Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил

       

Х о з я й к а. Слушайте, что я вам расскажу, да смотрите, что покажу. Наш дедушка Егор на ярмарку ездил! Знаете, что такое ярмарка? Это большой базар. Купить там можно все, что угодно. Хочешь – покупай булавки и иголки, ленты и заколки, а хочешь – корову, лошадь, свинью, петуха. Здесь и дудки, и гармошки, и кринки, и ложки. Вот пряники печатные и конфеты ароматные. Тут посуда, там игрушки, а вот домашние зверюшки! А рядом карусель крутится, Петрушка кувыркается. Весело на ярмарке, а товаров столько, что никто оттуда пустым не возвращается. Вот и дедушка Егор целую корзину покупок привез. Я про эти покупки вам загадки загадаю, а потом и отгадки покажу.

 

                 Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

         

           (Ножницы)

 

                 Сама не ест, а всех кормит.

         

           (Ложка)

Правильно, это ложка. Вот она, расписная красавица! Дедушка Егор не одну ложку купил, а целых две, чтобы не только кормили, а еще и веселили. Смотрите, как ложки веселить умеют, да слушайте! (Показать разные приемы игры на ложках.)

 

                 Маленький, кругленький, а за хвостик не поднимешь.

         

           (Клубок)

(Предлагая детям попробовать поднять клубок за хвостик, повторить загадку.)

 

                 Два брюшка, четыре ушка.

         

           (Подушка)

Где же у нее брюшки да ушки? Давайте считать!

(Считая, повторяют загадку.)

 

                 Ростом разные подружки,

       А сидят они друг в дружке.

         

           (Матрешки)

А вот еще одну игрушка, она тоже на Матрешку похожа, но на половинки не разнимается. Зато уложить ее спать ни у кого не получится. Хотите попробовать? (Пробуют.) Знаете, как я ее зову? «Маша-неваляша», а по-другому – «Манечка-встанечка».

 

                 Сижу верхом, не знаю, на ком.

       Знакомца встречу – соскочу, привечу.

         

           (Шапка)

(Объяснить, почему шапка «соскакивает», когда встречает знакомого: по русскому обычаю мужчины, приветствуя друг друга, кланялись и снимали шапки. Можно позвать двух мальчиков и предложить им поздороваться таким образом.)

 

                 Упрятались голышки

       В лохматые мешки,

       Четверо – в большой,

       А один – в маленький.

         

           (Варежка)

 

                 Свернется – с кошку,

       Растянется – с дорожку.

       Сам не греет,

       А без него холодно.

         

           (Пояс)

(Показать, как пояс становится то «с кошку», то «с дорожку», объяснить вторую часть загадки: пояс не греет, но не дает ветру задувать под шубу, поэтому с поясом теплее.)

Вот сколько покупок привез дедушка с ярмарки! Здесь и вещи, которые в хозяйстве нужны, и игрушки для Ивашечки, и теплая одежда, скоро зима, вот и придется надевать и шапку, и варежки, и поясом подпоясываться.

А теперь пришло время сказку слушать. Называется сказка – «Мороз», потому зимняя одежда в ней очень пригодится[3].

 

Занятие 11. Нынче ярмарка у нас!

       

Х о з я й к а. Помните, ребятишки, я вам рассказывала, как дед Егор на ярмарку ездил. Не забыли, что такое ярмарка, зачем туда ездят? (Ответы детей.) Давайте в ярмарку играть!

 

                 Солнце яркое встает,

       Народ на ярмарку идет.

         

           Смотрите, кузнец да плотник товары на прилавке разложили. Все вещи здесь нужные, в хозяйстве необходимые. Продают их мастера за загадки: отгадаем – товар получим! (Загадки про ухват, кочергу, коромысло, топор – из предыдущих занятий и новые.)

Молодцы! Много загадок отгадали и покупки сделать сумели! Дальше пойдем. Сколько здесь веселых продавцов! Там лоточник с лотком, тут коробейник с коробком, а в коробе чего только нет, столько товару, что плечо устанет носить! (Надевает на плечо короб, поет, одаривая куклу.)

 

Русская народная песня «Коробейники»

   (Слова Н.А. Некрасова)

       

Ой, полна, полна коробушка,

 

                 Есть и ситцы, и парча.

       Пожалей, моя зазнобушка,

       Молодецкого плеча!

       Дал ей ситцу штуку целую,

       Ленту алую для кос,

       Поясок – рубашку белую

       Подпоясать в сенокос…

         

           Мимо не проходите, на товар поглядите!

Купите подушку – два брюшка, четыре ушка!

Вот предмет – нужнее нет: маленький Ерофейка утонул до шейки! (Гвоздь)

Эту вещицу (клубок) бесплатно возьмите, только за хвостик поднимите! (Пробуют.) Что, не получается? Вот такой он, клубочек: маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь!

Вот ложки расписные, красные и золотые, сами не едят, а всех кормят и веселят (играет на ложках, затем кладет короб и обращается к кукле-продавцу):

 

   – Добрый молодец, чем торгуешь, что предлагаешь?

– Мой товар – взрослым на радость, детям на потеху. Игрушки деревянные, резные, веселые, смешные! Шевелятся, пляшут, крыльями машут (показывает богородские игрушки).

 

   Вы помните, как называются такие игрушки? Правильно, богородские! Здесь есть и наши знакомые птички-невелички, и лисичка, и медведь, а эта лисичка – очень заботливая. Вяжет лисонька для дочки очень теплые носочки. (Показывает.) Веселый товар на этом прилавке! Но на ярмарке не только продают и покупают, но еще и веселятся, на карусели катаются. Давайте и мы на карусели кататься!

 

Игра «Катание на карусели»

       

Воспитатель высоко поднимает обруч с разноцветными лентами («карусель»), дети, взявшись за ленты, бегают по кругу, скачут галопом (на лошадке), притопывают (на машине) и т. п. Хозяйка подыгрывает на шумовых инструментах, приговаривает потешки «Дедушка Егор», «Поехали-поехали».

 

                 Поехали-поехали

       С орехами, с орехами,

       К дедке по репку,

       По пареньку,

       По сладеньку,

       По горбатеньку!

         

                 Тише, тише, не спешите,

       Карусель остановите!

       Мы на ярмарке с утра,

       Нам уже домой пора.

         

           (Убирает «карусель», дети садятся на лавки.)

Хорошо мы повеселились на ярмарке! Много видели разных товаров, а дымковских игрушек я что-то не заметила. Вы не видели? Не беда! К следующей ярмарке мы сами попробуем игрушки сделать и украсим их дымковскими узорами. Начнем прямо сегодня!

 

Конструирование и роспись дымковскими узорами бумажной игрушки: лошадки, коровки

       

Заготовки. Двойные силуэты животных. Дети склеивают их, оставляя четыре ножки, приклеивают золотые рожки или ушки, закрашивают темным фломастером копыта, носик, хвостик. Квачиками наносят простейшие дымковские узоры: точки, кружочки, полоски. Поскольку эта работа объемна, можно, в зависимости от навыков детей, предложить им для росписи уже склеенные заготовки или доделать работу во второй половине дня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: