Особенности проведения итогового изложения

Оглавление

1.     Особенности текстов для итогового изложения. 2

2.     Особенности проведения итогового изложения. 12

3.     Методика подготовки к итоговому изложению.. 13

3.1. Общие методические подходы к обучению изложению.. 13

3.2. Особенности специальной методики подготовки к итоговому изложению глухих и слабослышащих обучающихся. 17

4.     Анализ работ участников итогового изложения. 23

4.1. Примеры работ участников итогового изложения с комментариями. 23

4.2. Выводы по итогам перепроверки итоговых изложений. 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43

Приложение 1. Инструкция для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения 43

Приложение 2. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. 43

Приложение 3. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых изложений 45

 


 


Особенности текстов для итогового изложения

При подготовке к итоговому изложению, самостоятельному отбору текстов для тренировки необходимо учитывать сложившиеся требования к текстам для итогового изложения. Ниже перечислены данные требования и проанализированы несколько текстов с точки зрения их соответствия или несоответствия указанным требованиям.

1.  Отбор фрагментов из произведений отечественной литературы, оказывающей позитивное формирующее влияние на личность.

Как правило, при отборе текстов используются фрагменты произведений отечественных писателей, публицистов.

Тексты должны обладать положительным воспитательным потенциалом: их идейная основа должная строиться на традиционных ценностях, бесспорных этико-нравственных понятиях.

2.  Соответствие текстов возрастным особенностям выпускников.

Тексты не должны быть ни слишком сложными, ни излишне примитивными. Не должны использоваться тексты, построенные на сатирических или сказочных, фантастических сюжетах.

Например, рассказ Е.А. Пермяка «На все цвета радуги» не соответствует данному критерию, поскольку строится на сказочном сюжете (ниже приведен фрагмент рассказа).

На свете жил чудесный певец. Он пел не только задушевно, от всего сердца, но и красочно — на все цвета радуги.

Его разноцветные песни были так хороши, что вскоре он стал самым любимым народным певцом.

Между тем певец не был счастлив…

Он не был счастлив потому, что ему ни разу не удалось спеть такую песню, которая бы понравилась всем. Всем без исключения.

Когда он пел розовую песню с весенне-зеленым отливом и алмазно-росяными искорками, его, затаив дыхание, слушали все юноши и все девушки. А старики проходили мимо. Вздыхая, они считали весеннюю песню то слишком розовой, то чрезмерно зеленой.

Когда же певец пел алую песню с синей каймой раздумья и серебристыми прожилками мудрости, тогда все люди средних лет распахивали настежь окна своих душ и двери своих сердец. Зато малолетки не обращали на эту песню никакого внимания. Потому что они любили песни ярких цветов и четкой раскраски. Игривые. Узорчатые. Даже клетчатые. И для них приходилось петь особо, как и для стариков. Этим нравились песни строгих расцветок и глубоких колеров.

Разные песни оценивались различно людьми не только по их возрасту, но и по характеру. Весельчаки любили канареечно-желтые, лихо-малиновые и пунцовые песни. Угрюмым нравились песни темно-коричневых и вишнево-лиловых тонов. Ветреные и легкомысленные люди обожали песни любого цвета, лишь бы они были пестры и нарядны…

До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась всем. И старым и малым. Жизнерадостным и печальным. Задумчивым и бездумным. Из его светлой души вылетали звонкие жар-птицы изумительной красоты звучания. Ими любовались тысячи людей, но каждый раз находились такие ценители, которые выискивали в песне изъяны. Более того — они глумились над нею и даже втаптывали ее в грязь.

Наконец это стало невыносимым, и певец перестал петь.

— Значит, я плохо пел, коли не сумел заставить всех полюбить хотя бы одну мою песню, — жаловался на себя, на свой голос певец.

Он жаловался так громко и так жестоко казнил свои песни, что его услышало солнце. Услышав, оно ласково улыбнулось с высоты и осветило певца золотыми лучами.

— Мой названый брат, — сказало солнце. — Тысячи лет я раскрашиваю землю в неисчислимые цвета и оттенки, а угодить на всех не могу. Потому что каждому нравится свое. И это очень хорошо.

— Что же в этом хорошего? — негодуя, воскликнул певец.

— Милый мой! Если бы всем нравилось одно и то же, тогда бы остановилась жизнь в однообразии вкусов, в тождестве чувств, в ограниченности стремлений. Тогда бы тебе незачем было искать новые песни, а мне — каждый день по-новому всходить.

Так сказало солнце, окрашивая своей живительной улыбкой в тысячи тысяч цветов и оттенков нашу землю.

От этого на душе певца стало светло и радостно. Ему захотелось походить на солнце. И он снова запел свои песни на все цвета радуги. И очень хорошо. Какая кому нравится, тот ту и слушай. И если из сотен его песен кому-то понравится только одна, — значит, певец не зря прожил жизнь, не зря вдохновлялся солнцем.

3. Корректность текстов, их адекватность ситуации контроля.

Текст не должен дискриминировать участников с ограниченными возможностями здоровья, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть излишне трагичным.

Для примера проанализируем фрагмент из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим-Черное Ухо» с точки зрения причин, по которым его нецелесообразно использовать для итогового изложения. Приведенный ниже текст повествует о трагических событиях в жизни собаки, что может вызвать излишнюю эмоциональную включенность обучающегося в сюжет текста и помешать успешному написанию изложения. Трудности восприятия текста глухими и слабослышащими участниками итогового изложения заключаются в том, что текст содержит звуковые образы.

 

Потеря

Бим долго бежал. И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. Надежды не оставалось никакой. Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось.

Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно — тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру. Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. Для Бима все было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут.

Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча.

Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! А так, наверно, он не встал бы никогда, если бы...

Подошла женщина. Сильная, большая женщина. Видимо, она сперва подумала, что Бим уже мертв, — наклонилась над ним, став на колени, и прислушалась: Бим еще дышал. Он настолько ослабел со времени прощания с другом, что ему, конечно, нельзя было устраивать такой прогон, какой он совершил за поездом, — это безрассудно. Но разве имеет значение в таких случаях разум, даже у человека!

 Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

— Что с тобой, собачка? Ты что, Черное ухо? За кем же ты так бежал, горемыка?

Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. Бим лизнул воду. Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул еще раз. И стал лакать. Женщина гладила его по спине. Она поняла все: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути — провожать навсегда, это все равно что хоронить живого.

Данный текст является сочетанием повествования, рассуждения. Трудности восприятия текста глухими и слабослышащими участниками итогового изложения заключаются в том, что текст имеет глубокий философский подтекст, композиция текста осложняется переключением авторского повествования на внутреннюю речь персонажа.

В тексте множество бессоюзных сложных предложений, что затрудняет о глухим и слабослышащим участникам итогового изложения устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета.

4. Смысловая завершенность.

Тексты должны представлять собой не отрывки, а фрагменты литературных произведений, завершенные в смысловом отношении.

5.  Повествовательный характер текстов, наличие в них ярко выраженного сюжета.

Тексты должны иметь повествовательный характер, однако могут содержать в соответствии с программными требованиями элементы описания и рассуждения (но эти элементы не должны быть основными).

Приведенный ниже текст не соответствует специфике итогового изложения, так как перегружен описаниями и имеет ослабленный сюжет.

Белые березы

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде 

Уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, и я начал искать чего-то, рыская по городу и парку. Чего искал — сам не ведал.

В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира.     

Кусты, деревья, все эти заморские растения, названий которых я не знал, удивляли, но не радовали. Должно быть, открывать и видеть их надо в том возрасте, когда снятся далекие страны и тянет куда-то убежать.

Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в избах в зеленой пене березового листа.

В середине зеленого вороха сидела и вязала веники бабушка. Видно у нее только голову. Лицо у бабушки умиротворенное, она даже напевает что-то потихоньку, будто в березовой, чуть повядшей и оттого особенно духовитой листве утонули и суровость ее, и тревожная озабоченность.

Веники поднимали на чердак и сарай, вешали попарно на жерди, на перекладины — где только можно уцепить веники, там и вешали. Всю зиму гуляло по чердаку и сараю ветреное, пряное лето. Потому и любили мы, ребятишки, здесь играть.

Ах, как славно пахнет береза!

(По В.П.Астафьеву)

 

Текст «Белые березы» имеет коммуникативную направленность, содержит субъективное восприятие автором окружающей действительности, носит характер дневниковых записей, осложнен диалектной лексикой, а также малоупотребительной лексикой, что не соответствует особенностям глухих и слабослышащих участников итогового изложения (в силу ограниченности их жизненного и речевого опыта). В содержании текста автор четко не определяет и не формулирует проблему, на которую обучающиеся с особенностями восприятия словесной речи, могли бы опереться при написании изложения.

6. Доступность смыслов текста.

Тексты должны быть понятны обучающимся, не содержать излишне сложного философского или психологического подтекста, не должны строиться на излишне запутанном сюжете, им не должна быть присуща внутренняя ироничность. Фрагменты текстов должны быть взяты из произведений, написанных привычным для обучающихся стилем.

В соответствии с этим требованием не может быть использован, например, фрагмент текста Ю.Бондарева.

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

 

7. Адаптация текстов под учебную задачу.

Исходные тексты должны быть адаптированы к целям итогового изложения, учитывать особенности его участников. Тексты для изложений могут быть существенно сокращены, в них устраняется «авторская» пунктуация, упрощается синтаксис и лексика (в частности устраняются звуковые образы, слова, употребленные в переносном значении) и т.д.

8.  Отсутствие в текстах развернутых диалогов и монологов.

Развернутые диалоги или монологи не должны быть доминирующими элементами текста (но тексты могут содержать небольшие диалоги или отдельные реплики персонажей)

Неудачен для целей проведения итогового изложения фрагмент рассказа Т. Тэсс «Добрые зерна» (ниже приведен фрагмент рассказа).

 

Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать ее. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку. Он был маленького роста и поэтому казался младше всех других.

—Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.

— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.

— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво.

— Нарисуй, — согласилась учительница.

Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.

— Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? — спросил он.

— Объясни, пожалуйста, что это такое, — сказала учительница с интересом,

— Синяя птица, — сказал мальчик очень серьезно.

— Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется.

Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик спустя какой-то срок снова поднял руку.

9. Соответствие текстов определенному объему.

Тексты содержат не менее 300 слов, но не более 380 слов. Такой объем позволяет написать подробное изложение за отведенное для этого время и обеспечивает равные условия для участников.

 

Ниже приведены образцы текстов, соответствующих всем требованиям, предъявляемым к текстам для итогового изложения.

Они корректны и адекватны ситуации контроля, принадлежат отечественным писателям. В основу текстов положены положительные нравственные ориентиры: они откликаются на темы, связанные с добротой, отзывчивостью, любовью к человеку и природе. Тексты соответствуют возрастным особенностям выпускников, понятны им, при этом не примитивны по мысли. Тексты обладают смысловой завершенностью, ярко выраженным повествовательным сюжетом. В них нет развернутых диалогов и монологов. Тексты соответствует установленному объему.

 

КОСТЯ

Костя всегда зевал на уроках. Учительница была уверена, что зевает он от скуки. Однажды он принёс в класс пучок тонких прутиков, поставил их в банку с водой. Он объяснил, что это ветки багульника, который непременно зацветёт. Ребята ему не поверили, но Костя каждый день менял воду в банке и терпеливо ждал. Однажды багульник зацвёл светло-лиловыми цветами. Теперь все ученики толпились у окна, старались уловить тонкий аромат.

Учительница решила присмотреться к своему ученику, понять, почему он зевает на уроке. Она обратила внимание на то, что каждый раз, когда заканчивался последний урок, Костя вскакивал с места и выбегал из класса.

Его видели на улице с рыжей собакой, а через некоторое время встречали с другой, с короткой шерстью. А позднее он вёл на поводке чёрного пса. Никто по-настоящему не знал, что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте. Поэтому однажды учительница, как следопыт, пошла вслед за Костей.

Костя добежал до своего дома, исчез в подъезде и через пять минут появился снова. За это время он успел проглотить свой обед и прихватить с собой хлеб и остатки обеда. Учительница поспешила за ним. Костя нырнул в переулок, скрылся в парадном. Вскоре мальчик вышел на улицу с собакой. От радости она всё хотела лизнуть Костю в щеку или в нос. Они бегали, догоняя друг друга. А потом шли домой, где их встречал старый человек с костылем. Учительнице стало ясно, что Костя помогал старику выгулять собаку.

Потом мальчик дошёл до дома с балконом, где Костю ждал другой пёс. Когда появился Костя, глаза собаки загорелись радостью. Мальчик достал еду, завёрнутую в газету. Пёс жадно ел, а когда собачий обед закончился, Костя прицепил к ошейнику поводок, и они отправились на прогулку. Оказывается, пса бросили хозяева.

После выгула этого пса Костя заспешил дальше. В соседнем доме его ждала такса, которую тоже некому было выгуливать. Учительница поняла, что Костя кормил и выгуливал разных собак, поддерживал в них веру в человека.

На другой день в конце последнего урока сначала он зевал, а потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Тогда учительница склонилась над спящим мальчиком, легонько потрясла его за плечо и сказала: «Тебе пора!» Костя вскочил, схватил портфель и в следующее мгновение скрылся за дверью.

(По Ю. Яковлеву)

(358 слов)

ПОДАРОК

 Кирилл вернулся из Италии в родной город, поднялся по каменной лестнице на площадь, огляделся. Прежде лестница казалась крутой, а площадь – большой, теперь всё сжалось, вросло в землю.

Кирилл прожил в родном городе до двадцати лет, окончил художественное училище. Его тётя была единственным родным человеком, она выходила и вырастила его. Он шёл к ней, в их родной дом. На пороге его встретила сильно постаревшая худенькая тётя, она счастливо улыбалась… Кирилл оглядел комнату. Всё было как прежде: диван с выпирающими пружинами, буфет со слониками.

Кирилл сразу решил поделиться с тётей своими успехами: он показал журнал, на обложке которого был его портрет. Тётя обняла его и заплакала от радости. Ведь итальянцы с восторгом приняли её племянника, молодого художника Кирилла Найдёнова.

На Кирилла нахлынули воспоминания: он вспомнил, что диплом об окончании училища ему дали из жалости к его старенькой тёте. Учился он плохо, то и дело убегал с уроков. В училище у него сложилась репутация хотя и одарённого, но совершенно безнадёжного ученика. Но тётя в него верила и хлопотала, чтобы его не отчислили. Перелом наступил на третьем курсе. Кирилл влюбился, и вместе с любовью вдруг открылась его душа для искусства. Тётя была счастлива, что её Кирилл взялся за ум.

Кирилл взглянул в свой раскрытый чемодан и с ужасом понял, что там не было для тёти подарка. Ему сделалось душно от собственной позорной забывчивости. Сердце Кирилла сжалось от сознания собственной неблагодарности, невольного предательства и нежной любви к старушке. Кирилл взглянул на себя в зеркало, и ему стало мучительно стыдно. Столько подарков он хвастливо раздал, а о самом родном человеке не подумал! Перед глазами Кирилла теснились лица московских друзей и подружек по ремеслу. Многие были весёлые и талантливые, но, в сущности, им не было до него никакого дела. Только для тёти он был родной, единственный, только она на всём белом свете могла заплакать от радости за него...

Утром Кирилл стал пораньше и пошёл в универмаг. Там он купил три метра хорошей шерстяной ткани и помчался домой, чтобы успеть вернуться до прихода тёти. Он положил свёрток в чемодан. А когда тётя вернулась из магазина, он виновато объяснил ей, что вчера забыл отдать привезённый ей подарок.

(По В. Михальскому)

(348 слов)

 

МАЛЕНЬКИЙ ТЮЛЕНЬ

Однажды довелось мне плыть на ледоколе из Архангельска. Я сидел на особой площадке с биноклем и осматривал льдины.

Вдруг на одной из льдин недалеко от берега я увидел маленького тюленя. Видимо, с его мамой произошла беда. Тюленёнок был жёлтого цвета, совсем крохотный, ему было несколько дней от роду. Всё в нём было маленькое: головка, тельце, шейка... Но удивительней всего были его глаза. Таких больших чёрных глаз нет ни у кого больше. И такая тоска была в этих глазах, такое горе, такие крупные слёзы катились по мордочке, что невозможно было на него смотреть.

В тех краях живут люди суровые. Всю жизнь охотятся, рыбу ловят. Не только в тихую погоду, но и в шторм бесстрашно ходят по морю на маленьких лодках. Всякого насмотрелся каждый за свою жизнь. А тут вдруг всем тяжело как-то, неловко на сердце стало. Решили тюленёнка в избу взять погреться.

Как ни жалели его моряки, а пришлось бы неминуемо погибнуть тюленёнку без матери. Некогда было заниматься с ним, надо было дело делать. Но на другой день с утра прибежал на лыжах к дяде Зосиму внук Вася, сахару принёс, табаку, ватрушек свежих, молока... Он взял тюленёнка в школу, в живой уголок.

Всю зиму ухаживали ребята за зверьком. Кормили его сперва молоком, а потом, когда подрос, стали рыбу давать. Ко всем он относился хорошо, доверчиво, никого не дичился, но среди всех ребят особенно отличал одного Васю. А когда наступила весна и сошёл лед, поднялся в школе спор. Одни предлагали тюленёнка в зоопарк отправить, другие хотели его выпустить на волю. Спорили, спорили и решили всё-таки выпустить тюленёнка в море.

Пустили его на берег к самой воде, а он ничего не понимает, забыл всё. Облило его раз волной, другой раз обдало, вдруг он понял что-то, ластами, хвостом забил и погрузился в воду. Потом он выбрался на глубокое место и нырнул. Показался он снова уже далеко – чёрной точкой. Долго эта точка на одном месте покачивалась, и всем казалось, что тюленёнок на берег смотрит, прощается с ребятами.

(По Ю. Казакову)

(322 слова)

ГАЙДАР И ЕГО КОМАНДА

Писатель Аркадий Гайдар легко откликался на чужую беду. Людей, которые нуждались в его помощи, было много.

 По соседству с писателем жила маленькая девочка Маруся. Её отец погиб на войне. Девочка долго болела и не могла ходить. Из окошка ей виделся только узенький кусочек синего или серого неба. Гайдар навещал девочку, приносил ей конфеты и игрушки.

Неподалёку в большом сером доме жил старый писатель. Он давно ничего не писал и даже читать не мог, потому что плохо видел. Аркадий Гайдар часто заходил к писателю и читал ему новые книги.

В соседнем переулке жил друг Гайдара. Когда-то они вместе воевали. В одном из боёв друг получил серьёзное ранение и теперь мог работать только переплётчиком. Он очень хорошо, но медленно переплетал книги. Гайдар доставал ему работу и разносил переплетённые книги по заказчикам.

Словом, забот у Гайдара было много…

Однажды зимой я остался ночевать у Гайдара, потому что рано утром нам вместе нужно было уехать за город. В восемь часов вечера в комнату влетел футбольный мяч и разбил двойное стекло.

Гайдар подошёл к окну и понял, что дворовая команда испугана: футболисты переживали потерю мяча, и им было стыдно за разбитое стекло. Какой хозяин разбитых стёкол отдаст мяч обратно?

Но Гайдар просто сказал: «Зима! А вы что делаете? Коньки надо покупать! Клюшки! В хоккей играть!» Затем поднял с пола мяч и кинул его ребятам, которые дружно благодарили Гайдара.

Гайдар заткнул разбитое окошко подушками, но спать было холодно. Утром мы отменили поездку и решили идти пить чай в какую-нибудь тёплую столовую.

Выйдя из дома на улицу, мы сразу попали в толпу ребят. Они играли в казаки-разбойники. Гайдар сказал ребятам, что все мальчишки почему-то играют в разбойников, а надо бы им играть в хороших людей.

Капитан Гришка поинтересовался, что это за игра. Гайдар рассказал о больной девочке Марусе и предложил её навестить, но сначала купить ей в магазине булок и пряников. Так и поступили.

Месяца два спустя мы с Гайдаром пришли на каток. На льду тренировалась наша команда. Новенькие клюшки мелькали в руках ребят. Не было на льду только Гришки. На вопрос Гайдара, где же капитан, ребята ответили, что он пошёл навестить Марусю, а вечером к ней зайдут другие ребята...

 (По Б.А. Емельянову)

(353 слова)

 

Особенности проведения итогового изложения

До проведения итогового изложения участники должны быть ознакомлены с Инструкцией для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения (см. Приложение 1.). Текст данной инструкции является неотъемлемой частью итогового изложения.

Текст для изложения зачитывается участникам итогового изложения вслух трижды после объявления начала проведения изложения. Интервал между чтением составляет 2 минуты.

Для участников итогового изложения с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих, глухих, позднооглоших и слабослышащих участников итогового изложения текст для итогового изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст для итогового изложения в листы бумаги для черновиков запрещено). По истечении 40 минут член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст для итогового изложения, и участники приступают к написанию итогового изложения.

Для глухих, позднооглоших и слабослышащих участников итогового изложения при необходимости (вместо выдачи текста для итогового изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод текста для итогового изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для итогового изложения сообщается во время подачи заявления на участие в итоговом изложении).  Сурдоперевод обеспечивает ассистент-сурдопереводчик.

Участники итогового изложения, которым текст для изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельный учебный кабинет для проведения итогового изложения. Категорически не рекомендуется распределять участников итогового изложения, которым текст для итогового изложения выдается для чтения на 40 минут, в один учебный кабинет вместе с участниками итогового изложения, которым текст для итогового изложения зачитывается членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

На доску выписываются сложные слова с трудной семантикой, например: заимствованная лексика, историзмы, архаизмы, географические названия, профессиональная лексика, слова с начальным компонентом пол-(полу-) (полгоря, полверсты, полкойки); с иноязычными приставками дис-, пан-, прото- (дисгармония, панэпидемия, прототип). 

Для участников итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов итоговое изложение может по их желанию проводиться в устной форме.

Работы участников итогового изложения оцениваются по Критериям оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (см. Приложение 2.). Оценка итоговых изложений по критерию «Грамотность» осуществляется с учетом Рекомендаций по квалификации ошибок при проверке итоговых изложений (см. Приложение 3.)

Подробнее особенности организации и проведения итогового изложения писаны в Методических рекомендациях по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, в 2019/2020 учебном году (Приложение 6 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: