Государственные гарантии социальной поддержки безработного

 

Одной из задач государственной политики занятости является материальная поддержка безработных, которая в большинстве стран мира реализуется через систему социального страхования.

Финансирование системы социальной защиты в связи с безработицей в Российской Федерации, как это принято и в мировой практике, ведется через специализированное финансово-кредитное учреждение – Фонд занятости населения (ФЗН). В мировой практике формирование средств на социальные нужды происходит за счет обязательного или добровольного страхования.

Преимущества обязательного страхования очевидны: оно, вовлекая в этот процесс государство, создает надежные гарантии в критической ситуации. В нашей стране в условиях административно-командной экономики у населения сложилась прочная ориентация на государственные гарантии и поддержку в социальной сфере. Кроме того, уровень доходов основной части населения России чрезвычайно низок. Эти обстоятельства сдерживают возможности внедрения добровольного страхования. Поэтому формирование средств на социальные нужды за счет обязательных страховых взносов, установленных законодательством России, кажется нам наиболее верным.

В соответствии со ст. 28 Закона о занятости населения государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

 

 

Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержден приказом Минздравсоцразвития от 30.11.2006 г. № 819.

1. Пособие по безработице. Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Между тем гражданам, уволенным в связи с сокращением численности или штата либо ликвидацией организации и не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата, пособие начисляется, начиная с первого дня, по истечении указанного периода (п. 3 ст. 31 Закона о занятости). Само пособие должно выплачиваться ежемесячно при условии прохождения безработным лицом перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

При этом, обязанность Центра занятости выплачивать пособия по безработице установлена законом и не зависит от оснований утраты работы лицом, признаваемым в спорный период безработным.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия, однако, общий период выплат не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (п. 5 ст. 31 Закона о занятости).

4. Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

 

 

Лицам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно, а также необходимый стаж, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Однако общий период выплаты пособия все равно не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (п. 1 ст. 32 Закона о занятости).

Так же следует отметить, что с 2009 года были сняты все ограничения по размеру пособий по безработице для уволенных по собственному желанию без уважительных причин. Таким образом, размер пособия по безработице гражданам, уволенным по сокращению численности или штата работников организации и уволенным по собственному желанию, будет совпадать.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Минимальный размер пособия на 2012 год составляет 850 рублей. Максимальный размер пособия - 4 900 рублей.

А в 2020 году?

При этом, в соответствии с п. 5 ст. 35 Закона о занятости размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

- неявки без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительной причины явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

И, согласно п. 3 ст. 35 Закона о занятости, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

- отказа от двух вариантов подходящей работы;

- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

- явки на перерегистрацию в состоянии опьянения;

- увольнения с последнего места работы за виновные действия, а также отчисления гражданина, направленного на обучение, за виновные действия;

- нарушения без уважительных причин условий и сроков перерегистрации (в этом случае приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);

- самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости.

Причем указанное время, на которое приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Между тем выплата пособия по безработице совсем не производится в периоды (п. 4 ст. 35 Закона о занятости):

- отпуска по беременности и родам;

- выезда из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

- призыва к исполнению государственных обязанностей.

2. Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению Центра занятости населения, в том числе в период временной нетрудоспособности;

В период профессиональной подготовки, по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам: уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

- впервые ищущим работу, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

Во всех случаях стипендия назначается не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан, на момент обучения.

Стипендия детям-сиротам в период профессиональной подготовки назначается в размере средней заработной платы,сложившейся в Забайкальском крае и выплачивается в течении 6 месяцев с момента регистрации в качестве безработного.

Стипендия гражданину, признанному в установленном порядке безработным, в период профессионального обучения предоставляется ежемесячно при условии успеваемости и регулярного посещения занятий. Стипендия начисляется с первого дня их обучения.

3. Безработным лицам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости органами службы занятости может оказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости).

4. Общественные работы. Согласно п. 1 ст. 24 Закона о занятости под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы требуют невысокой квалификации сотрудников. В сфере ЖКХ они могут быть организованы по таким направлениям, как прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций, организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов, озеленение и благоустройство территорий, эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения (п. 6 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875). Этот список не является закрытым, вместе с тем при выделении субсидий на компенсацию затрат работодателя органы власти устанавливают конкретные виды работ. Однако важно учитывать, что к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Таким образом, государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

 



Заключение

 

В определениях понятия «безработный» имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда и российским законодательством.

Так, по методологии Международной организации труда, безработный — это застрахованный (добровольное, обязательное или сочетание обоих способов страхования); ранее работавший, но потерявший заработок в результате безработицы; работающий при сокращенной нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени (частично безработный); работающий неполный рабочий день; работающий, но временно не получающий заработную плату; способный к систематической работе по какой-то либо профессии; способный и готовый работать; ищущий подходящую работу.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.

В отличие от понятия безработного, закрепленного на международном уровне, российское законодательство в качестве безработных не рассматривает: частично безработных; работающих неполное рабочее время; работающих, но временно не получающих заработную плату, вследствие чего указанные лица лишаются права на государственные гарантии защиты от безработицы. Полагаем, что Россия как государство — член МОТ, согласно Уставу МОТ даже при не ратификации указанных Конвенций должна следовать международным стандартам в сфере труда и занятости, защиты от безработицы.

Поэтому можно предложить соответствующее международным стандартам определение понятия безработного для применения его в российском законодательстве. Безработными являются незанятые (не имеющие работы и заработка), неполностью занятые (работающие неполное рабочее время по инициативе работодателя), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), граждане, достигшие трудоспособного возраста (16 лет), ищущие работу, готовые к ней приступить, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Предлагается внести соответствующие изменения в ст. 2 и в п. 3 ст. 3 Закона о занятости.

 Регистрация в качестве безработного проводится государственными учреждениями службы занятости населения.

Сначала гражданин регистрируется в целях поиска подходящей работы.

Если в течение 10 дней с даты указанной регистрации не предложено мест для трудоустройства, физлицо признается безработным. Соответствующее решение должно быть принято не позднее 11 дней с момента предъявления им ряда документов.

Так, нужно представить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию, и справку о среднем заработке за предыдущие 3 месяца по последнему месту работы. Впервые ищущие работу, у которых нет профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании.

Безработными не могут быть признаны, в частности, осужденные к исправительным работам или лишению свободы, лица до 16 лет, граждане, которым назначена пенсия по старости либо за выслугу лет. Еще одно основание - представлены заведомо ложные сведения. Кроме того, поводом может стать двойной отказ физлица от предложенной подходящей работы или от получения профподготовки.

Безработный имеет множество прав, наиболее значимыми из которых на наш взгляд являются:

- право получать информацию о свободных рабочих местах, о возможностях переквалификации и по иным, связанным с трудоустройством вопросам;

- получать услуги, связанные с профессиональной ориентацией;

- участвовать во всех мероприятиях по занятости, проводимых в центре занятости.

При этом, государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Помимо прав безработный наделен так же и обязанностями: так, он обязан соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации. Так, безработные обязаны проходить перерегистрацию в установленные службой сроки, но не чаще 2 раз в месяц.

Так же он обязан предоставлять о себе достоверные сведения.

Не выполнение данных обязанностей влечет потерю статуса безработного.

Через месяц со дня получения отказа можно повторно обратиться в службу.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: