Урок 20. «Рациональность»

Рациональность в композиции - это смысловая обоснованность и практическая целесообразность формы.

Первое важное функциональное требование рациональности – это актуальная и эффективная конструктивная разработка формы. Она предполагает достижение ее прочностных и технологических характеристик. С качеством такой разработки тесно связана эргономика. Её применение позволяет учесть все требования соответствия проектируемой формы человеку, наделенному в свою очередь системой определённых физиологических особенностей и функций. Функциональная эффективность в данном случае дополняется достижением наилучших потребительских качеств, которые отвечают по сути принципу рациональности.

Другое важное функциональное требование – это необходимость разработки художественной формы с учётом требований непосредственно рациональности. Рациональность в дизайн проектировании с точки зрения художественного формообразования предполагает четкую логическую обоснованность принятого композиционно-художественного решения. Принцип рациональности, применённый при создании художественного аспекта дизайн проекта, наилучшим образом соблюдается при учете объективных закономерностей его функционального и эстетического построения.

Дизайн не исключает эмоционально-ассоциативного отношения к формообразованию, но отводит ему равнозначную с рациональностью роль.

Урок 21. «Тектоничность».

Тектоника — это видимое отражение в форме её конструкции и основных характеристик применяемого в ней материала. Это важное средство художественной выразительности, которое органически связанно со смысловой и конструктивной структурой проектируемой формы.

Именно в тектонике выражается связь формы и декоративной составляющей изделия, определяется гармоничный баланс конструкции и формы, выраженный в конкретном материале. Закономерности тектоники отражают основную логику работы конструкций, материалов, используемых в ней и опираются на законы физики. То есть, применяемые материалы должны быть использованы оптимально с точки зрения работы объекта. Если конструктивные возможности данного материала не используются в полной мере или, композиция заставляет материал работать неестественным для него образом, то композиционных нарушений не избежать. В связи этим всякий раз целесообразно находить соответствующие композиционные приемы, отвечающие сущности конструктивных особенностей, характеру используемых материалов и выражению работы физических сил в конструкции.

Эффективное использование тектоники, как средства композиции в дизайне сопряжено с решением двух, казалось бы, противоположных, по сути, задач: прямой демонстрации в форме ее конструктивной основы и, наоборот, ее нивелировки, закрывая эту основу декоративными элементами.

При создании тектонической основы композиции в дизайн проектировании важно руководствоваться прочностной и технико-экономической целесообразностью, учитывая при этом аспекты художественной выразительности формы.

Форма современного изделия должна визуально информировать о логичной взаимосвязи всех его элементов. Она должна раскрывать функциональный и эстетический характер этих связей, показывать, как состыкованы друг с другом отдельные элементы формы, как решены стыки различных материалов, как взаимодействуют элементы с помощью каких-либо пространственных элементов - углублений, приливов, выступов или наложений и т. п. В такой парадигме дизайн проектирования отражается художественное начало современного формообразования.    

Урок 22. «Структурность».

Структурность - это внутреннее строение проектируемой формы: это определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение, устройство чего-либо. Задача структурирования объекта - это гармонизация связи между его элементами. Эта связь выражается в логичной соподчиненности элементов композиции.

Двумя основными методами структурного соподчинения композиционных элементов можно считать их однородность и разнородность.

Однородная соподчиненность - это взаимодействие элементов равных по всем своим композиционным параметрам.

Разнородная соподчиненность - это структурная связь элементов, имеющих разное композиционное значение, которое, в общих чертах, можно разделить на главные и второстепенные. 

Урок 23. «Органичность».

Органичность - нечто внутренне присущее чему-нибудь логично и закономерно, органичность вытекает из самой сути чего-нибудь. Органичные условия композиции - это такие условия, при которых ничего нельзя изменить без того, чтобы не вызвать изменения целого, без его разрушения. Главной обобщающей характеристикой органичной композиции следует считать не только гармоничное соответствие всех элементов внешней формы предмета, но и его функции.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: