные с профессиональной ориентацией; участвовать во всех мероприятиях по занятости, проводимых в центре занятости. Помимо прав безработный наделен так же и обязанностями: так, он обязан соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, а так же обязан предоставлять о себе достоверные сведения. Не выполнение данных обязанностей влечет потерю статуса безработного.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: