Урок 24. «Целостность»

Целостная композиция - это композиция, между элементами которой могут быть промежутки, разрывы, но все-таки эмоционально – ассоциативное тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение является целым и безусловно выделяет объект из окружающей среды. Целостность можно трактовать, как внутреннее единство композиции, это один из главнейших объединяющий принципов композиционно - художественного формообразования в дизайне.

Целостность формы, понятие, родившееся в сфере пластических искусств, для которого является естественным образный, метафорический язык. Степень сложности пространственных связей внутри формы и взаимосвязь отдельных её элементов в итоге может рассматриваться как определенное количество невербальной информации о данной композиции.

Для расшифровки использованного в данном случае композиционного принципа нужно приложить определенные усилия. Логичность и ясность пространственных связей, особенно при решении сложных задач в процессе дизайн проектирования во многом зависит от гармоничности и внутренней сбалансированности композиционных связей. Плохо скомпонованный объект неизбежно утрачивает и существенную долю композиционной целостности.

Урок 25. «Образность».

Образность - выражение в композиции определенной художественной идеи. Любая художественная деятельность раскрывает определённую художественную идею через образность. Образная форма оказывает на зрителя более сильное и глубокое эмоционально-эстетическое воздействие, чем простая утилитарная форма.

Важно создать в дизайн-композиции целостный, простой, предельно выразительный образ. Он определяет силу и глубину воздействия формы на зрителя (потребителя). В дизайне композиционные задачи тесно связаны с утилитарными функциями и могут быть сведены к простым средствам воздействия на зрителя. Прежде всего образ в дизайнерских формах имеет разную степень условности, начиная от форм совсем близких к натуральным объектам, и заканчивая предельно абстрактными. Определяется она прежде всего теми функциями, которые она выполняет.

Образ в дизайне можно свести к простым формам воздействия- злой, колючий, геометричный, отталкивающий; мягкий, добрый, антропоморфный, привлекательный. Не смотря на свою противоположность, оба этих образных строя могут быть применены в одном объекте, в зависимости от функции его частей. Созданию образа в дизайне служат художественные свойства применяемых материалов. Так в форме образ через материал находит свое наиболее яркое выражение. Ещё важно отметить, что достижение стилевой гармонии — является важной композиционной задачей в раскрытии образа в формах, проектируемых дизайнерами.

Урок 26 «Системность».

Ещё одним аспектом пространственной композиции в современном дизайне является - системность. Применение этого метода достойно широкого применения в силу своей эффективности. Выражается он во всестороннем анализе проектной задачи и построении формы с учетом влияния на нее различных функциональных и художественных факторов, не только связанных с самой формой, но и с пространственно предметной средой в целом. Так же системный подход применим при проектировании нескольких форм, связанных общей смысловой и функциональной задачей которые в сумме выступают уже в качестве элементов развернутой композиции. Специфика такого проекта заключается в его многоплановости. По сути системное построение подчиняется тем же композиционным закономерностям, которые применяются при разработке отдельной формы.

Экспериментальные исследования в области психофизиологии показали, что при упрощённом понимании функции ускользает из виду гармоничная целостность сложной композиционной системы и именно ее отсутствие серьезно затрудняет качественную разработку дизайн проекта. С каждым годом по-своему усложняется формы общения человека с техникой. Особенности восприятия многоэлементных композиций ставят перед дизайнерами немало задач, вплотную связанных с психологией восприятия, которая сегодня становится важной частью пространственной композиции, их успешное решение обеспечивает эффективное функционирование всей системы человек — технический объект. В работе над композицией сложной в объемно-пространственном отношении группы объектов, связанной с пространственно предметной средой, проектировщику приходится так или иначе иметь дело с конкретной системой элементов и связей и, таким образом, искать оптимальную их соподчиненность, находить баланс всей системы в целом.

 Особенностью восприятия формы является ее воздействие на человека в процессе утилитарного использования изделия - его работы. Восприятие и его психологические особенности выступают главным образом как сопутствующий действию процесс, как органичная часть самого действия. Объект может внешне казаться гармоничным и привлекательным, но, если форма ущербна с позиций удобства эксплуатации, она непременно будет критически переосмыслена в процессе работы. Психологические исследования показывают, что важным в механизме восприятия служит способность человека подсознательно анализировать форму, видеть одновременно как бы два ее изображения — негативное и позитивное. Очень важно, чтобы результатом дизайн проектирования было безусловное доминирование позитивного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: