Государственные органы: понятие, классификация

Орган государства – это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.

К наиболее существенным свойствам государственного органа относят следующие:

Основное назначение государственного органа – реализация государственной власти, решение тех или иных управленческих задач в обществе;

Является легальным институтом, так как формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта);

Выступает легитимным институтом, поскольку его авторитет и властные полномочия добровольно или вынужденно признаются большинством людей; 

Состоит из государственных служащих и соответствующих структурных подразделений 9 отделов, управлений и проч.);

Имеет необходимую материальную базу (здания, транспорт, техника и проч.), а также финансовые ресурсы, необходимые для реализации компетенции.

Существует несколько научных классификаций государственных органов. В зависимости от порядка образования органы государства делятся на органы, избираемые народом (парламент, президент), и органы, формируемые другими государственными органами (правительство, суды).

По форме реализации государственной деятельности их можно подразделить на законодательные (обобщающее название – парламенты), исполнительные (правительства, министерства, службы, комитеты, администрации), судебные (конституционные, обычные, административные, военные, арбитражные суды) и контрольно – надзорные (прокуратура, счетная палата, ревизионные комиссии и т. п.).

По иерархии государственные органы делятся на центральные и региональные (местные), по порядку осуществления компетенции – на коллегиальные (парламент) и единоличные (президент), по срокам реализации полномочий – на постоянные (суд, прокуратура, полиция) и временные (временная администрация), по характеру компетенции – на органы общей (широкой) компетенции (правительство) и органы специальной (узкой) компетенции (отдельные министерства, службы и др.).

Признаки правового государства.

Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Прообраз идеи правового государства возник по сути дела как противоядия от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона); Наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально – юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции РФ. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.

Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти ещё и разделением ее по вертикали;- верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);- взаимной ответственности государства и личности

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации.

Главное требование принципа разделение властей, сформулированное ещё Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой – либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно – хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.В системе противовесов важную роль призван играть президент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: