Урок 10: «Контраст. Нюанс.»

В композиции может использоваться одновременно несколько степеней различия и их соотношения. Поэтому в создании эстетически сбалансированной композиции очень важно учитывать именно правильные соотношения. Контраст - это средство композиции, которое характеризует качественные изменения изобразительных средств. В процессе проектирования можно сопоставлять и связывать элементы только по одному композиционному свойству, например: контраст по размеру большого и малого элемента, по геометрической форме контраст круглого и квадратного элемента, контраст по пластике острого и плавного элемента, контраст по фактуре гладкого и шероховатого элемента, контраст по цвету зеленого и красного элемента, контраст по тону черного и белого элемента и т. д. Контраст позволяет четко выделить главные и подчеркнуть второстепенные структурные элементы композиции, сохраняя при этом ее цельность. Так же построить контраст можно, создав равновесие между всеми элементами композиции и их свойствами, но установив крайнее различие по какому-нибудь одному из них. Контраст ярко характеризует наибольшее различие элементов по каким ни будь их композиционным свойствам.

При наличии контраста композиция приобретает динамичность и наибольшую активность при воздействии на зрителя.

Нюанс - характеризуется небольшим различием элементов композиции по основным декоративным признакам. Нюанс предполагает сглаживание различий между равными по структурному значению элементами. Введение нюансов может изменить характер части или всей композиции в целом: при сглаживании различий он может стать более спокойным. Как композиционный приём нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями проектируемого объекта и достижению его целостности.

Урок 11: «Масштаб»

Как средство композиции масштаб является стратегическим элементом. В объекте, как правило, присутствуют, три условных масштаба, которые позволяют зрителю его гармонично воспринимать.

Первый масштаб является внутренними и рассматривает соотношения самого объекта.

Второй масштаб должен быть соразмерен человеку, в нём, в основном, учитываются требования эргономики.

Третий масштаб связывает проектируемый объект с окружающим пространством.

Сравним: посуду, сувениры, мелкую бытовую технику, приборы, кнопки, ручки, где масштаб определяется относительно близким расстоянием от объекта, которое влияет на его восприятие и мебель, крупную бытовую технику, кузова автомобилей, где масштаб определяется значительным расстоянием от объекта. Формальный аспект восприятия таких объектов в первом случае обуславливает филигранность всех их композиционных элементов, во втором, большую обобщенность, определённую жесткость формы, скульптурную выразительность деталей.

В итоге масштабирование пропорций как средство композиции применяется фактически постоянно, в любой упорядоченности фигур или предметов. Правильный выбор масштаба являются главным средством формирования ощущения комфортного восприятия перспективы.  

Урок 12: «Доминанта».

При структурировании формообразования необходимо нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму при сохранении главного доминирующего элемента (акцента). Это позволяет сохранить гармоничность внутреннего строения формы. Гармонизация, как правило, разделяет элементы композиции на главные и второстепенные. Чем четче и ярче раскрыты свойства каждого элемента композиции, тем органичнее структурная связь между элементами, тем композиция выразительнее.

Главный элемент композиции обычно сразу обращает на себя внимание зрителя, именно ему, подчинены все другие, второстепенные, элементы, выделяя или направляя на него взгляд. Это смысловой центр композиции. При проектировании центр композиции не связан впрямую только с геометрическим центром формы. Центр, фокус композиции, ее главный элемент — это и есть доминанта.

При построении пространственной композиции доминанта может возникать, по вертикали, по горизонтали или по массе. Доминанту, так же можно создать за счёт разрыва формы, введения особо динамичного элемента или за счёт цветового или тонового контраста.

При отсутствии доминанты форма может выглядеть монотонной, аморфной, вялой. В этом случае отдельные элементы не выделяются в композиции, образуя однообразную массу, либо эти элементы распадаются на самостоятельные композиции, которые разрушают целостность общей формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: