Урок 7: «Текстура. Фактура. Рельеф.»

Текстура. Характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из свойств самого материала, она обусловливается характером расположения его составных частей (кристаллов, зерен, элементов структуры). Текстура так же может быть имитацией того или иного материала (дерева, камня, ткани и т. д.), или создана фантазией дизайнера.

Фактура. Это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами применяемого материала и способом его обработки. В отличии от текстуры фактура занимает промежуточное место между такими состояниями формы, как гладкая поверхность и рельеф. Эмоционально - пластический характер фактуры выявляется тем сильнее, чем она сильнее приближается к рельефу. Фактура не может существовать без формы, созданной из конкретного материала.

К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Ассоциации, вызванные той или иной фактурой, могут долго оставаться в нашей памяти. Фактуры агрессивные - блестящие, колючие, фактуры спокойные - мягкие, округлые, слабо шероховатые или вязкие.

Рельеф. Характеризуется более крупным, чем фактура, пластическим строением формы, как и фактура он является одним из средств создания художественного образа. В дизайне, как и в скульптуре, принято деление рельефа на: контррельеф (заглубленный, вдавленный в поверхность), низкий, высокий и горельеф (изображение выступает более, чем на половину объёма изображаемых частей).

Урок 8: «Метр-ритм.»

Метр и Ритм в искусстве определяются как подчинённое определённой закономерности чередование соизмеримых между собой и эмоционально ощутимых элементов. Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление определённого чередования в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся форма должна содержать не менее трех составляющих (арифметическую, геометрическую, гармоническую).

Метр - простейший порядок, основанный на повторении подобных элементов. Повторы разбивают форму на части и эмоционально облегчают её восприятие, делают его четким и ясным. Однако при достаточно большой протяженности, простая метрическая композиция может выглядеть монотонной. При ритмическом изменении элементов, проектируемого объекта образуется сложное композиционное множество, которое может носить различный ассоциативно-эмоциональный характер — плавно или резко изменяющийся.  

Ритм - более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он, как правило, характеризуется неравномерным изменением их свойств. Один из характерных приемов построения ритма — изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие по высоте и ширине ритмические ряды.

Такой порядок может стать средством создания динамичных композиций. Если же допустить полное отсутствие порядка, композиция распадётся. Рассмотрим основные приёмы построения ритмов в пространственной композиции.

Первый характерный приём построения ритма это - изменение величины элементов. Плавное увеличение величин, характеризующих ритмические ряды, ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое увеличение величин, характеризующих ритмические ряды, ведет к построению «напряженной» ритмической композиции.

Второй характерный прием построения ритма - изменение интервалов между компонуемыми элементами. Сужающиеся ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами композиции. Расширяющиеся ряды образуются за счет увеличения расстояний между элементами композиции. Замедление или ускорение ритма будет определять степень изменения интервалов. Постепенное увеличение размеров интервалов между элементами композиции и их размеров ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения. И наоборот, постепенное уменьшение размеров интервалов между элементами композиции и их размеров ведёт к ее зрительному облегчению в направлении этого уменьшения.

Сложные ритмические ряды могут быть образованы сочетанием в композиции нескольких метрических и ритмических рядов не только с различными интервалами и размерами, но и быть расположенными в разных координатных направлениях. Ритмическая направленность этих рядов относительно друг друга может быть разной: она во многом определяет основной характер композиции. Он становится либо подчеркнуто стремительным, динамичным, либо более спокойным, уравновешенным. Уравновешенность такой композиции основывается на пересечении «двигающихся» в разных направлениях ритмических рядов.

Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, тон, геометрическая форма, текстура, фактура и рельеф. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы определяют эмоционально-зрительную составляющую пространственной композиции.     

Урок 9: «Свет. Тень».

Свет и тень - одно из средств создания художественного образа при проектировании элементов пространственно - предметной среды.

Свет создаёт впечатление от формы и фактуры. Прямое, яркое освещение максимально выявит объем, подчеркнёт все неровности поверхности, вызовет блики на гладких участках формы. Рассеянное освещение создаёт из той же формы другой образ: такое освещение смягчит форму, сгладит и ее угловатость, даст фактуре глубину. Тень в свою очередь то же может быть значительным композиционным инструментом. В процессе проектирования дизайнер должен учитывать, не только то как тени влияют на форму, цвет, фактуру самого объекта, но и то как они вписывают его в пространственно - предметную среду в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: