В наших краях молва людская непременно связывает Иоанна Кронштадского с устройством в непосредственной близости от пог. Пенино Поречской женской общины, которая по свидетельству бывшего епархиального редактора И.В. Попова получила статус монастыря в 1919 г. – «Дыма без огня», как говорится, «не бывает.
Говорят даже, что батюшка в отношении храма в пог. Козья Гора сказал, якобы, что «Он будет стоять до скончния века».
Действительно, храм в Козьей Горе стоит нерушимо со дня своего создания, и, несмотря на многочисленные кражи и утраты[308], основная часть образов находится в нем на своем месте, ровно там, где их поставили строители и вкладчики храма.
Сегодня убранство храма приростает трудами и заботами настоятеля, о. Еливферия (Нецветаева), который нанимает иконописцев для поновления и золочениия старых икон, и инициирует написание новых.
Очевидно, что на начальном этапе становления Поречской женской общины к о. Иоанну с просьбою о благословении обращались и будущие сестры монастыря, и конкретно – игумения Общины Мария (Кудрявцева). – Иного и быть не могло. В то время без благословения ничего не делалось. – К батюшке, как известно, за благословением в Кронштадт со всей России стекались тысячи богомольцев:
|
|
«Андреевский Собор, где чаще всего служил батюшка, был громадным. Он вмещал в себя много тысяч народу. На Страстной седмице, когда в Кронштадт отовсюду стекались богомольцы побывать на общей исповеди и причаститься на следующий день во время обедни, которую так вдохновенно служил батюшка, – Собор бывал настолько переполнен, что нельзя было в толпе поднять руки»[309].
Вот, что писала газета «Средняя Рогатка» применительно к истории создания Поречской женской общины:
«В 1902 г. при содействии Св. Прав. Иоанна Кронштадтского, много приложившего усилий для возрождения и умножения женского монашества в России, и особенно на Северо-западе, по инициативе его духовной дочери игумении Марии, была основана женская община в с. Поречье, на Козьей Горе, в живописном уединенном месте близ озера Самро. В 1903 – 1904 гг. там был основан первый, деревянный храм во имя Прп. Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви; в 1930-х годах храм был разрушен и ныне на его фундаменте стоит церковный дом. В 1907 г арх. В.А. Косяковым был сооружен второй – обширный трехпрестольный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами: один – во имя Свт. Николая Чудотворца и другой – Свв. Апостолов Петра и Павла и Прп. Максима Исповедника.
В 1908 г, последний год жизни Кронштадтского пастыря, при Поречской женской общине был учрежден Свято-Успенский скит при Доложских пещерах. В 1919 г., уже во время Гражданской войны, Покровская община была возведена в ранг женского монастыря. Перед революцией и в 1920-х годах в обители жило 18 сестер»[310].
|
|
Несомненно, к Иоанну Кронштадскому обращались за благословением строители Общины, крестьяне Кудрявцев и Егоров. – Уже в 1901 г. они подали по инстанциям соответствующее прошение:
«Бывший крестьянин Максим Егорович Егоров, разбогатев на подрядах в Петербурге и став личным почетным гражданином, и подрядчик Андрей Артемьевич Кудрявцев (1842 – 1920-е), крестьянин дер. Рудницы Старопольской волости, подали 7 июня 1901 года церковным властям прошение об учреждении близ озера Самро, в сельце Поречье Ложголовской волости Гдовского уезда, женской монашеской общины. Просители при этом объясняли, «что в учреждении означенной общины давно уже чувствуется местная потребность, что стремление к монастырской жизни всегда было заметно в местном населении и особенно сильно обнаруживается в настоящее время среди женщин»[311].
Поречская женская община.
Между тем, после 1901 г. официально нигде приезды батюшки в пог. Пенино или на Козью Гору не зафиксированы. Все источники при этом говорят об освящении двух храмов Общины другими иерархами. – Так написано даже в специальной справке архива, которую дали сотрудники ЦГИА «Председателю Приходского совета прихода Церкви преподобного Сергия Радонежского на Московским шоссе Ю.Г. Корытченкову» 30. 05. 2000 г. за № 295:
«Престолов [в Св.-Покровском храме пог. Козья Гора] три, главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 29.01.1908 Преосвященным Кириллом Епископом Гдовским, другой во имя Св. Николая освящен 12.02.1913 Преосвященным Вениамином Епископом Гдовским, третий во имя Апостолов Петра и Павла, не освящен.
Другая церковь-трапезная зданием деревянная, теплая, на каменном фундаменте с такою же колокольнею, крепка, крыта железом, построена усердием этих же учредителей общины. Престол один во имя Преподобного Серафима, освящен 11.02.1905 г. Преосвященным Кириллом Епископом Гдовским.
Поречская женская община.
Трапезная с церковью. Проект. 1904.
…
Дома священно и церковнослужителей построены деревянными, тщанием учредителей общины в 1904 году и составляют собственность общины.
Дома для причта три: для священника, для дьякона и почтовое отделение.
…
Староста исполняет должность с 1905 года. И.д. начальницы – рясофорная послушница Мария Андреевна Кудрявцева, 38 лет, дочь крестьянина д. Рудницы Старопольской волости Гдовского уезда.
Преосвященный посещал в последний раз приход в 1913 году»[312].
В ЦГИА, между тем, сохранился проект застройки Поречской женской общины, где крестьяне Кудрявцев и Егоров предоставляли под нее собственный участок в Козьей Горе. Он предусматривал сооружение 9-ти зданий, в т.ч. большого каменного храма. Вместе с ним на первых порах предусматривалось сооружение малого храма при трапезной.
На общем плане Общины, исполненном на кальке, строения были указаны под номерами:
«1 – 2. Дома для священников.
3. Дом для дьякона.
4.Дом для псаломщиков.
5. Трапезная.
6. Дом для келий.
7. Отдельный жилой дом.
8. Дом для келий»[313].
В свое время об обители петербургскими исследователями К.В. Головиным и Л.И. Соколовой были произведены архивные изыскания, из которых сегодня можно составить общее представлениие о сути событий, которые происходили здесь до и после 1917 г.
Главное в этих поисках было то, что исследователи на волне т.н. «перестройки» успели ознакомиться с делом об Общине в архиве УФСБ[314], которое сегодня недоступно для работы.
Козья Гора.